Обзор изменений в строительной области за декабрь 2022 года

 

        По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

        1. Минстрой планирует создать реестр проектных организаций, некачественно выполняющих работу

        Об этом, выступая на XI Всероссийском съезде НОПРИЗ, заявил глава ведомства Ирек Файзуллин.
"Каждая некачественная работа проектировщиков должна быть пресечена. Мы с Игорем Маныловым (руководитель ФАУ "Главгосэкспертиза") и с регионами отрабатываем так называемый черный список проектных организаций", - цитата министра.
        По словам Файзуллина, федеральный реестр недобросовестных проектировщиков будет создан до конца этого года, и включение в данный список какой-либо проектной организации будет означать для нее "потерю статуса".
        "Я считаю, что 2023 год - это время кардинальных изменений в проектировании, повышения ответственности, которые будут осуществляться Министерством строительства и ЖКХ России", - подчеркнул глава Минстроя.

 

        2. Методики определения нормативных затрат заменят справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы
        Главгосэкспертиза России в рамках совершенствования системы ценообразования продолжает активно участвовать в разработке сметных нормативов на проектные и изыскательские работы. Новые методики определения нормативных затрат (МНЗ) выпускаются взамен справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы в строительстве.
        Приказами Минстроя России уже утверждены и внесены в федеральный реестр сметных нормативов две МНЗ: методика определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии и методика определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания автоматизированных систем объектов непроизводственного назначения и коммунального хозяйства.
        Кроме того, Главгосэкспертиза разработала еще четыре проекта МНЗ, которые в настоящее время находятся на внутриведомственном согласовании в Минстрое России. При этом проекты еще двух МНЗ (на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов городской среды и на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов) направлены на рассмотрение в НОПРИЗ. Замечания и предложения профессионального сообщества по ним должны поступить в Главгосэкспертизу до 15 декабря 2022 года.
        Также до конца 2022 года Главгосэкспертиза планирует завершить разработку и направить на рассмотрение в НОПРИЗ первую редакцию методики определения нормативных затрат на работы по инженерно-геодезическим изысканиям.

 

        3. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства автомобильных дорог
        ГОСТ Р 70453-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 30 ноября 2022 года N 1411-ст.
        Стандарт распространяется на грунты, укрепленные органическими вяжущими, применяемые на автомобильных дорогах общего пользования. Грунты, укрепленные органическими вяжущими, рекомендуется применять в слоях дорожной конструкции: основание, дополнительный слой основания, рабочий слой земляного полотна.
        ГОСТ Р 70453-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
        ГОСТ Р 70454-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные органическими вяжущими. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 30 ноября 2022 года N 1412-ст.
        Стандарт распространяется на щебеночно-гравийно-песчаные смеси, обработанные органическими вяжущими материалами, применяемые на автомобильных дорогах общего пользования. Рекомендуемая область применения обработанных смесей представлена в приложении А.
        ГОСТ Р 70454-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
        ГОСТ Р 70456-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Грунты. Определение оптимальной влажности и максимальной плотности методом Проктора" утвержден приказом Росстандарта от 30 ноября 2022 года N 1414-ст.
        Стандарт распространяется на грунты и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, необработанные и обработанные вяжущими материалами, применяемые на автомобильных дорогах общего пользования, и устанавливает метод определения оптимальной влажности и максимальной плотности с применением модифицированного уплотнителя Проктора (далее - уплотнитель Проктора).

        Стандарт не распространяется на грунты и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, содержащие более 25% частиц крупнее 63 мм.
        ГОСТ Р 70456-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
        ГОСТ Р 70457-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Грунты. Метод определения калифорнийского числа (CBR) для оценки несущей способности грунта" утвержден приказом Росстандарта от 30 ноября 2022 года N 1415-ст.
        Стандарт распространяется на грунты, в том числе стабилизированные и укрепленные, применяемые на автомобильных дорогах общего пользования, и устанавливает методы определения индекса непосредственной несущей способности (IPI), калифорнийского числа (CBR) и линейного набухания грунтов. Стандарт не распространяется на грунты с зернами крупнее 31,5 мм.
        ГОСТ Р 70457-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
        ГОСТ Р 70458-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 30 ноября 2022 года N 1416-ст.
        Стандарт распространяется на искусственно приготовленные щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси (далее - готовые смеси), применяемые на автомобильных дорогах общего пользования, и устанавливает технические требования к ним. Готовые смеси применяют для устройства слоев дорожных одежд, укрепления обочин и других элементов автомобильных дорог.
        ГОСТ Р 70458-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.

 

        4. Стандартизация как инструмент решения вопросов импортозамещения
        30 ноября 2022 года в Санкт-Петербурге в рамках Международного форума "Российский промышленник" прошла тематическая сессия "Стандартизация как инструмент решения вопросов импортозамещения".
        Сессия была организована в формате совместного заседания Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО при поддержке Комиссии РСПП по строительному комплексу.
        Модератором сессии выступил Заместитель Сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов.
        В своем приветственном слове к участникам сессии Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что вопросы технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия являются одним из приоритетов деятельности РСПП, взаимодействия союза с национальными и наднациональными органами. Он также отметил высокий уровень взаимодействия РСПП с Минстроем России в вопросах совершенствования нормативной базы отрасли, расширения использования металла в строительстве. Данное взаимодействие является в то же время хорошим примером продвижения проблематики технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия в конкретные отрасли.
        По мнению Александра Шохина, большой опыт работы с экспертным сообществом позволяет Комитету РСПП по промышленной политике и техническому регулированию выполнять роль эффективной межотраслевой площадки.
        Алексей Мордашов - Член Бюро Правления РСПП, Председатель Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, Председатель Совета директоров ПАО "Северсталь" в своем выступлении на заседании уделил особое внимание перспективам развития стального строительства в стране, роли стандартизации в развитии данного процесса. Он отметил, что в сложившихся непростых условиях строительная отрасль может и должна стать локомотивом дальнейшего развития экономики страны. В настоящее время руководством страны поставлены амбициозные цели по росту объемов жилищного строительства. Выполнение программы жилищного строительства позволит не только обеспечить россиян комфортным жильем, но и благотворно скажется на развитии целых отраслей. При этом широкое использование в жилищном строительстве стальных конструкций, безусловно, будет способствовать успешному решению поставленных задач.
        В своем докладе Алексей Мордашов проанализировал перспективы и реальные направления развития сотрудничества российских металлургов и строителей, привел конкретные примеры успешного строительства зданий на металлическом каркасе. По его мнению, сотрудничество государственных структур, застройщиков, девелоперов и производителей металлоконструкций позволит добиться реального прогресса в этом направлении.
        Как стало понятно из выступления Первого вице-президента Российского Союза строителей, заместителя Председателя Комиссии РСПП по строительному комплексу Владимира Дедюхина, представители строительного комплекса готовы к такому сотрудничеству. При этом перспективным и актуальным является также укрепление взаимодействия комитетов и комиссий РСПП. Владимир Дедюхин выразил уверенность, что совместная работа Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комиссии РСПП по строительному комплексу поможет в решении ряда актуальных для бизнеса вопросов. Докладчик рассказал об основных направлениях работы Комиссии РСПП по строительному комплексу.
        Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко в своем выступлении подробно рассказал о ходе выполнения Дорожной карты по расширению использования металлоконструкций в строительстве.
        Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев начал свое выступление на сессии с выражения благодарности Российскому союзу промышленников и предпринимателей за то, что на различных отраслевых и межотраслевых мероприятиях неизменно большое внимание уделяется вопросам технического регулирования, стандартизации, за постоянную поддержку новых направлений работ по стандартизации.
        Говоря о ключевых направлениях развития национальной системы стандартизации, Руководитель Росстандарта констатировал: "Бизнес, промышленные предприятия, реальный сектор экономики стали больше вовлекаться в процессы стандартизации. Почти половина всех новых стандартов, которые разрабатываются в течение года, утверждаются в качестве ГОСТов - это стандарты, разработанные за счет бизнеса, а главное - по инициативе конкретных промышленных предприятий, которые видят, как за счет стандартов можно защищать свой рынок, повышать конкурентоспособность продукции". Он привел конкретные примеры успешной работы в этом направлении, в частности, в трубной промышленности.
        В своем докладе Антон Шалаев также отметил явную тенденцию значительного увеличения количества ссылок на стандарты в нормативных правовых актах, проанализировал возможности участия нашей страны в процессах международной стандартизации, отметив, что Россия по-прежнему
остается полноправным участником ИСО и МЭК, продолжается процесс принятия международных стандартов на основе ГОСТов.
        Завершая свое выступление, Руководитель Росстандарта сказал: "Стандарты можно и нужно использовать для защиты отечественного рынка, для продвижения российских технологий, ускоренного вывода на рынок новой продукции, развития процессов импортоопережения, дальнейшего развития". "Роль инструментов технического регулирования в противодействии санкционному давлению" - тема доклада Вячеслава Бурмистрова - Директора Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России. Он, в частности, отметил, что техническое регулирование и стандартизация относятся к числу базовых инструментов для достижения технологического суверенитета нашей страны, а также проанализировал наиболее эффективные пути их использования.
        Несмотря на широкий круг обсуждаемых на сессии вопросов, тему расширения применения металла в строительстве можно считать приоритетной для данного мероприятия. О текущей ситуации, основных тенденциях в черной металлургии России и работе по увеличению потребления стали рассказал в своем выступлении Исполнительный Директор Ассоциации "Русская Сталь" Алексей Сентюрин.
        Предложения Ассоциации "Объединение участников бизнеса по развитию стального строительства" по расширению применения металла в гражданском строительстве озвучил Генеральный директор АРСС Александр Данилов.
        Чрезвычайно интересный проект представил на сессии Управляющий партнер ПАО "ГК "Самолет" Андрей Иваненко. Об амбициозности целей, которых предполагается достичь при его реализации, говорит само название доклада: "Как увеличить ВВП РФ на 14%, утроить рынок металлопроката и сделать счастливыми 150 млн россиян".
        В ходе сессии была рассмотрена роль стандартов в процессах цифровизации российской экономики, обсуждались необходимость усиления государственного контроля и надзора, в том числе, за соблюдением требований технических регламентов, вопросы преодоления последствий санкций в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
        Все эти вопросы находятся в центре внимания Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию. О том, какую конкретно работу проводит Комитет в этом направлении, подробно рассказал в своем выступлении Андрей Лоцманов.
        Тематическая сессия "Стандартизация как инструмент решения вопросов импортозамещения", безусловно, стала одним из важных событий деловой программы форума "Российский промышленник".
        Мероприятие ясно продемонстрировало перспективы дальнейшего развития сотрудничества бизнеса и власти, расширения взаимодействия комитетов и комиссий РСПП при решении самых актуальных вопросов в сфере стандартизации и технического регулирования

 

        5. Приняты очередные изменения рекомендуемых индексов сметной стоимости строительства
        Опубликовано письмо Минстроя России N 63817-ИФ/09 от 29.11.2022 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ".
        Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 58497-ИФ/09 от 08.11.2022, N 60112-ИФ/09 от 14.11.2022 и N 63135-ИФ/09 от 27.11.2022.
        Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за III квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
        В письме сообщаетcя о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ.

 

       6. Большинство антикризисных мер поддержки стройкомплекса будут продлены на следующий год
       Об этом сообщил заместитель Минстроя России Сергей Музыченко на открытии второго дня V Ежегодной отраслевой конференции представителей строительного комплекса атомной отрасли в г.Сочи. Доклад был посвящен направлениям работы ведомства, связанным с поддержанием эффективного функционирования строительной отрасли в условиях санкционного давления.
       "Одна из ключевых задач - это изменение системы управления строительными проектами, направленное на объединение разных и зачастую малосвязанных между собой "ступеней" во всех этапах строительства. Без этого нам не удастся добиться снижения издержек и ускорения инвестиционно-строительного цикла в тех объёмах, которые необходимы сегодня для решения поставленных перед стройкомплексом страны задач. Принятые меры поддержки отрасли были в основном направлены именно на это", - подчеркнул Сергей Музыченко.
       Замминистра рассказал о принятых антикризисных мерах поддержки в части нормативного и правого регулирования градостроительной деятельности и отметил, что большинство из них показали свою эффективность и будут продлены на 2023 год.
       В сокращении инвестиционно-строительного цикла до текущего момента Минстрой России шёл по пути исключения дублирований и очевидно избыточных процедур и действий. В дальнейшем снижение регуляторной нагрузки будет связано с цифровизацией и реализацией принципиально новых решений: внедрением Единого перечня нормативных документов в строительстве и Цифрового реестра требований в отрасли.
       По результатам обсуждений на конференции будут сформированы решения, направленные на повышение эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов в атомной отрасли.

 

       7. В целях сокращения числа процедур объединят документы территориального планирования и градостроительного зонирования
       Законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 181 Федерального закона "О защите конкуренции"" принят Госдумой в третьем чтении 8 декабря (sozd.duma.gov.ru).
       Новый закон будет предусматривать сокращение перечня документов, необходимых для выдачи разрешений на строительство (РС) и на ввод объектов капстроительства в эксплуатацию (РВЭ) с целью максимально упростить административно-согласительные процедуры.
       В частности, речь идет об объединении плана территориального планирования и плана зонирования земельного участка (ПЗЗУ) в один документ, что, по мнению авторов законопроекта, исключит дублирование сопутствующих документов и сократит процесс их согласования.
       Право перехода к единому документу в конкретных поселениях и городских округах предлагается предоставить регионам. Порядок подготовки такого документа утвердит Правительство РФ.
       Кроме того, принятый закон предусматривает:
- создание цифрового реестра документов, необходимых для реализации проектов по строительству, и цифрового реестра, включающего исчерпывающий перечень требований к строительству;
- существенное сокращение количества действий, необходимых для реализации проектов строительства, путем исключения ряда избыточных и устаревших норм о согласовании в процедурах строительства;
- возможность экспертного сопровождения подготовки результатов инженерных изысканий до их направления на экспертизу, что сократит сроки прохождения экспертизы;
- установление требования о выдаче РС и РВЭ после внесения сведений о них в информационные системы (поправками предусмотрен переходный период до 1 сентября 2024 года - для реализации технической возможности такой меры), что позволит наладить учет строящихся объектов (сейчас такие сведения вносятся в региональные ГИСОГД, но не в обязательном порядке).

 

       8. Изменены сроки перехода строительной отрасли на ТИМ
       На портале правовой информации опубликовано Распоряжение Правительства РФ N 3766-р от 06.12.2022, которым откорректирована "дорожная карта" по использованию технологий информационного моделирования (ТИМ) при проектировании и строительстве.
       Распоряжение N 3766-р вносит изменения в Распоряжение Правительства РФ N 3719-р от 20.12.2021, которым был утвержден "План мероприятий ("дорожная карта") по использованию ТИМ при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в РФ".
       Новая "дорожная карта" включает в себя 24 мероприятия, тогда как в предыдущей версии их было 34. Сокращение количества мероприятий произошло в силу того, что прошел срок выполнения отдельных мероприятий.
       Например, для направления доклада в Правительство РФ с предложениями по упрощению порядка прохождения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий при строительстве объекта капитального строительства с применением крупногабаритных модулей устанавливался срок ноябрь 2022 года.
       В то же время исключены мероприятия, у которых срок исполнения еще не наступил, в частности:
- разработка методических рекомендаций по отнесению строительных материалов и изделий к энергетически эффективным и экологичным материалам - срок исполнения март 2023 г.;
- подготовка методических рекомендаций по разработке типовых проектов с применением энергетически эффективных и экологичных строительных материалов - июнь 2023 г.
       На более поздний период сдвинуты сроки, которыми устанавливается необходимость установления случаев и сроков для поэтапного перехода застройщиков, осуществляющих деятельность в 214-ФЗ, к обязательному использованию ТИМ:
- на стадии проектно-изыскательских работ - с 1 июля 2024 г. Ранее это срок устанавливался с 1 января 2023 г.;
- на стадии строительно-монтажных работ - с 1 июля 2025 г. Ранее это срок устанавливался с 1 июля 2023 г.

 

       9. В Минстрое России представили методики по формированию единой градостроительной политики в агломерациях
       Под руководством заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко ФАУ "Единый институт пространственного планирования РФ" (ЕИПП РФ) ведёт научные исследования, направленные на разработку методик по формированию единой градостроительной политики в агломерациях. Их промежуточные результаты были рассмотрены на межведомственном совещании с участием представителей федеральных органов власти, субъектов РФ, ДОМ.РФ и экспертов из Российской академии архитектуры и строительных наук, МГУ, МАДИ и фонда "Центр стратегических разработок".
       "Создание условий для проведения единой градостроительной политики в агломерациях - одна из задач Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ. Для разработки эффективного инструмента, способного обеспечить сбалансированное пространственное и социально-экономическое развитие территорий, необходимо провести тщательную научную работу и привлечь к обсуждению широкий круг экспертов из органов власти и академического сообщества.                Полученные результаты станут основой прорабатываемых документов и решений", - отметил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
       О конкретных результатах научных исследований участникам совещания доложил заместитель директора ФАУ "Единый институт пространственного планирования РФ" Николай Кикава. В частности, речь шла о подходе к определению границ агломераций, при разработке которого был использован передовой отечественный и зарубежный опыт. Предложенная методология позволяет устанавливать границы агломерации посредством анализа социальных, трудовых, экономических, производственных, рекреационных и транспортных связей между территориями.
       Другая масштабная исследовательская работа института связана с разработкой методики определения градостроительного потенциала территорий в границах агломераций, обеспечивающей планирование оптимальных схем расселения и мест приложения труда, а также формирование условий для устойчивого экономического и социального развития территорий.
       В её основе лежат методы экономико-математического моделирования оптимальных параметров градостроительного развития территорий, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, рост бюджетной самодостаточности субъектов Российской Федерации, включающих в свой состав агломерации, а также финансовую реализуемость предлагаемых градостроительных решений.
       Кроме того, участники совещания были ознакомлены с системой сквозных показателей, которая учитывает положения документов стратегического планирования РФ в области пространственного, социально-экономического и иного отраслевого развития, и методикой мониторинга реализации документов, определяющих единую градостроительную политику в агломерациях. По мнению ЕИПП РФ, данная система позволит увязать и синхронизировать цели, задачи и показатели достижений, установленные в различных стратегических, территориальных и отраслевых документах с мероприятиями и планами градостроительного развития территорий.

 

       10. Изменена методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации с информационными моделями
       Официально опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2022 N 851/пр "О внесении изменений в Методику определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 854/пр".
       Документ содержит изменения в области применения некоторых формул расчета стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации, а также изменения в таблицах корректирующих коэффициентов, применяемых при определении стоимости соответствующих работ.
       Дата вступления в силу - 23.12.2022

 

       11. Комитет цифрового развития НОПРИЗ утвердил новые цифровые библиотеки
       13 декабря 2022 года в режиме видео-конференц-связи состоялось заседание комитета цифрового развития.
       Участники заседания утвердили отчет о деятельности комитета в 2022 году и план работы на 2023 год. Важными задачами станут разработка цифровых библиотек типовых инженерных узлов котельных, систем топливоснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции и канализации (включая насосные станции), а также создание цифрового образовательного портала на базе информационных систем НОПРИЗ.
       На заседании были представлены окончательные редакции цифровых библиотек "Типовые узлы технологических схем крышных котельных" и "Типовые узлы интеллектуальных систем коммерческого учета энергетических ресурсов на базе цифровых технологий в зданиях и сооружениях промышленного и гражданского назначения". Докладчик отметила, что разработчики получают положительные отзывы профессионального сообщества об использовании всех размещенных на сайте НОПРИЗ цифровых библиотек, электронных справочников и реестров программного обеспечения. Члены комитета утвердили данные редакции.
       В ходе заседания было отмечено, что на сайте НОПРИЗ размещен электронный справочник программных продуктов, предназначенных для цифровизации проектно-изыскательской деятельности, который включает в себя информацию о назначении и функционале программного обеспечения для разных видов проектно-изыскательской деятельности от отечественных компаний и тех иностранных производителей, которые продолжили поддержку лицензионного использования своих продуктов в России. Авторами этого электронного справочника НОПРИЗ проводится мониторинг обеспеченности проектно-изыскательской отрасли России отечественным специализированным программным
обеспечением, а также оцениваются риски ограничения доступа к иностранному ПО в секторах, где отсутствуют российские аналоги. Все данные оперативно вносятся в информационную систему НОПРИЗ.
       Руководитель проекта ИМПульс представила возможности программного комплекса ИМПульс, который автоматизирует классификацию элементов информационной модели здания в соответствии с классификатором строительной информации. В ближайшее время планируется его включение в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

 

       12. Развитие модульных технологий строительства в России организовано с учётом лучших мировых практик
       Минстрой России в рамках реализации Плана мероприятий (Дорожная карта) по развитию технологий модульного строительства в Российской Федерации организовал проведение целого ряда научно-исследовательских работ (НИР). В текущем году уже завершены исследования по темам "Выполнение работ по мониторингу и анализу мировой практики строительства зданий заводского изготовления, включая модульные здания, типовые конструкции и унифицированные решения" и "Совершенствование конструктивно-технологических решений для строительства модульных быстровозводимых многоэтажных зданий".
       "Эксперты межведомственной рабочей группы, сформированной для реализации Дорожной карты, неоднократно отмечали необходимость создания единого понятийного аппарата и классификации модульных зданий и конструкций. В этих целях был проведён научный анализ передовых международных практик и мировых тенденций в организации научно-технической документации, регулирующей применение модульных технологий строительства. Полученные результаты будут использованы при разработке в 2023 году ГОСТ Р "Модульные здания и конструкции. Термины и определения. Классификация", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
       В рамках проведённых научных исследований выполнен анализ международного опыта строительства модульных зданий с сопоставлением подходов при формировании нормативной технической документации во Франции, Чехии, Германии, США, Китае, Канаде и Великобритании. На сегодняшний день лидерами по нормированию зданий заводской готовности являются Китай, США и Канада. Согласно имеющимся прогнозам, к 2030 году доля зданий из модульных конструкций заводской готовности в ряде стран, активно использующих данные технологии строительства, увеличится с 3% до 10% от числа всех возводимых объектов.
       "По результатам проведённых исследований будут разработаны новые и скорректированы существующие стандарты и своды правил. Также подготовлены рекомендации по дополнению программы прикладных научных исследований на плановый период 2023-2024 гг. и предложения по разработке классификации модульных конструкций", - подчеркнул директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
       По оценкам специалистов, скорость строительства зданий при применении модульных технологий может быть увеличена на 50% по сравнению с традиционными способами строительно-монтажных работ. Также в исследованиях отмечается возможность сокращения объемов внутриплощадочных работ на 30%, снижение производственного шума, несчастных случаев на площадке и нагрузки на окружающую среду.

 

       13. Требования к архитектурно-градостроительному облику ОКС будут установлены в градостроительных регламентах
       Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
       Законопроект дополняет Градостроительный кодекс РФ новой статьей 40.1 "Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства".
       Данной статьей устанавливается, что архитектурно-градостроительный облик (АГО) объекта капитального строительства (ОКС) подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
       Срок выдачи согласования АГО ОКС не может превышать десяти рабочих дней. Порядок согласования АГО ОКС устанавливается Правительством РФ.
       Основанием для отказа в согласовании АГО ОКС является несоответствие архитектурных решений ОКС, определяющих его АГО и содержащихся в проектной документации либо в задании застройщика или технического заказчика на проектирование ОКС, требованиям к АГО ОКС, указанным в градостроительном регламенте.
       Принятый проект оптимизирует сроки внесения изменений в генеральный план поселения и городского округа, подготовки и утверждения документации по планировке территории.
       Кроме того, с 01.03.2023 при капремонте автомобильных дорог допускается изменение первоначально установленных показателей их функционирования (в том числе количества полос движения, изменение ширины проезжей части, увеличение пропускной способности), если такие изменения не влекут за собой изменение класса, категории и (или) границ полос отвода.
       Принятым проектом устанавливается правило о том, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОКС, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, а земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
       Проектом предусмотрено, что принятый Федеральный Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года.

 

       14. РОСДОРНИИ получил патент на "Способ ускоренного испытания дорожных конструкций"
       РОСДОРНИИ запатентовал Способ ускоренного испытания дорожных конструкций. Разработка Института внесена в Государственный реестр изобретений Российской Федерации 29 ноября.
       Изобретение относится к области испытаний автомобильных дорог, а именно к методам и средствам для испытаний дорожных одежд.
       Способ осуществляется путем совместного анализа систем измерения состояния поверхности покрытия при помощи измерительных устройств, расположенных на испытательной установке, и измерительных датчиков внутри конструктивных слоев дорожной одежды, смонтированных при ее строительстве при совокупном влиянии техногенных и природных факторов. Ускоренные испытания дорожных конструкций с применением СКН "ЦИКЛОС" позволяют за сравнительно короткое время (1-3 месяца) оценить работоспособность и транспортно-эксплуатационные показатели дорожной конструкции, рассчитанной на более чем 20 лет эксплуатации.
       В июле 2022 года РОСДОРНИИ впервые запустил сравнительные испытания двух вариантов конструкций дорожных одежд с использованием СКН "ЦИКЛОС" в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке четвертого этапа строительства скоростной автомобильной дороги М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань", на ПК 2619+00.
       Стратегической задачей укоренных методов испытаний дорожных конструкций является поиск наиболее экономичных и долговечных конструкций или материалов дорожных одежд в течение уменьшенного периода времени по сравнению с реальными сроками эксплуатации.
       Развитие ускоренных испытаний дорожных конструкций в Российской Федерации - это составляющая роста дорожной науки и решения задач по продлению срока службы дорожных одежд.

 

       15. Утверждены новые предварительные национальные стандарты для специалистов в области строительства
       ПНСТ 759-2022 ""Зеленые" стандарты. Технические и экологические требования к объектам инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях регионального значения" утвержден приказом Росстандарта от 17 ноября 2022 года N 88-пнст.
       Стандарт, входящий в серию стандартов "Зеленые" стандарты, распространяется на требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях регионального значения в области экологического туризма в Российской Федерации.
       ПНСТ 759-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
       ПНСТ 760-2022 ""Зеленые" стандарты. Оценка эффективности устойчивого развития экопарков" утвержден приказом Росстандарта от 17 ноября 2022 года N 89-пнст.
       Стандарт, входящий в серию "Зеленые" стандарты, распространяется на критерии для оценки эффективности устойчивого развития существующих и вновь проектируемых экопарков в Российской Федерации.
       ПНСТ 760-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.

 

       16. Продлены меры поддержки СРО на 2023 и 2024 годы
       Федеральным законом от 19.12.2022 г. N 519-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
       Крайний срок предоставления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО продлен до 1 января 2024 года.
       Кроме того, принятый закон продлил на 2023 год возможность установления федеральными законами особенностей осуществления градостроительной деятельности в целях стабилизации в стране экономической ситуации.

 

       17. Опубликован закон об изменениях в части госконтроля в области использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений
       Федеральным законом от 19.12.2022 N 548-ФЗ предусматривается регулирование вопросов организации осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, а именно: лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
       В частности, Федеральный закон определяет предмет указанного контроля (надзора), а также устанавливает, что он осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. На объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний, такой контроль (надзор) осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти.
       Данное регулирование вводится до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего правовое регулирование в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

 

       18. Утвержден перечень случаев, при которых для создания горных выработок не требуется получение разрешения на строительство
       Постановлением Правительства РФ от 19.12.2022 N 2344 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
       Постановлением установлен перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство. На текущий момент новый перечень состоит из 3 случаев.
       Дата вступления в силу - 28.12.2022

 

       19. Разработаны стандарты на комплексное благоустройство и эксплуатацию городских территорий
       Профильный технический комитет по стандартизации N 393 разработал стандарты на комплексное благоустройство и эксплуатацию "Услуги (работы, процессы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды".
       Стандарты ГОСТ Р 70386-2022 "Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы", ГОСТ Р 70387-2022 "Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Правила благоустройства муниципальных образований. Основные требования, процессы разработки и актуализации", ГОСТ Р 70390-2022 "Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы" вводятся в действие с 1 мая 2023 года.
       "Уже на протяжении 5 лет в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" реализуются широкомасштабные мероприятия по благоустройству практически в каждом населенном пункте нашей большой страны. За время реализации проекта накопился большой объем практических задач, с которыми достаточно часто сталкиваются муниципалитеты. Документы позволят комплексно затронуть основные процессы в части производства работ по благоустройству территорий и формированию комфортной городской среды, начиная от вопросов вовлечения граждан в процессы создания таких территорий до требований к эксплуатации объектов благоустройства, - прокомментировал документ заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько. - Благодаря тому, что государственные стандарты были подготовлены на основе сложившегося опыта и с учетом ранее разработанных методических рекомендаций Минстроя России, они призваны систематизировать процессы проведения работ по благоустройству, содержанию территорий муниципальных образований".
       ГОСТ Р 70386-2022 позволяет сформировать понятийный аппарат с терминологической базой комплексного благоустройства и эксплуатации городских территорий, а также определяет основные требования к разработке проектов в данной области. Например, вводятся такие определения, как "благоустройство территорий", "реконструкция", "капитальный ремонт объектов благоустройства" и др. ГОСТ предназначен для муниципальных служащих, подрядных организаций, архитектурных бюро, общественных организаций, контролирующих органов и населения.
       ГОСТ Р 70387-2022 позволяет систематизировать практики и форматы по разработке органами местного самоуправления правил благоустройства муниципальных образований по комплексному благоустройству и эксплуатации территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов в рамках реализации возложенных на них полномочий. Стандарт устанавливает состав и содержание правил благоустройства муниципальных образований, требования к благоустройству, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения, а также порядок разработки и актуализации правил благоустройства муниципальных образований. Мероприятия по благоустройству включают в себя 16 видов работ. Например: ежедневная уборка территорий; восстановление и замена покрытий дорог, проездов, тротуаров и их конструктивных элементов; установка контейнеров, урн в соответствии с санитарным правилами и нормами; удаление сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадка деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарная обрезка растений, удаление поросли, стрижка живой изгороди и т.д.
       ГОСТ Р 70390-2022 устанавливает и определяет основные (минимальные) требования к организации процесса общественного участия в проектах благоустройства территорий, общественных пространств и развития природных территорий, дает возможность систематизировать практики и форматы по вовлечению граждан и организаций в решение вопросов формирования комфортной
городской среды. К примеру, в ГОСТе содержатся требования к муниципалитету перед началом разработки проекта благоустройства составить детальный план консультаций и вовлечения граждан в каждый из этапов разработки проекта, необходимость прописать темы и участников консультаций, сформировать цели, конкретные вопросы, формат и образ результата для каждого мероприятия. На всех этапах разработки и реализации проекта необходимо организовать публичный доступ к его материалам: это могут быть альбомы и отдельные страницы с подробными схемами, наглядными иллюстрациями и понятными текстами, выложенные в публичном доступе на сайте или группах проекта в социальных сетях. Анонсирование публичных и открытых мероприятий должно проводиться не менее чем за 7 дней до даты проведения мероприятия. Публичные отчеты по итогам проведенных публичных мероприятий должны быть опубликованы не позднее 10 дней после даты проведения мероприятий.
       ГОСТы Р 70386-2022 и Р 70387-2022 вступают в силу с 1 мая 2023 г. ГОСТ Р 70390-2022 вступает в силу с 5 мая 2023 г.

 

       20. Правительство утвердило постановление об информационном моделировании в долевом строительстве
       Правительство продолжает создавать условия для поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в проектировании и строительстве. С 1 июля 2024 года такие технологии начнут применяться при реализации крупных проектов долевого строительства. Постановление от 20 декабря 2022 года N 2357 подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
       Речь идёт о многоквартирных домах и объектах необходимой для них инфраструктуры, которые строятся с привлечением средств дольщиков.
       При долевом строительстве малоэтажных жилых комплексов технологии информационного моделирования начнут применяться с 2025 года.
       Решение позволит отслеживать состояние объекта на протяжении всего жизненного цикла, будет способствовать улучшению качества строительства, поможет снизить риски серьёзных ошибок и потерь при реализации проектов.
       Внедрение технологий информационного моделирования - один из элементов цифровизации строительной отрасли. Понятие "информационная модель объекта капитального строительства" появилось в Градостроительном кодексе в 2019 году. Информационная модель представляет собой совокупность сведений, документов и материалов, которые формируются на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Сбором данных об объекте капитального строительства занимается застройщик, технический заказчик объекта или тот, кто отвечает за его эксплуатацию.
       Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 5 марта 2021 года N 331.

 

       21. Утверждена методика определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок
       Опубликован приказ Минстроя от 08.08.2022 N 648/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих".
       Настоящая Методика устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов, капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих базисно-индексным методом.
       Методика содержит положения о разработке и формировании единичных расценок, определении средств на оплату труда, стоимости машин и механизмов при этой разработке. Также Методика содержит информацию о разработке федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ), определении федеральных сметных норм и расценок на
эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ), особенности применения отдельных элементов определения сметной стоимости.
       Дата вступления в силу - 01.01.2023

 

       22. Будет определен перечень функций, на которые допускается расходовать неиспользованные средства компенсационных фондов СРО
       На портале проектов нормативных-правовых актов опубликован проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Об утверждении перечня функций, на которые допускается расходование денежных средств, указанных в части 18 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", правил принятия решения об использовании таких денежных средств и правил расчета допустимого объема их использования".
       Приказ должен будет решить вопрос, на что можно использовать невостребованные средства компенсационных фондов исключенных саморегулируемых организаций (СРО), размещенных на специальных банковских счетах.
       В настоящее время при исключении саморегулируемой организации из госреестра СРО зачисление средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств такой СРО осуществляется на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая СРО.
       В планируемый перечень включено пять функций.
       В Правилах устанавливается, что решение об использовании денежных средств принимается Советом Национального объединения в срок до 31.12.2023, по заявлению президента Национального объединения.
       Не допускается использование денежных средств на выплату заработной платы работникам аппарата Национального объединения, а также на уплату в отношении таких работников налога на доходы физических лиц, страховых взносов по обязательному социальному, медицинскому и пенсионному страхованию, оплату аренды помещений и транспортных средств.
       Размер средств компенсационных фондов, который может быть направлен на реализацию функций Национальных объединений, рассчитывается с учетом обеспечения компенсации в полном объеме потребителям работ, услуг причиненного вреда, ущерба вследствие некачественного выполнения работ членами исключенной СРО, не вступивших в новую СРО.

 

       23. Минстрой России прорабатывает создание карты золоотвалов в ФГИС ЦС
       Соответствующее решение было принято на совещании под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина по вопросу расширения применения золошлаков и материалов на их основе в строительстве. Внесение интерактивной карты расположения золоотвалов тепловых электростанций (ТЭС) в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), расположенных на территории России, направлено на обеспечение ускоренного обмена информацией об указанных вторичных минеральных ресурсах для содействия в реализации проектов по их утилизации.
       "Создание карты - это лишь одна из инициатив, которые прорабатываются Минстроем России совместно с заинтересованными федеральными органами власти и профильными организациями. Аналогичный реестр с информацией о действующих карьерах и месторождениях по добыче нерудных полезных ископаемых был внесён в ФГИС ЦС по запросу от отрасли. Ресурс показал свою востребованность - к нему уже обратились несколько тысяч пользователей. Уверены, что и карта станет эффективным помощником для компаний по всей России в деле утилизации золошлаков", - прокомментировал заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
       Планируется, что в интерактивной карте будет аккумулироваться информация о типах и объемах золошлаков, подходящих для вторичного применения. В пополнении сведений для нового ресурса также участвуют Минэнерго России и Минпромторг России.
       Золошлаки - основной продукт сжигания угля на объектах энергогенерации. В зависимости от своих технических характеристик способен заместить значительный объем дорогих инертных заполнителей (щебень, песок) при производстве строительных материалов и изделий, что позволит обеспечить снижение себестоимости строительной продукции.

 

       24. Президент НОПРИЗ наметил этапы перехода строительной отрасли к параметрическому методу нормирования
       Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров отметил несколько ключевых задач, обозначенных в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. В числе которых перевод нормативно-технических документов в машиночитаемый формат, обеспечение применения параметрического метода нормирования в строительстве, а также альтернативные способы обоснования проектных решений.
       Задача перехода на параметрический метод нормирования нашла свое отражение и в разработанной Минстроем Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования строительной отрасли. Цели технического нормирования установлены в Техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений" путем определения основных видов безопасности. Параметрический метод предполагает необходимость достижений, установленных            Техрегламентом параметров безопасности и целевых параметров, задаваемых заказчиком. Однако не все параметры имеют расчетный, измерительный или иной формализуемый характер.
       В связи с этим переход к параметрическому методу предлагается осуществлять начиная с механической безопасности, параметры которой носят расчетный характер, и в дальнейшем последовательно осуществлять обновление нормативных документов, относящихся к обеспечению соответствующих видов безопасности, не допуская резких перемен и разрывов в техническом регулировании.
       Анвар Шамузафаров подчеркнул, что при переходе на параметрический метод нормирования изменениям подлежат в основном требования к рабочим характеристикам создаваемых объектов и доказательная база - СП и ГОСТ.
       Также переход на параметрический метод нормирования затрагивает следующие направления деятельности:
- дальнейшую цифровизацию всех градостроительных процессов включая подготовку документов территориального планирования, результаты инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, как одно из условий и оснований применения параметрического метода;
- комплекс мероприятий по развитию и переформатированию доказательной базы Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений", начиная с проведения НИР, подготовки методики перехода на параметрический метод и утверждения обновленной структуры доказательной базы;
- обеспечение нормативного регулирования внедрения инноваций и регламентация альтернативных способов обеспечения безопасности (результаты исследований, порядок проведения испытаний, параметры моделирования и методы оценки риска - ч.6 ст.15 384-ФЗ);
- совершенствование правового регулирования роли и ответственности специалистов строительной отрасли: по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, по организации строительства (ГИП, ГАП), а также по организации экспертизы и по организации государственного строительного надзора;
- доработку и утверждение Технического регламента ЕАЭС "О безопасности строительных материалов и изделий" для нормирования параметров строительных материалов и изделий.
       Цифровая трансформация строительной отрасли способствует переходу на параметрический метод нормирования, обеспечивая информационное обеспечение такого перехода. Цифровизация предполагает формализацию многих параметров безопасности, что будет способствовать внедрению параметрического нормирования.
       Переход на параметрический метод нормирования предполагает повышение роли и ответственности специалистов, в том числе при подтверждении безопасности зданий и сооружений.
       Повышение роли и ответственности специалистов, включенных в национальные реестры национальных объединений - ГИПов, ГАПов и главных инженеров стройки, потребует внесения изменений и дополнений в статьи Градкодекса,                    Гражданского кодекса, Технический регламент зданий и сооружений, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности" и ряд других законов и нормативных документов.
       Кроме того, потребуются изменения в документах национальной системы стандартизации (своды правил СП 48.13330, СП 346.1325800) и других документах технического нормирования и регулирования.
       Параметрический метод нормирования предполагает, что безопасность зданий и сооружений основывается на применении строительных материалов и изделий, параметры и показатели существенных характеристик которых соответствуют нормативным требованиям.
       На сегодняшний день в регулировании рынка строительных материалов и изделий имеются недостатки, на рынке иногда обращаются некачественные и фальсифицированные продукты. Для устранения данного факта в рамках перехода на параметрический метод нормирования не обойтись без Технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий.
       В заключение президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров отметил, что в строительной отрасли постепенно складывается новая система работы по развитию технического нормирования и регулирования, в которой активное участие принимают профессиональные объединения и общественные организации, такие как НОПРИЗ, НОСТРОЙ, РСПП, ТПП, РСС.

 

       25. Планируется актуализация порядка утверждения сметных нормативов
       На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России "О внесении изменений в Порядок утверждения сметных нормативов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2020 N 2/пр".
       Проект приказа предполагает внесение изменений, предусматривающих возможность предоставления федеральными органами исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, юридическими лицами (Инициаторами) вместе с предложением об утверждении (актуализации) сметных норм комплекта обосновывающих документов не только на бумажном носителе, но и в электронном виде в составе пакета электронных документов.
       Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые в виде пакета электронных документов, должны быть структурированы, содержать файл описи (в формате *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx) с обязательным подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью Инициатора.
       Устанавливается, что при предоставлении предложения и прилагаемых к нему сведений и документов в виде пакета электронных документов, предоставление их на бумажном и электронном носителе не требуется.
       Кроме того, проект приказа планирует к введению новые нормы, направленные на формирование и поддержание в актуальном состоянии базы данных технологических групп (исчерпывающей номенклатуры материальных ресурсов, применяемых в конкретной сметной норме); а также нормы, регулирующие рассмотрение заявок на включение новых (актуализации действующих) строительных ресурсов в сборники в федеральных сметных ценах на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен (ФСБЦ) и (или) сметных ценах на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен (ФСЭМ) при отсутствии необходимости разработки (актуализации) сметных норм.
       В числе прочего уточняется перечень документов, прилагаемых Инициатором к проекту сметного норматива.

 

       26. Минстрой оптимизирует процедуры в строительстве при реализации инвестиционных проектов
       В рамках внедрения регионального инвестиционного стандарта в субъектах РФ Министерство строительства и ЖКХ РФ ведёт работу по актуализации алгоритмов действий инвестора для получения земельных участков без торгов или на торгах, разрешений на строительство или ввод в эксплуатацию
объекта, а также по оптимизации процедуры по согласованию производства земляных работ. Для обсуждения вопросов по созданию и внедрению единых принципов и условий запуска новых инвестиционных проектов регулярно проводятся совещания под председательством Первого заместителя Председателя Правительства России Андрея Белоусова, в которых принимает участие замглавы Минстроя России Сергей Музыченко.
       "Во время совместной работы по совершенствованию инвестиционного стандарта были получены очень ценные сведения от коллег из самых разных регионов страны. Такая эффективная обратная связь позволила значительно доработать имеющиеся инструменты и "погрузить" в них результаты анализа реальной практики реализации инвестиционных проектов. Всё это в итоге поможет в дальнейшем улучшать условия для инвесторов и позволит экономить их время и финансы", - прокомментировал заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
       По итогам 2022 года Минстрой России совместно с Минэкономразвития России и региональными органами власти подготовил обновлённые версии алгоритмов действий инвестора для получения разрешения на строительство, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, для получения земельного участка в аренду без торгов и для получения земельного участка на торгах (алгоритмы). В доработанных документах учтён ряд предложений от субъектов РФ, которые позволили уточнить порядок и содержание некоторых действий в них. Актуализированные алгоритмы будут утверждены совместными приказами Минстроя России и Минэкономразвития России.
       Еще один важный результат Минстроя России в рамках подготовки свода инвестиционных правил - это разработка рекомендаций по согласованию производства земляных работ при строительстве некапитальных объектов, объектов капитального строительства, не требующих выдачи разрешения на строительство. В них предлагается реализовывать действия по указанной процедуре путем однократного обращения заинтересованного лица в один уполномоченный орган, который проводит все необходимые межведомственные взаимодействия.
       Также Минстроем России подготовлены рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка выдачи разрешений на право производства земляных работ при размещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и в иных случаях, когда требуется проведение земляных работ. Данные рекомендации направлены на унификацию и оптимизацию процедур, не предусмотренных при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и которые должен пройти инвестор в случае необходимости осуществления земляных работ.
       Внедрение регионального инвестиционного стандарта направлено на создание системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах РФ. По итогам 2021-2022 гг. инструмент внедрили 45 регионов.

 

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".