Обзор изменений в строительной области за август 2022 года

 

 По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

           1. О проекте комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"

          Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"", который в настоящее время размещен проходит процедуру раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов.

          Проект постановления подготовлен во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 года N 829-р, в соответствии с которым раздел III перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р дополнен комплексной государственной программой Российской Федерации "Строительство" с началом срока ее реализации с 1 января 2023 года.

          Проектом постановления предусматривается утверждение комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство" в части утверждения стратегических приоритетов.

 

          2. Софинансирование объектов капитального строительства упрощено

          Правительство РФ выпустило постановление N 1329 от 26 июля 2022 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Документ упрощает процесс принятия решений о софинансировании объектов капитального строительства, а также приобретения объектов недвижимого имущества, которые оформляются актами Правительства Российской Федерации. Речь идет об объектах, чья сметная предельная стоимость либо стоимость приобретения превышает 1,5 млрд рублей.

           "Изменения касаются правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов. В частности, увеличивается стоимость объектов капитального строительства с 1,5 млрд до 3 млрд рублей, по которым актом Правительства должно утверждаться адресное пообъектное распределение. Данное решение позволит существенно сократить сроки реализации проектов инфраструктуры в условиях роста стоимости строительных ресурсов", - сообщил замглавы Минстроя России Юрий Гордеев.

           Постановление разработано в рамках предложений первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

           Утвержденные решения окажут положительное влияние на реализацию государственных программ Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы в части сокращения сроков принятия решений о софинансировании крупных объектов. При этом принятие Постановления и его реализация не приведут к увеличению расходов федерального или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации. ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»          

          Напомним, что Минстрой России для более оперативной реализации и запуска новых проектов в последние годы проводит активную работу по сокращению инвестиционно-строительного цикла. Так, количество позиций в перечне обязательного применения удалось сократить с 10 тыс. до 3,2 тыс. Важно отметить, что принятые решения не окажут влияния на безопасность проектируемых и строящихся объектов.

 

           3. Утверждены варианты решений по незавершенным объектам

           Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление N 1333 от 26 июля 2022 г. о последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство или реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и не завершены, в федеральный и региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства.

           С 1 мая 2022 г. Минстрой России наделен полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по снижению количества объектов незавершенного капитального строительства. С этого момента ведомством ведется разработка нормативно-правовой базы для дальнейшего создания федерального реестра. В него войдут все долгострои, которые полностью или частично финансировались за счет бюджетных средств.

           "Ранее Правительство уже утвердило правила формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений и порядок их предоставления. Новое Постановление N 1333 устанавливает последствия включения в реестр: завершение строительства или реконструкции незавершенного объекта и ввод его в эксплуатацию, приватизацию объекта либо снос", - прокомментировал заместитель главы Минстроя России Юрий Гордеев.

           Для формирования федерального реестра по утвержденным Правительством правилам Минстроем России направлены письма главным распорядителям бюджетных средств для внесения в него объектов незавершенного строительства. В течение 10 дней со дня включения объекта в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства главный распорядитель средств федерального бюджета должен предоставить в Минстрой России предложения в отношении такого объекта и в течение 30 рабочих дней со дня включения объекта в федеральный реестр ведомство будет выносить на рассмотрение Штаба Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ предложение о принятии решения в отношении объекта.

           Управленческое решение о целесообразности завершения строительства или реконструкции будет приниматься с учетом совокупности критериев: степени готовности объекта на 50 процентов и более и отношения общего объема произведенных затрат. В случае, если срок приостановления строительства более 5 лет, степень готовности менее 50 процентов, у объекта отсутствуют правоустанавливающие документы и актуальность завершения строительства не подтверждена, будет принято решение о сносе объекта.

            Минстрой России проводит комплексную работу по решению вопросов с недостроями. Мероприятия по завершению строительства будут взаимоувязаны с федеральной адресной инвестиционной программой на 2023-2027 годы. Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Штабом и размещенным на сайте Минстроя России, приоритетными для включения в ФАИП являются переходящие объекты, объекты, по которым имеются поручения Президента и Председателя Правительства РФ, и объекты незавершенного строительства. Это позволит сократить количество недостроев и снизить возможность появления новых подобных объектов.

 

           4. Замминистра рассказал о сроках формирования перечня отечественного ПО для ТИМ

           Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Константин Михайлик принял участие в работе круглого стола проекта "Все о стройке" по теме "Цифровизация строительной отрасли - что ждёт рынок". В ходе своего доклада он рассказал о состоянии цифровизации отрасли строительства.

           Замглавы Минстроя России отметил, что, в первую очередь, важно обеспечить необходимый объем ресурсов, как кадровых, так и материально-технических, для целей ускоренной цифровой трансформации на всей территории Российской Федерации.

            Необходимо решить вопрос системной ежегодной подготовки цифровых кадров, удовлетворяющей спрос стройкомплекса, способных работать с цифровыми продуктами нового поколения. Этому способствует обширный спектр образовательных программ, которые сегодня реализуются при поддержке ведомства совместно с отраслевым консорциумом и его базовой организацией - НИУ МГСУ, а также различными подведомственными организациями Минстроя России самостоятельно.

           Отдельным направлением является всесторонняя помощь регионам в обеспечении достаточной технологической оснащенности для ТИМ. Так в следующем году прорабатывается возможность поддержки покупки субъектами необходимых информационных систем, позволяющих внедрить технологии информационного моделирования (ТИМ) на полном жизненном цикле объектов капительного строительства.

           "ТИМ - это взаимодействие. Над реализацией строительного проекта работают более сотни предприятий, и ключевая задача ТИМ - их объединение в единой цифровой среде. Только тогда мы можем достичь значительного эффекта от ее внедрения. Мы как орган власти ориентируемся на создание единых правил и стандартов обмена данными между участниками строительной отрасли - формируем единый язык электронного взаимодействия в строительстве", - отметил Константин Михайлик.

           В контуре задач и всесторонняя поддержка разработки и распространения отечественных решений, покрывающих все этапы строительно-инвестиционного цикла, причем не только для гражданского, но также линейного и промышленного строительства. На сегодняшний день сформирован и обнародован такой перечень ПО, ранжированный по направлениям и этапам. Анализ позволил выявить проблемные участки и сформировать набор предложений для интенсификации государственной поддержки именно в отношении сфер с наименьшим удельным весом отечественных решений.

           Сегодня строительная отрасль имеет возможность применять проверенные технологии и принципы цифрового развития. Разработчики отечественного софта подтверждают готовность обеспечить полноценное удовлетворение строительного рынка цифровыми решениями, которые позволят в ближайшем будущем создать единую цифровую среду. Все это служит передовым инструментом не только проактивной работы, но и сокращения строительно-инвестиционного цикла, основным бенефициаром которого являются граждане.

 

           5. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства

           ГОСТ Р 70236-2022 "Арматура трубопроводная. Клапаны запорные из термопластичных материалов. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 26 июля 2022 года N 696-ст.

           Стандарт распространяется на запорные клапаны из термопластичных материалов (далее - клапаны) на номинальное давление не более PN 16 с любым приводом, в т.ч. и с ручным. Стандарт устанавливает требования к конструкции, материалам, изготовлению, комплектности поставки, маркировке и упаковке изделий, правилам приемки, методам испытаний, показателям надежности, показателям безопасности, стойкости к внешним воздействиям. ГОСТ Р 70236-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.

           ГОСТ Р ИСО 16871-2022 "Трубопроводы и канализация из пластмасс. Трубы и фитинги из пластмасс. Метод определения погодостойкости при прямом (атмосферном) воздействии погодных условий" утвержден приказом Росстандарта от 28 июля 2022 года N 705-ст.

           Стандарт устанавливает метод экспозиции пластмассовых труб и фитингов, по отдельности или в сборе, или в виде отдельных частей, для определения стойкости к естественному атмосферному воздействию с целью избежать различий в результатах испытания. ГОСТ Р ИСО 16871-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.

           

            6. Правительство дополнило перечень госуслуг негосударственной экспертизой строительных проектов

            Правительство продолжает работу по переводу в электронный вид административных процедур в строительстве, что позволяет сократить издержки и время на реализацию проектов. В ближайшее время результаты негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий можно будет получить через портал госуслуг. Соответствующее Распоряжение от 8 августа 2022 года N 2179-р об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

           Пользователь, которым может быть как компания-застройщик, так и частное лицо, получит возможность сформировать на портале заявку и электронный пакет документов. После этого он будет перенаправлен на Единую цифровую платформу экспертизы, где с ним будут взаимодействовать специалисты. В итоге заключения о проекте заявитель получит в личный кабинет на портале Госуслуг.

            Ранее для проведения негосударственной экспертизы компаниям необходимо было отправлять заявки и проектную документацию на сайты конкретных организаций или предоставлять им документы на электронных носителях.

           Чаще всего негосударственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий проводится, когда строительство идёт за счёт внебюджетных источников. Подписанным документом внесены изменения в распоряжение Правительства от 4 мая 2017 года N 865-р.

 

           7. Правила предоставления и распределения субсидий по программе формирования современной горсреды может быть изменен

           На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

           Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Госпрограмма) утверждена Постановлением Правительства N 1710 от 30.12.2017.                             Приложением N 15 к госпрограмме установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды (Правила).

           Проект Постановления вносит изменения в Правила, устанавливая, что голосование за объекты благоустройства будет проводиться гражданами в возрасте от 14 лет, в том числе на платформе, согласованной для использования субъектами РФ с Минстроем России.

           Уточняется, что перечисление субсидий будет осуществляться в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства.

           Субъекты РФ будут обязаны обеспечить в период выполнения и по окончании выполнения работ по благоустройству общественных и дворовых территорий установку информационных конструкций (щитов, стендов). Они должны быть оформлены с применением единого визуального стиля национальных проектов и федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и содержать информацию о том, что работы выполняются (выполнены) в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" нацпроекта "Жилье и городская среда".

           В Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны включаться обязательства муниципальных образований - получателей субсидий из бюджета субъекта РФ по обеспечению проведения общественных обсуждений проектов муниципальных программ.

           Обязательства должны включаться также при внесении в них изменений в части определения перечня общественных и дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих ему в указанный период, в том числе в электронной форме в сети "Интернет" (срок обсуждения - не менее 30 календарных дней со дня опубликования таких проектов муниципальных программ), а также с использованием платформы по голосованию за объекты благоустройства.            Дополнительно в Правилах приведена формула, позволяющая рассчитать, при каких условиях размер субсидии из федерального бюджета субъекту РФ в 2023 году и последующие годы не может составлять менее 100 млн руб.

           Высший исполнительный орган субъекта РФ будет обязан представлять в Минстрой:

- ежемесячную отчетность о достижении значений результатов использования субсидии;

- отчетность о выполнении графика выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства, в сроки и порядке, установленные соглашением о предоставлении субсидии, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Независимая антикоррупционная экспертиза проекта Постановления продлится до 14 августа текущего года.

 

           8. ХML-схема пояснительной записки утверждена и размещена на сайте Минстроя

           Правила оформления XML-файла данных первого раздела проектно-сметной документации опубликованы на сайте министерства: https://minstroyrf.gov.ru/tim/xml-skhemy/.

           Схема подготовлена специалистами Главгосэкспертизы России, отработана на межведомственном уровне. Она будет введена в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.

           Пояснительная записка содержит основную информацию об объекте. Поэтому запуск XML-схемы для оформления раздела в машиночитаемом виде - это важный элемент, который позволит использовать эти данные, не дожидаясь высокой степени внедрения ТИМ.

           Как отмечал ранее руководитель Центра цифровой трансформации Дмитрий Никитин, XML-схема пояснительной записки является мета-описанием как самого объекта, так и пакета проектной и исходноразрешительной документации, а это позволяет в значительной степени автоматизировать и оцифровать процесс. "Это первый шаг к трансформации проектной документации в машиночитаемый формат, что необходимо для перехода к информационному моделированию. Следующими этапами должно стать создание XML-схем для иных документов, входящих в состав проектной документации, а затем эти документы должны превратиться в атрибуты информационной модели. Это долгосрочная перспектива, но начало пути - это именно пояснительная записка", - подчеркивает Дмитрий Никитин.

           "Переход к работе с машиночитаемыми данными неизбежно будет менять бизнес-процессы. Одномоментное изменение всех бизнес-процессов в строительстве и перевод их на цифровые рельсы труднореализуемо и может негативно отразиться на отрасли. Внедрение XML-схемы пояснительной записки начинает эволюционный путь развития использования данных информационных моделей объектов капитального строительства в сценариях общения участников инвестиционно-строительного процесса как с государством, так и между собой. Ведь не секрет, что сама информационная модель содержит большие массивы различной информации, но при реализации отдельных строительных процедур, как правило, используется лишь небольшой набор оперативных данных. Отрасли предстоит еще очень серьезная работа по оценке объемов таких данных, необходимых для реализации каждого из этапов жизненного цикла объекта", - добавил руководитель Службы анализа данных и ведения ЕГРЗ Дмитрий Минаков.

 

           9. Главгосэкспертиза назвала самые типичные ошибки в проектной документации

           Главгосэкспертиза России на своем сайте опубликовала Аналитический отчет об итогах деятельности в 2021 году.

           В отчете указывается, что в 2021 году объем услуг, оказанных Главгосэкспертизой (ГГЭ) по итогам рассмотрения проектно-сметной документации, в натуральном выражении составил 4584 заключения и отчета, в том числе:

- 4211 заключений по услугам госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости. Доля отрицательных заключений госэкспертизы, выданных ГГЭ в 2021 году, составила 12%;

- 373 заключения и отчетов по иным услугам.

           Выручка ГГЭ в 2021 году от оказания платных услуг составила 7780,81 млн руб.

           В отчете проанализированы и обобщены замечания экспертов по проектам и собраны наиболее часто встречающиеся ошибки, среди них:

- отсутствие необходимой исходно-разрешительной документации или несоответствие одних документов другим, в частности, проектных решений, исходно-разрешительной документации;

- низкая проработка предпроектной стадии, выражающаяся в допущенных ошибках в исходных данных, их недостаточности для проектирования;

- частичное отсутствие утвержденных в установленном порядке документов землепользования, градостроительных планов, проектов планировки и межевания территории;

- отсутствие обоснованных технических условий на подключение инженерных коммуникаций: довольно часто требуется актуализация технических условий ввиду истечения срока их действия;

- принятие проектных решений по недействующим на момент проектирования строительным нормам, стандартам и проектной документации (сериям и типовым проектам);

- технические ошибки в расчетах, несущих конструкциях и проектных решениях, которые могут привести к аварийным ситуациям.

           Среди факторов, влияющих на качество проектной документации, ГГЭ выделяет следующие:

           - подготовка проектной документации осуществляется организациями с малым опытом проектирования, не специализирующимися в конкретной отрасли, не имеющими в своем штате квалифицированных специалистов;

           - привлечение непрофильных проектных организаций для разработки документации объектов капитального строительства, имеющих определенную специфику;

           - изменение требований заказчика к проектируемому объекту в процессе проектирования и экспертизы, которые влекут большой объем переработки принятых проектных решений. ГГЭ отмечает, что большое число замечаний характерно, как правило, для объектов, в проектировании которых принимают участие несколько проектных организаций. Необоснованное сокращение сроков проектных работ также крайне негативно отражается на качестве проектной документации.

           В отчете указывается, что в 2021 году были отработаны и продолжены работы по тестированию, анализу и сравнению программного обеспечения для проведения оценки и (или) экспертизы цифровых информационных моделей.        

           Переход к формированию и передаче в ГИС ЕГРНЗ заключений экспертизы в формате xml позволил сократить время включения сведений и документов в ЕГРЗ более чем в 40 раз.

           В 2021 году ГГЭ продолжила работу по тестированию, анализу и сравнению программного обеспечения для проведения оценки и (или) экспертизы цифровых информационных моделей (ИМ). В рамках пилотных проектов ГГЭ провела экспертную оценку восьми ИМ. В рассмотрении проектной документации в форме ИМ приняло участие более 200 сотрудников учреждения.

           В качестве одного из достижений в отчете выделено, что для всех экспертных организаций Учреждением на ЕЦПЭ реализован бесплатный сервис формирования заключений экспертизы в формате xml, который позволяет путем заполнения экранных форм сформировать, проверить на соответствие xml-схеме и визуализировать заключение экспертизы в формате xml.

 

           10. Минстрой обеспечит совершенствование правил проектирования зданий школ

           Под руководством Минстроя России в текущем году подготовлены изменения свода правил СП 251 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" (СП 251). "Архитектура и пространство школ в значительной степени влияют на процесс обучения и развития личности. Современная школа - это центр интеллектуальной, творческой и спортивной жизни учащихся. Поэтому при подготовке проекта изменения свода правил, устанавливающего основные требования к проектированию общеобразовательных организаций, учтены не только актуализированные пожарные и санитарно-эпидемиологические нормы, но и результаты научноисследовательских работ, а также передовые технологии проектирования, прошедшие валидацию на практике и отвечающие задачам повышения качества градостроительных и планировочных решений", - подчеркнул заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.

           Свод правил устанавливает требования к проектированию новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий общеобразовательных организаций различной вместимости. Документ в том числе регламентирует требования в части высоты зданий, поэтажного размещения основных функциональных помещений, расчёта вместимости отдельных помещений, трансформации и многофункционального использования помещений.

           "Изменения СП 251 обеспечат важные для проектировщиков уточнения по требованиям к актовым залам с использованием трансформируемых рядов кресел, пересмотр площади спальных помещений, детализацию требований к оборудованию безопасных оконных створок и включение требований к отдельным функциональным группам помещений с учетом регулярного доступа населения. Проект документа вызывает интерес у профессионального сообщества. Разработчикам уже поступили предложения и замечания, в том числе, от коллег из регионов", - уточнил директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.

           Также при подготовке изменения планируется исключить такие устаревшие технологии, как проектирование только прямоугольных учебных помещений и учебных помещений с левосторонним светораспределением вне зависимости от формы деятельности.

           Первая редакция проекта изменения СП 251 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", подготовленная авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий", уже размещена на сайте Росстандарта для публичного обсуждения.

 

           11. Москва переводит стройки по реновации в цифровой формат

           Столичный строительный комплекс переводит строительство жилья в рамках программы реновации на облачную платформу, сообщает пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

           По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, это позволит автоматизировать реализацию строительных проектов и повысить управляемость рабочих процессов.            Он пояснил, что благодаря новой платформе для всех участников строительства в одном сервисе и едином интерфейсе доступны вся документация, фото и видеоматериалы, а также финансовые показатели. Это позволяет структурировать хранение документации, сокращает сроки согласования, и в конечном итоге приведет к сокращению строительного цикла.

           В сообщении отмечается, что появление таких продуктов в реестре отечественного программного обеспечения - очень важный шаг в части импортозамещения технологий.

           Программа реновации жилищного фонда в Москве была утверждена 1 августа 2017 года. В неё включены 5175 домов - около 350 тысяч квартир общей площадью 16,4 млн квадратных метров, в которых проживает порядка 1 млн жителей.

 

           12. Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства

           Приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 70088-2022 "Бревна и заготовки оцилиндрованные. Технические условия".

           Стандарт распространяется на оцилиндрованные бревна и оцилиндрованные заготовки для строительства.

           ГОСТ Р 70088-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.

           Приказом Росстандарта от 7 июля 2022 года N 580-ст утвержден ГОСТ Р 70202-2022 "Соединения элементов деревянных конструкций на клеевинтовых стержнях. Методы определения нормативных значений сопротивления и податливости по результатам испытаний".

           Стандарт распространяется на соединения элементов деревянных конструкций, выполненных с использованием клеевинтовых стержней, воспринимающих при эксплуатации действие статических нагрузок, и устанавливает методы определения нормативных значений сопротивлений и податливости клееной древесины, многослойной клееной древесины, перекрестно клееной древесины из шпона выдергиванию, продавливанию клеевинтового стержня и его деформативности.

           ГОСТ Р 70202-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.

 

           13. Минстроем запланировано совершенствование свода правил на парки и благоустройство

           В 2022 году Минстроем России запланировано изменение свода правил СП 475 "Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства" (СП 475). Актуализация документа направлена на создание более комфортных и безопасных рекреационных парковых территорий.

           "При подготовке проекта изменения СП 475 будут учтены результаты анализа опыта проектирования парков по всей стране, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также их эксплуатации и применения положений "зеленых стандартов". В актуализированном своде правил будут уточнены общие положения по включению парков в систему природно-рекреационного каркаса, а также требования к функциональному зонированию, архитектурно-планировочной организации территории и его инженерно-техническому обеспечению", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.

           Обновление документа позволит гармонизировать его требования с актуализированными санитарноэпидемиологическими нормами, а также уточнить важные показатели проектирования, в том числе, в части определения площади парка, вместимости его сооружений и площадок, общей посещаемости, положений градостроительного законодательства, процента озелененных территорий в зависимости от функциональной специализации, потребности в парковочных местах и других аспектах транспортного обслуживания на парковой территории.

           "Проект документа предусматривает включение нового приложения по классификации парков по градостроительным уровням, ландшафтным признакам, функциональной специализации, размерам территории. Будут определены типы парковых территорий в зависимости от исторических и природных условий городского поселения. Кроме того, введено требование о расчете площади парка в зависимости от численности, демографического и социального состава населения обслуживаемой им территории и его функциональной специализации", - уточнил директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.

           Особое внимание в своде правил будет уделено требованиям к паркам, имеющим статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесопарков.

           Первая редакция проекта изменения СП 475 "Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства" уже размещена для публичного обсуждения.

           Формирование комфортной городской среды - это одно из важнейших направлений деятельности Минстроя России в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда". Темы формирования водно-зеленых каркасов, дизайн-кода городов и других последних тенденций в этой сфере будут затронуты деловой программой Форума малых городов и исторических поселений, который пройдет 18 августа в Тамбове. Ключевым событием форума станет подведение итогов VI Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды, в котором участвуют малые города с численностью до 100 тыс. человек включительно, а также исторические поселения федерального и регионального значения.

 

           14. Отменены методические рекомендации по разработке сметных норм

           Минстрой России опубликовал приказ N 671/пр от 12.08.2022 "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 сентября 2019 г. N 509/пр и N 511/пр".

           Ранее портал ЕРЗ.РФ сообщал, что 18.07.2022 Минстроем России был опубликован приказ N 577/пр, которым утверждена Методика разработки сметных нормативов.

           Документ устанавливает методы разработки сметных норм на строительные, ремонтно-строительные работы, ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы (сметные нормы) и рекомендуется к применению всеми организациями, осуществляющими разработку сметных норм.

           В связи с изданием приказа N 577/пр, Минстрой России признает утратившими силу:

- Методические рекомендации по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденные приказом Минстроя России от 04.09.2019 N 509/пр;

- Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденные приказом Минстроя России от 04.09.2019 N 511/пр.

 

           15. Порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий по снижению количества долгостроев

           На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России N 635/пр от 03.08.2022 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства".

           Ранее, постановлением Правительства РФ N 1333 от 26.07.2022 установлены последствия включения объекта незавершенного строительства (ОНС), строительство, реконструкция которого осуществлялись за счет бюджетных средств и не завершены, в федеральный или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства.

           Постановление N 1333 устанавливает, что план мероприятий по снижению количества ОНС разрабатывается и утверждается главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) в соответствии с порядком разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий по снижению количества ОНС, установленным Минстроем России.

           В целях реализации данного положения Минстрой приказом N 635/пр утвердил порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий по снижению количества ОНС (порядок).

           Согласно разработанному порядку, план мероприятий по снижению количества ОНС (план мероприятий) разрабатывается в отношении:

- ОНС, информация о которых не содержит сведений, составляющих государственную тайну (открытая часть);

- ОНС, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну (закрытая часть).

           План мероприятий в отношении ОНС, информация о которых не содержит сведений, составляющих гостайну, формируется и утверждается ГРБС федерального бюджета в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (ГИИС "Электронный бюджет") по согласованию с Минстроем России в течение 15 рабочих дней со дня принятия президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ управленческого решения.

           План мероприятий, как в открытой, так и в закрытой части, включает в себя следующие сведения:

- учетный номер ОНС; - управленческое решение;

- сроки реализации управленческого решения;

- стоимость затрат средств федерального бюджета на выполнение управленческого решения;

- управленческое решение ОНС.

Мониторинг хода реализации Плана мероприятий включает в себя проверку реализации данного плана на основании анализа сформированных ГРБС федерального бюджета содержащейся в плане информации о мероприятиях, направленных на снижение количества ОНС, а также анализа изменений в сведениях о:

- сроке реализации мероприятия;

- фактических затратах средств федерального бюджета на выполнение мероприятия;

- степени выполнения работ по мероприятию;

- причинах отклонения от сроков выполнения реализации мероприятий;

- кассовом исполнении мероприятия.

Мониторинг хода реализации Плана мероприятий осуществляется Минстроем ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании данных, сформированных главными распорядителями средств федерального бюджета, в ГИИС "Электронный бюджет".

 

           16. Минфин предлагает ограничить обеспечение изыскательских, проектных и строительных контрактов до 15-20%

           Минфин РФ предлагает установить предельный размер обеспечения исполнения госконтрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, на строительство объектов капитального строительства - такое предложение содержится в проекте постановления Правительства России, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.

           "В соответствии с положениями 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") заказчик устанавливает в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование к обеспечению исполнения контракта, размер которого рассчитывается заказчиком самостоятельно, - говорится в пояснительной записке к проекту документа. - На практике заказчики устанавливают максимальный размер обеспечения исполнения контракта, что влечет существенное увеличение финансовой нагрузки на поставщиков по контракту. Проектом постановления предусматривается установление предельного размера обеспечения исполнения контракта".

           Минфин предлагает установить порог для размера обеспечения исполнения строительных контрактов на уровне 20% и 15% - в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Ограничение на уровне 20% от уменьшенной на размер аванса НМЦК предполагается установить для контрактов стоимостью менее 1 млрд рублей, а 15% - для контрактов с ценой более 1 млрд рублей.

           Аналогичные ограничения предлагается ввести для госкомпаний, госкорпораций и коммерческих компаний, выступающих в качестве заказчиков соответствующих строительных работ, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (в рамках бюджетных инвестиций).

           Действующая редакция 44-ФЗ предусматривает, что госзаказчики могут устанавливать размер обеспечения исполнения госконтракта в размере до 30% от НМЦК (или цены контракта, уменьшенной на размер аванса - прим.ред.). Как правило такое обеспечение подрядчики предоставляют в виде банковских гарантий.

           Как сообщалось, в начале текущего года Минфин уже обращал внимание, что в сфере строительства заказчики устанавливают максимальный размер обеспечения исполнения контрактов. Тогда же ведомство предложило правительству РФ взять на себя определение предельного объема банковских гарантий по конкретным строительным госконтрактам.

           "Заказчики хотят застраховаться и требуют банковские гарантии по полной - до 30% от оставшейся части стоимости контракта (речь идет о контрактах с частичным казначейским сопровождением, при котором аванс по госконтракту находится на казначейском сопровождении, а основная сумма контракта - на банковском, - прим. ред), - говорил министр финансов Антон Силуанов в ходе онлайн-встречи Президента РФ Владимира Путина с членами "Деловой России" в феврале текущего года. - Наверное, будет более правильно, чтобы правительство при выделении финансирования на какой-то строительный объект определяло уровень банковской гарантии, смотрело обоснованность установления такого большого обеспечения исполнения по госконтракту. Готовы проработать в правительстве этот вопрос, чтобы снизить нагрузку, стоимость таких госконтрактов".

 

           17. Новый документ по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства

           Приказом Росстандарта от 21 июля 2022 года N 672-ст утвержден ГОСТ 24316-2022 "Бетоны. Метод определения тепловыделения при твердении".

           Стандарт распространяется на цементные бетоны и устанавливает метод определения удельного тепловыделения бетона, твердеющего в адиабатических условиях, путем регистрации значения подъема температуры во времени и последующего проведения необходимых расчетов. Метод следует применять при возведении массивных конструкций и сооружений, которые требуют принятия в конкретных условиях мер к регулированию температурных напряжений, возникающих в результате выделения тепла в твердеющем бетоне.

           ГОСТ 24316-2022 введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.

 

           18. Минстрой России установит единые требования к проектированию навесных фасадных систем

           Минстрой России ведёт разработку нового свода правил "Системы фасадные навесные вентилируемые. Правила проектирования, производства работ и эксплуатации", который регламентирует требования к навесным фасадным системам (НФС) для облицовки наружных стен зданий и сооружений.

           "Тесный диалог с профессиональным сообществом и участниками рынка позволил нам выявить необходимость разработки нового свода правил для установления единых требований, применяемых при проектировании навесных фасадных систем. По статистике именно НФС составляют более 50% продукции, для которой нужно получить подтверждение пригодности и оформление технического свидетельства. Введение в действие подготавливаемого нормативного документа сократит административные процедуры и снизит стоимость строительства", - отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.

           Популярность навесных фасадных систем связана с рентабельностью технологии, высоким сроком безремонтной эксплуатации и удобством обслуживания. Появляется возможность сокращения расходов на утепление и кондиционирование, уменьшение количества стенового материала. Применение вентилируемых фасадов при реконструкции зданий очень часто является единственным приемлемым способом улучшения их функциональности и снижения затрат на устранение дефектов поверхности стен, демонтаж старого покрытия и выполнение теплоизоляционных мероприятий. Свод правил установит обязательные требования проектирования НФС, в том числе определяющие пожарную безопасность, правила расчета каркасов и облицовок навесных вентилируемых систем, а также требования к долговечности и ремонтопригодности проектируемых конструкций. "Новый документ разрабатывается с учётом результатов цикла научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.

           Свод правил будет включать, в том числе примеры типовых кронштейнов и профилей, требования к конструктивным схемам и материалам, правила проектирования теплоизолирующего слоя и коррозионной защиты НФС, а также правила проектирования в части информационного моделирования", - сообщил директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.

           Также новый свод правил будет содержать справочные данные, которые можно использовать для выполнения расчётов при проектировании различных вариантов исполнения навесных фасадных систем.

 

           19. С сентября изменятся Правила аттестации экспертов

           На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года N 27 "О внесении изменений в Правила аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий".

           В обновленной версии правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2460, кроме прочего, расширен перечень документов, которые претендент должен предоставить в Минстрой России для прохождения аттестации. Так, помимо заявления о прохождении аттестации на право подготовки заключений теперь необходимо представить согласие на обработку персональных данных.

           В качестве дополнительных документов в Минстрой России могут быть направлены копии документов об образовании и (или) о квалификации, подтверждающих получение профессионального образования по программам высшего образования, копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, а также копии иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Для прохождения переаттестации в свою очередь изменен порядок подачи документов. В том числе установлена возможность направления документов в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом указанные документы должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью претендента в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".

           Также постановлением изменен порядок уведомления о допуске к аттестации или переаттестации, которые будут направляться Минстроем России в электронной форме посредством единого портала. Если заявка одобрена, в указанном уведомлении должны содержаться сведения о дате и времени проведения аттестационной сессии и ссылка для подключения к системе, где она будет проходить

           Аттестационная сессия должна пройти в срок не позднее чем 15 рабочих дней со дня поступления в Минстрой заявления о прохождении аттестации или переаттестации от претендента.

           Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует четыре года - до 1 сентября 2026 года.

 

           20. Минстрой намерен актуализировать форму разрешения на ввод в эксплуатацию

           На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2022 года N446/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию"

           Приказом Росстата N 19 от 18.01.2022 установлены указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений". Утвержденные данным документом указания вводятся в действие с отчета за январь 2022 года.

           Согласно данным указаниям, в графе 6 формы N С-1 показывается общая площадь жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях (домах), которая определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами.

           В целях уточнения фактических показателей объекта капитального строительства необходимых для заполнения статистической формы N С-1, проект приказа предлагает указывать в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (РВ):

- Общую площадь жилых помещений с учетом балконов, лоджий, веранд и террас (кв.м);

- Общую площадь жилых помещений, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (кв.м).

           В настоящее время в РВ предусмотрено, что указывается только площадь жилых помещений (кв.м).

           Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, новые формы разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденные приказом N 446/пр, вступают в силу с 1 сентября текущего года.

           Общественное обсуждение документа продлится до 9 сентября текущего года.

 

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".