Обзор изменений в строительной области за июнь 2023 года

 

            По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

            1. Утверждён порядок согласования архитектурно-градостроительного облика
            Принято постановление Правительства России от 29.05.2023 N 857, утверждающее требования к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объекта капитального строительства и правила его согласования. Акт разработан Минстроем России в развитие положений федерального закона, расширяющего возможности муниципальных властей по регулированию застройки в городе и других населённых пунктах.
            К 1 сентября текущего года органы местного самоуправления должны определить в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) территории, на которых будет требоваться согласование АГО возводимых и реконструируемых зданий и сооружений. В их границы будут включены исторические центры городов и поселений, участки ансамблевой застройки и другие территории значимые для муниципалитета.
            "Сокращение инвестиционно-строительного цикла - это одно из важнейших направлений в работе министерства, но оно не должно идти в ущерб архитектурному разнообразию городов нашей страны. Поэтому Минстроем России был подготовлен закон, подписанный в конце прошлого года, который позволяет людям на местах, местному самоуправлению принимать решения по защите и развитию облика своих населённых пунктов. При его применении важно обеспечить объективность и прозрачность проведения этой процедуры", - отметил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
            Акт направлен на исключение субъективного подхода при согласовании АГО и возможных злоупотреблений со стороны местных властей. Для этого в градостроительном регламенте будут указываться требования к колористическим характеристикам, отделочным материалам, остеклению фасадов зданий и сооружений, размещению на них технического и инженерного оборудования. Им должен будет соответствовать объект, при строительстве и реконструкции которого требуется согласование архитектурно-градостроительного облика.
            Еще одна новелла - это правила согласования АГО. В соответствии с ними к мероприятию могут быть привлечены эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии и экологии. Для прохождения процедуры инициатор строительства направляет на рассмотрение в уполномоченный орган разделы проектной документации со схемой планировочной организации земельного участка и объемно-планировочными и архитектурными решениями. Представленные материалы оцениваются на предмет соответствия требованиям к АГО, указанным в градостроительном регламенте, в течение 10 дней. В случае отказа в согласовании дополнительно должны быть представлены обоснование и рекомендации к доработке материалов.

 

            2. С 1 июня 2023 года введены в действие документы в области строительства
            ГОСТ 21880-2022 "Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические условия";
            ГОСТ Р 70407-2022 "Подводка гибкая для воды санитарно-техническая. Технические условия";
            ГОСТ 34885-2022 "Система сухих строительных гидроизоляционных смесей на цементном вяжущем для герметизации статичных швов (трещин) в строительных конструкциях. Технические условия";
            ГОСТ Р 70266-2022 "Конструкции ограждающие светопрозрачные. Герметизация узлов присоединений к несущим конструкциям и в стеновых проемах. Правила и контроль выполнения работ";
            ГОСТ Р 70520-2022 "Арматура для железобетонных конструкций. Методы определения механических свойств при высоких температурах";
            ГОСТ Р 70521-2022 "Изделия железобетонные для силосных сооружений элеваторов и зерноперерабатывающих предприятий. Общие технические условия";
            ГОСТ Р 70522-2022 "Блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие. Технические условия";
            ГОСТ Р 70747-2023 "Брус деревянный клееный для стен зданий. Технические условия";
            ГОСТ Р 70748-2023 "Конструкции деревянные. Метод определения водопроницаемости защитных покрытий в натурных условиях";
            ГОСТ Р 70749-2023 "Плиты из древесины перекрестно клееной. Методы оценки прочности и стойкости клеевых соединений".
            В приведенный перечень включены наиболее интересные документы для специалистов в данной области.

           

            3. Относительно всей страны инвестиционный цикл строительства в новых регионах РФ сокращается на полгода
            Минстрой России прорабатывает внедрение наиболее оптимального режима регулирования строительства в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, направленного на обеспечение выполнения масштабных задач по восстановлению мирной жизни и их дальнейшей интеграции в правовую систему Российской Федерации. Так, сокращается набор процедур и документов, необходимых при реализации строительных проектов, что позволит ускорить инвестиционно-строительный цикл на шесть месяцев в новых регионах РФ относительно всей страны.
            "Все административные процедуры для строительства в новых регионах можно будет пройти на полгода быстрее, чем в остальной стране. Полученные опыт и результаты будут внимательно изучены и потом транслированы в рамках сокращения излишней бюрократии на территории всей России", - прокомментировал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
            К примеру, в остальной части России для получения разрешения на строительство необходимо 14 документов, а для разрешения на ввод - 7. На территориях новых регионов РФ для этих целей необходимо будет представить всего по 5 документов.
            Кроме того, проверки или визиты для осуществления государственного строительного надзора будут производиться только в случае наличия жалоб, а качество и безопасность строительства будут подтверждаться аттестованными Ростехнадзором специалистами строительного контроля

 

            4. Утвержден состав и порядок ведения исполнительной документации при реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства
            Опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.05.2023 N 344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/пр).
            Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/пр затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию любых видов зданий и сооружений.
            Основной концепцией является утверждение на законодательном уровне состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
            Исполнительная документация включает в себя:
            - акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта;
            - акт разбивки объекта на местности;
            - акт освидетельствования строительных конструкций;
            - акт освидетельствования скрытых работ;
            - акт освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
            - замечания лица, ответственного за эксплуатацию зданий;
            - рабочие чертежи;
            - геодезические схемы;
            - исполнительные схемы;
            - акты испытания технических устройств;
            - результаты экспертиз;
            - документы, подтверждающие проведение контроля качества и входного контроля;
            - журналы учета работ.
            Кроме того, отменяется приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.11.2022 N 1015/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".
            Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/пр вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029.
            Таким образом, с 01.09.2023 специалистам, осуществляющим эксплуатацию зданий и сооружений, при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, необходимо руководствоваться настоящими изменениями.

 

            5. Разработан проект требований к информационной модели объекта капстроительства
            На портале проектов нормативных правовых актов размещен разработанный Минстроем проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства…".
            Постановлением утверждаются:
            - правила формирования и ведения информационной модели (ИМ) объекта капитального строительства (ОКС);
            - состав сведений, документов и материалов, включаемых в ИМ ОКС и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов.
            Устанавливается, что Минстрой России будет разрабатывать Методические рекомендации, содержащие требования к порядку ведения и функциональные требования к информационным системам, позволяющие осуществлять функции передачи и регистрации данных между субъектами градостроительных отношений, которые будут основываться на необходимости соблюдения следующих условий:
            - использование классификатора строительной информации, предусмотренного ст.57.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), для формирования и ведения ИМ ОКС в объеме, закрепленном соответствующей XML-схемой;
            - осуществление учета операций по актуализации сведений, документов, материалов, включенных в ИМ ОКС, с фиксацией оснований, времени и даты совершения этих операций, содержания вносимых изменений и информации об учетных записях лиц, осуществивших такие операции;
            - определение лиц, ответственных за формирование и ведение ИМ ОКС.
            В ИМ ОКС включаются сведения о фактическом выполнении работ в процессе выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса ОКС.
            Данные сведения включаются после завершения выполнения таких работ и подписания всеми лицами, ответственными за формирование, соответствующих сведений, документов и материалов:
            - данных, полученных в результате выполнения инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических, инженерно-геотехнических изысканий;
            - данных о территории ОКС, включая информацию о полосе отвода линейного объекта, представленных в цифровом объектно-пространственном виде (в виде инженерных цифровых моделей местности), а также в форме электронных документов, представленных в цифровом объектно-пространственном виде (в виде цифровых информационных моделей).
            Застройщик, технический заказчик или лицо, ответственное за эксплуатацию ОКС, в течение 5 рабочих дней с момента утверждения сведений, документов и материалов, входящих в состав ИМ ОКС, направляет ИМ ОКС в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления муниципальных образований.
            Сведения, документы и материалы, включаемые в ИМ ОКС, представляются в форме электронных документов в виде файлов в формате XML.
            В случае использования типовой проектной документации при подготовке ИМ ОКС сведения, документы и материалы включаются в ИМ в формате, применяемом при разработке типовой проектной документации.
            Сведения, документы, материалы подлежат хранению в составе ИМ ОКС с момента их включения в такую ИМ и без ограничения срока.
            Кроме того, Постановление устанавливает состав сведений, документов и материалов, включаемых в ИМ ОКС и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов исходя из этапов реализации проекта.
            На этапе выполнения инженерных изысканий в ИМ включаются:
            - отчетная документация о выполнении инженерных изысканий и приложения к ней;
            - иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
            На этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования в ИМ ОКС включаются:
            - сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации, графическая часть которых дополнена цифровой ИМ и может быть дополнена в задании на проектирование, техническом задании на цифровую ИМ ОКС. При формировании и ведении ИМ в иных случаях цифровая ИМ ОКС включается, если требование к формированию цифровой ИМ установлено в задании на проектирование;
            - иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы проектной документации;
            - документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на строительство (РС);
            - сведения, документы и материалы, входящие в установленном порядке в состав разделов рабочей документации, графическая часть которых дополнена цифровой ИМ.
            На этапах осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС в ИМ ОКС включаются:
            - реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство (РС);
            - реквизиты (дата и номер) решения о прекращении действия РС или о внесении изменений в РС;
            - документы и материалы, входящие в состав исполнительной документации, графическая часть которых дополнена цифровой ИМ ОКС;
            - результаты и материалы обследования ОКС для этапов осуществления реконструкции и капитального ремонта;
            - копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий (при их наличии);
            - сведения, содержащиеся в общем и специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ;
            - документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (РВ).
            На этапе осуществления эксплуатации ОКС в ИМ ОКС включаются:
            - реквизиты (дата и номер) РВ;
            - материалы, отражающие фактическое выполнение работ по техническому обслуживанию ОКС, о проведении текущего ремонта ОКС;
            - сведения, содержащиеся в журнале эксплуатации здания, сооружения;
            - сведения, документы, материалы, графическая часть которых дополнена цифровой ИМ ОКС.
            На этапе осуществления сноса в ИМ ОКС включаются:
            - результаты и материалы обследования ОКС;
            - сведения, документы и материалы, входящие в состав проекта организации работ по сносу ОКС.
            Публичное обсуждение проекта Постановления продлится до 14 июня.

 

            6. Эффективный контроль качества автомобильных дорог обеспечивает комплексная оценка их состояния с применением георадаров
            29 мая состоялась научно-практическая конференция "Пути реализации перспективных технических решений. Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог и искусственных сооружений". Организатором мероприятия выступило ООО "НК "Роснефть" - НТЦ". Участие приняли представители научного сообщества, работники нефтегазовой промышленности, проектных организаций, инжиниринговых и сервисных компаний, поставщики технологий.
            Ключевыми темами обсуждения стали вопросы применения перспективных технологий и инновационных материалов, а также действующей нормативно-технической и типовой документации при проектировании автомобильных дорог, искусственных сооружений.
            В ходе конференции с докладом выступил главный специалист отдела конструкций земляного полотна управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ "РОСДОРНИИ" Максим Филиппов. Он рассказал о комплексной оценке прочности эксплуатируемых нежестких дорожных одежд. Данное обследование нацелено на сбор полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог путем проведения диагностики и комплексной оценки прочности нежестких дорожных одежд.
            Комплексная оценка проводится в несколько этапов. В ходе подготовительных работ предусмотрено изучение технической и исполнительной документации по обследуемой автомобильной дороге. Выполняется мониторинг характеристик транспортного потока для определения остаточного числа приложений расчетной нагрузки. Дефекты покрытия выявляются при визуальной оценке ее состояния. В рамках инструментальной оценки предусмотрено измерение упругого прогиба, георадарное обследование, измерение толщины конструктивных слоев дорожной одежды, отбор проб для лабораторных испытаний, а также лабораторные исследования материалов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна. Затем разрабатываются рекомендации и составляются заключения о техническом состоянии обследуемых участков.
            Комплексная оценка прочности дорожных одежд с применением установки динамического нагружения и георадиолокационного обследования позволяет определить участки изменения прочности эксплуатируемых дорожных одежд автомобильных дорог и спрогнозировать количество лет эксплуатации до капитального ремонта.
            Начальник отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Наталья Пудова сообщила участникам конференции о новых технологиях неразрушающего контроля качества строительства автомобильных дорог. Речь идет об использовании метода георадиолокации на этапе контроля качества дорожно-строительных работ в процессе их производства и на стадии приемки.
            Повысить эффективность контроля за строительством автомобильных дорог и оценить их внутреннее строение и состояние можно с помощью георадара.             Новые технологии, усовершенствованные алгоритмы обработки и интерпретации данных позволяют использовать георадар для неразрушающего непрерывного контроля толщины слоев дорожной одежды и проводить оценку однородности свойств применяемых материалов и грунтов дорожных одежд, земляного полотна, а также выделить ослабленные зоны в слоях основания.
            Метод георадиолокации позволяет оперативно получить результаты о строении и состоянии дорожных конструкций, используя автоматизированные алгоритмы обработки и интерпретации данных и современные инструменты трехмерного моделирования. Это позволяет использовать их в проектах информационного моделирования. Данный способ исследования может быть использован в диагностике и инженерных изысканиях автомобильных дорог. Для решения задач по контролю качества автомобильных дорог применяются разные конструкции георадаров, методики проведения работ и различное программное обеспечение.
            Комплексная оценка прочности дорожных одежд с применением установки динамического нагружения и георадиолокационного обследования позволяет определить участки изменения прочности эксплуатируемых дорожных одежд автомобильных дорог и спрогнозировать количество лет эксплуатации до капитального ремонта.
            Справочная информация
            Специалисты ФАУ "РОСДОРНИИ" приняли участие в сопоставительных испытаниях диагностического дорожного оборудования. Эксперты Института использовали в том числе установку
типа FWD, соответствующую ГОСТ Р 59918-2021. Испытания проводятся неразрушающим ударным методом динамического нагружения. Главным достоинством установок данного типа является возможность регистрации чаши прогиба на поверхности дорожной конструкции на удалении от точки приложения ударного воздействия. Данные испытания позволяют определить фактические модули упругости конструктивных слоев дорожной одежды и конструкции в целом. В настоящее время Институт ведет работы, направленные на разработку методики эффективного способа управления состоянием нежесткой дорожной одежды, в том числе с использованием этой установки.

 

            7. Договор о технологическом присоединении с 01.09.2023 может заключаться в электронном виде
            Опубликовано постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 904 "О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 904).
            Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 904 затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию любых типов зданий и сооружений.
            Основные изменения:
            - договор о подключении может заключаться в виде электронного документа в личном кабинете заявителя или подсистеме единого личного кабинета "Единого портала государственных и муниципальных услуг";
            - заявитель может выбрать удобный способ взаимодействия с исполнителем (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты, личный кабинет, подсистема единого личного кабинета "Единого портала государственных и муниципальных услуг");
            - заявитель вправе направлять документы, связанные с подключением газоиспользующего оборудования, в электронном виде, а Единый оператор газификации, региональный оператор газификации и исполнитель обязаны принимать такие документы;
            - дополнительное соглашение к договору о подключении подписывается заявителем в течении 10 рабочих дней со дня получения проекта такого соглашения от исполнителя.
            Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 904 вступает в силу 01.09.2023.
            Таким образом, специалистам, осуществляющим эксплуатацию зданий и сооружений, необходимо учитывать вышеуказанные нововведения.

 

            8. Как сократят количество ЗОУИТ
            В Госдуму РФ поступил проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" .
            Законопроект устанавливает дополнительное регулирование правоотношений, возникающих в связи с установлением, изменением и прекращением существования зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
            В настоящее время в Земельном кодексе установлен перечень из 28 видов ЗОУИТ, урегулированы вопросы определения их режима, а также последствия их установления.
            Законопроект предлагает исключить из данного перечня три ЗОУИТ:
            • зону наблюдения;
            • зону безопасности с особым правовым режимом;
            • охранную зону объектов инфраструктуры метрополитена.
            Кроме того, в случае принятия законопроекта прекратят свое существование придорожные полосы автомобильных дорог четвертой и пятой категорий.
            Законопроектом в рамках отмены избыточных процедур в строительстве предусматривается исключение необходимости установления ЗОУИТ в момент получения застройщиком разрешения на строительство. В отношении строящихся объектов вводится обязанность по установлению ЗОУИТ после ввода объекта в эксплуатацию.
            Согласно законопроекту, Правительство РФ в положениях о ЗОУИТ дополнительно обязано определить срок, в течение которого в связи с размещением объекта должна быть установлена или изменена ЗОУИТ.
            Указанный срок должен составлять не более 12 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию либо после завершения строительства, реконструкции объекта в случае, если для строительства, реконструкции объекта не требуется выдачи разрешения на строительство (РС).
            При определении перечня ограничений использования земельных участков (ЗУ) в границах ЗОУИТ должны устанавливаться:
            • исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения);
            • требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны;
            • требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения.
            При определении перечня ограничений использования ЗУ, которые могут быть установлены в границах ЗОУИТ, должен составляться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
            Дополнительно регламентируется, какая информация должна содержаться в утверждаемом Правительством РФ положении о придорожных полосах автомобильных дорог.
            Устанавливается новое правило, регламентирующее возможность заключать соглашение между правообладателем ЗУ и (или) расположенного на нем объекта с правообладателем объекта, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ. Оно предусматривает реализацию за счет одной или обеих сторон такого соглашения функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, в результате которых обеспечивается соблюдение обязательных требований к использованию и охране ЗУ и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
            Такие решения могут быть реализованы как в отношении объекта, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, так и в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного в границах такой зоны, и могут предусматривать реконструкцию, капитальный ремонт указанных объектов в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
            Действие данной нормы не будет распространяться на санитарно-защитные зоны.
            Кроме того, вводится новая норма, согласно которой со дня установления или изменения зон охраны объектов культурного наследия независимо от ограничений использования ЗУ, установленных в границах таких зон, допускается:
            • использование ЗУ, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС) на основании РС, выданного до дня установления или изменения защитной зоны объекта культурного наследия, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного ОКС не требуется выдача РС;
            • реконструкция, капитальный ремонт ОКС в пределах существующих параметров таких объектов;
            • использование ОКС, расположенных в границах такой зоны, в соответствии с видом их разрешенного использования и (или) их назначением.

 

            9. Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
            Приказом Росстандарта от 18 мая 2023 года N 331-ст утвержден ГОСТ Р 70747-2023 "Брус деревянный клееный для стен зданий. Технические условия".
            Стандарт распространяется на клееный деревянный брус из древесины хвойных пород для стен зданий, изготавливаемый на специализированных предприятиях, и устанавливает требования к его изготовлению. Требования стандарта не распространяются на брус из цельной древесины, профилированный брус, брус из многослойного клееного шпона и клееный брус, предназначенный для изготовления предметов интерьера (напольное покрытие, двери, окна, подоконники, погонаж и т.п.).
            ГОСТ Р 70747-2023 введен в действие на территории РФ с 1 июня 2023 года.
            Приказом Росстандарта от 18 мая 2023 года N 332-ст утвержден ГОСТ Р 70748-2023 "Конструкции деревянные. Метод определения водопроницаемости защитных покрытий в натурных условиях".
            Стандарт распространяется на деревянные конструкции и устанавливает метод определения водопроницаемости защитных покрытий конструкции в процессе эксплуатации.
            ГОСТ Р 70748-2023 введен в действие на территории РФ с 1 июня 2023 года.
            Приказом Росстандарта от 22 мая 2023 года N 337-ст утвержден ГОСТ Р 70753-2023 "Бетоны. Метод микроскопического количественного анализа структуры".
            Стандарт распространяется на все виды бетонов, применяемых в строительстве, и устанавливает методы микроскопического количественного анализа структуры воздушных условно-закрытых пор в бетоне.
            ГОСТ Р 70753-2023 введен в действие на территории РФ с 1 июня 2023 года.

 

            10. 3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022
            Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы N 369/пр от 24 мая и N 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.
            Изменения и дополнения N 2, утвержденные приказом 369/пр, содержат в Разделе I новые пункты с 511 по 528 по 18 технологиям, предусматривающим дополнение сметно-нормативной базы 170 новыми сметными нормами после их разработки. Также указанные изменения содержат уточненные пункты 93-100 по 8 технологиям.
            Пакет изменений N 3, утвержденный приказом 400/пр, в своем составе содержит изменения в Раздел I, а именно дополнение пунктами NN 253-546 по 18 технологиям, предусматривающим разработку 72 новых сметных норм. Кроме того, изменения предполагают корректировку 93 пунктов (NN 248-315, 317-336, 361, 366-368, 389) и удаление 3 пунктов (NN 316, 362 и 288). Актуализированный план также включает изменения в пункты 3-6 Раздела II.
            Ранее приказом N 126/пр от 28 февраля 2023 года был утвержден первый пакет изменений, который включал дополнение Раздела I новыми пунктами 508-510 по 3 технологиям на разработку 24 сметных норм, а также дополнением Раздела II новыми пунктами 14-17 по разработке 4 методик.
            В целом документ содержит предложения по разработке и актуализации в 2023-2024 годах 3478 сметных норм по 543 технологиям, 17 методик нормативных затрат и 8 методик определения сметной стоимости.

 

            11. Развитие строительной отрасли в регионах показывает положительную динамику
            Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин принял участие в еженедельном заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию, на котором были рассмотрены текущие показатели строительной отрасли и ход реализации национальных и федеральных проектов. Мероприятие состоялось под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.
            На заседании отдельно остановились на вопросах жилищного строительства. По оперативным данным регионов, на 1 июня введено 41,5 млн кв. метров жилья, по многоквартирным домам опережение плана составляет 6%.
            "Ввод многоквартирного жилья за 5 месяцев составил 17,3 млн кв. метров. Вместе с тем необходимо усилить работу по вводу индивидуального жилья. Кроме этого, по поручению Председателя Правительства мы подготовили меморандумы об увеличении градостроительного потенциала в регионы. Это позволит сохранить набранные темпы по жилищному строительству. Прошу глав регионов посмотреть и подписать меморандумы, а также держать вопрос ввода жилья на контроле", - отметил глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
            Положительную динамику по вводу отметил заместитель Председателя Правительства РФ. "Растёт выдача новых разрешений на строительство, на 21% больше запущено новых жилищных проектов. Градостроительный потенциал вырос на 6%, до почти 400 млн кв.м. Динамика положительная, двигаемся в хорошем темпе. Важно сохранить показатели по сравнению с прошлым, рекордным по вводу годом, чтобы все намеченные планы были выполнены", - сказал Марат Хуснуллин.
            Вице-премьер также напомнил о стратегической сессии по интеграции новых регионов, которую на прошлой неделе провел Председатель Правительства Михаил Мишустин. На ней была рассмотрена программа социально-экономического развития субъектов.
            Правительство продолжает работу по сокращению инвестиционно-строительного цикла. С начала текущего года было выпущено девять постановлений, которые позволяют устранить излишние административные барьеры в строительстве. Исчерпывающий перечень документов для строительства объекта сокращён на 52 позиции. Для мониторинга применения в регионах нововведений в уже действующую систему "светофоров", рассматриваемых штабом, добавляется новый - по сокращению инвестиционно-строительного цикла.
            Кроме этого, в ходе заседания члены президиума правкомиссии обсудили доведение опережающего финансирования на дорожные, социальные и коммунальные объекты, которое было ранее распределено штабом. Затронули вопрос о рассмотрении заявок на специальные казначейские кредиты, которые являются продолжением программы инфраструктурных бюджетных кредитов.

 

            12. Информация о применении ТИМ станет обязательным элементом данных в ЕГРЗ
            На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.04.2023 N 308/пр "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов".
            Приказ вносит изменения в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.02.2018 N 115/пр. Изменения в Порядок вносятся в целях обеспечения возможности осуществления мониторинга применения технологий информационного моделирования при проектировании объектов капитального строительства.
            Так, в соответствии с Приказом, информационное взаимодействие государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" (ГИС ЕГРЗ) осуществляется в целях агрегирования информации, содержащейся в реестре заключений, и размещения необходимых сведений в федеральной государственной информационной системе координации информатизации (ФГИС КИ), оператором которой выступает Минцифры России. В том числе речь идет о размещении сведений:
            - о доле объектов, по которым выдано положительное заключение государственной экспертизы и документация по которым подготовлена в форме информационной модели;
            - о доле объектов капитального строительства, задание на проектирование которых сформировано в машиночитаемом формате (XML).
            В Приказе установлено, что экспертные организации должны указывать сведения о представлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в форме информационной модели при формировании соответствующего раздела ЕГРЗ.
            Кроме того, приложение к Порядку дополнено кодами для новых субъектов Российской Федерации, которые проставляются в номерах заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (номера 80, 81, 84, 85).
            Приказ также вносит изменения в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр. Так, в пункты 9 и 10 добавлены подпункты об указании сведений о том, что подготовка проектной документации и отчетов по результатам инженерных изысканий выполнены в форме информационной модели.
            Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (20 июня 2023 года), за исключением положений Приказа, направленных на обеспечение взаимодействия информационной системы ведения Реестра с иными информационными системами, вступающих в силу по истечении 9 месяцев после дня официального опубликования документа.

 

            13. На трассе М-11 "Нева" открыли движение беспилотного транспорта с применением первого цифрового двойника автомагистрали
            Первый российский цифровой двойник автомагистрали является инициативой Минтранса России в рамках проекта "Беспилотные логистические коридоры". Он создается ФАУ "РОСДОРНИИ" и компанией "СофтТелематика" (входит в концерн "Телематика") на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything - автомобиль, подключенный ко всему) для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - ВАТС) на магистралях.
            Цифровой двойник скоростной трассы М-11 - это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги - автоматизированной системе управления дорожным движением. Это позволяет дополнить систему управления ВАТС фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы. В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
            "Первый участок сегодня запущен, и до конца этого года будет поэтапно создан цифровой двойник всей трассы общей протяженностью 610 км. Такая динамичная цифровая модель дороги обеспечивает геопозиционирование объектов дорожной инфраструктуры с дециметровой точностью и необходима для безопасного движения беспилотного транспорта по маршруту. Также создаваемый цифровой двойник поможет сформировать стандарты, задать технические и технологические требования к дорожно-транспортной инфраструктуре беспилотных логистических коридоров. Тиражируемая целевая архитектура поможет усовершенствовать алгоритмы использования высокоавтоматизированных средств в реальных дорожных условиях для запуска беспилотных автомобильных дорог", - рассказал заместитель генерального директора ФАУ "РОСДОРНИИ" Павел Ручьев.
            "ВАТС получают информацию об окружающей дорожной обстановке с помощью сенсоров, лидаров и видеокамер, дальность которых ограничена физической зоной видимости. Применение беспилотным транспортом цифрового двойника на базе V2X с реальными данными от "умной" дороги даст возможность видеть события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля. За счет этого повысится безопасность движения и увеличится крейсерская скорость движения ВАТС на магистралях, что крайне важно для экономической эффективности коммерческих беспилотных грузовых перевозок", - отметил Дмитрий Казаринов, генеральный директор компании "СофтТелематика".
            Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 "Нева" запущено согласно экспериментальному правовому режиму (ЭПР) в рамках проекта "Беспилотные логистические коридоры", который является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в ходе исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.

 

            14. Подписан закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс с целью приведения в соответствие полномочий органов муниципальных округов
            Президент России подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
            Федеральный закон принят Государственной Думой 25 мая 2023 года и одобрен Советом Федерации 7 июня 2023 года.
            Федеральный закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающими новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
            С учетом того, что вопросы местного значения муниципальных округов и городских округов совпадают, Федеральным законом в законодательных актах Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов предусматриваются по аналогии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.
            С этой целью Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О содействии развитию жилищного строительства", "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О водоснабжении и водоотведении", "О концессионных соглашениях" и другие законодательные акты Российской Федерации.

 

            15. В НОСТРОЙ разрабатывается сервис подтверждения компетенций специалистов стоимостного инжиниринга
            Директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов в своем докладе сделал акцент на практике взаимодействия саморегулируемых организаций с профильными органами исполнительной власти в субъектах и региональными центрами ценообразования по вопросам расчета стоимости строительных работ. Кроме этого, он затронул тему повышения заработной платы рабочего первого разряда, занятого в строительстве, а также остановился на вопросах перехода отрасли на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства, который уже используют в своей работе специалисты по сметному нормированию ряда компаний и организаций.
            Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ заявил о необходимости проверки квалификации специалистов-сметчиков при помощи специального сервиса. То, что такая потребность назрела, показал осуществляемый НОСТРОЙ с 2021 года анализ реализации субъектами РФ Постановления Правительства РФ N 1315 по пересчету цены контракта, а также проводимый НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России конкурс профессионального мастерства "Лучший специалист по ценообразованию в строительстве".
            "Комитет НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе выступил с инициативой разработать проверочные средства и создать на их основе программный продукт по проверке уровня знаний, квалификации и специализации специалистов стоимостного инжиниринга. Предложение уже взято в работу. Инициатива является актуальной как для региональных и муниципальных заказчиков, так и для подрядных строительных компаний и самих узких специалистов по ценообразованию, от квалификации которых напрямую зависит успешная реализация строительных проектов", - подчеркнул Павел Малахов.
            Реализация идеи предусматривает два направления. Прежде всего возможна проверка специалистом своих знаний добровольно с получением сертификата, подтверждающего уровень его компетенций. Кроме того, проверка квалификации может проводиться по требованию работодателя как уже работающих в специалистов в рамках переаттестации, так и рассматриваемых в качестве потенциальных кандидатов для трудоустройства.

 

            16. Домостроительные комбинаты: двигатели "быстрой" стройиндустрии
            Индустриальное домостроение, истоки которого лежат еще во временах первых промышленных революций, в наши дни стало универсальным синонимом быстровозводимых зданий и сооружений, в том числе сборного или блочно-модульного строительства. Именно эти технологии помогли многим странам в разное время ускорить возведение промышленных и жилых зданий и тем самым найти быстрые решения многих других социально-экономических проблем. Сегодня новые цели и задачи по увеличению объемов ввода жилья стимулируют развитие новых индустриальных технологий его возведения, которые доказывают свою эффективность и поэтому активно поддерживаются Минстроем
России. Они также находятся в зоне особого внимания Главгосэкспертизы как новые тенденции и возможности для повышения качества и надежности объектов при снижении их стоимости.
            "Мы все равно придем к тому, что ДСК на территории нашей страны будут развиваться, потому что на заводе модуль гораздо проще собрать и привезти. Поэтому мы будем все эти направления поддерживать, чтобы реализовывать поставленную задачу по строительству 120 миллионов квадратных метров жилья в год", - сказал в недавнем интервью министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Кроме того, качество новых материалов и технологий гораздо выше, поскольку в них существенно меньше ручного труда, добавил министр. Говоря о перспективах модульных, монолитных и других технологиях ускоренного строительства, министр отметил, что на самом деле это эволюция той же производственной базы, которая начала создаваться в нашей стране в 1950-е годы при формировании домостроительных комбинатов, только уже на новом витке развития материалов и технологий.
            Примечательно, что во многих странах, в том числе и в современной России, сегодня технологии индустриального домостроения применяются далеко не только для строительства низкобюджетного социального жилья. Новое поколение стройматериалов и технологий монолитного, панельного и модульного строительства стало вызовом для архитектурных бюро, которые демонстрируют сегодня самый широкий спектр архитектурных решений для индустриального домостроения, в том числе для высотных домов.
            "Индустриализация строительства - это оптимизирование всех процессов, начиная с проектирования и завершая эксплуатацией зданий. Взгляд в историю этого вопроса показывает, насколько динамично строилось жилье с использованием таких технологий как в городских, так и сельских территориях СССР. С учетом современных запросов в обществе к оптимальным планировочным решениям жилищных пространств, расположенных в городской структуре, а также динамично развивающихся технологий строительства, инвестирование в индустриализацию позволит уменьшить расход материалов и трудовых затрат, улучшить качество, сократить сроки и снизить стоимость объектов строительства в итоге", - отметила Оксана Ковалевская, заместитель начальника отдела локальных экспертиз Службы главных экспертов проектов по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы России.
            Кроме того, индустриализация предполагает не только механизацию строительных процессов, но и вызывает необходимость типизации конструктивных решений и стандартизации строительных изделий и деталей, подчеркивает эксперт. "Отбор лучших с технической и экономической сторон объемно-планировочных и конструктивных решений для многократного использования в строительстве, соответственно, затрагивает все стороны строительного комплекса и создает эффекты синергии для его развития на новом качественном уровне", - считает Оксана Ковалевская.
            В свою очередь, Правительство и Минстрой России, продвигая идею возрождения ДСК, прежде всего делают ставку на стимулирование дополнительных механизмов для поддержки социальных жилищных программ, в том числе для ускоренного строительства субсидируемого государством ипотечного жилья.

 

            17. В России могут возобновить государственный надзор за оборотом стройматериалов
            Надзор за обращением строительных материалов в России могут возобновить, рассказали ТАСС в Минпромторге РФ. Бесконтрольность рынка способствует фальсификату, объем которого может достигать 314 млрд рублей ежегодно, считают отраслевые организации.
            Контроль и надзор за обращением стройматериалов до июня 2021 года осуществлял Росстандарт. Эти полномочия упразднили с принятием поправок в федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (закон от 11.06.2021). В апреле 2023 года Президент РФ Владимир Путин поручил до 1 сентября 2023 года рассмотреть возможность ввести риск-ориентированный государственный контроль за соблюдением обязательных требований технических регламентов на промышленную продукцию (опубликовано на сайте Кремля 6 июня). В Минпромторге РФ ТАСС пояснили, что в рамках работы над поручением обсуждается возврат полномочий Росстандарта по контролю и надзору за обращением промышленной продукции, в том числе строительных материалов.
            "Предложения Минпромторга России по внесению изменений в законодательство, предусматривающие установление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением
обязательных требований к промышленной продукции, позволят органам госконтроля (надзора), в том числе Росстандарту, восстановить контрольно-надзорные функции за продукцией ряда технических регламентов а также за продукцией, включенной в единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия", - заявили ТАСС в пресс-службе ведомства.
            Согласно данным, приведенным в марте 2023 года в коллективном обращении в Общественную палату 15 отраслевых организаций, объем строительной продукции, обращение которой сейчас не контролируется, составляет 1,8 трлн рублей ежегодно. Совокупную стоимость фальсификата в этой области отраслевые ассоциации оценили в 314 млрд рублей за 2021 год. А в целом после изменения подходов в июне 2021 года продукция по 13 техническим регламентам полностью или частично оказалась не охвачена федеральным государственным надзором, указывали авторы письма.
            По словам генерального директора Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) Владислава Ткаченко, "рынок продукции, оставшейся без надзора, оценивается около 40 трлн рублей в год", а "объем фальсификата исчисляется сотнями миллиардов рублей в год".
            "На рынке строительных материалов, "под ударом" оказались потребители, которые не располагают соответствующими возможностями и компетенциями для проверки качества приобретаемых материалов и изделий, а государство фактически полностью устранилось от реализации их прав на безопасную и качественную продукцию, оставив недобросовестных производителей один на один с потребителями", - сказал он ТАСС.
            Инициативу о госконтроле поддержала исполнительный директор Союза производителей цемента "Союзцемент" Дарья Мартынкина.
            "Отсутствие госконтроля приводит к росту объема фальсифицированного цемента, что увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, потерь государственного бюджета от деятельности недобросовестных производителей продукции и утраты доли рынка добросовестными производителями", - сказала Мартынкина.
            Президент ассоциации "Электрокабель" Максим Третьяков также высказался за возврат надзора за оборотом стройматериалов, но предложил рассмотреть альтернативный вариант: когда полномочия будут исполнять региональные стройнадзоры. "Неплохо было бы функции контроля и надзора за кабелем для стройки отдать стройнадзорам. У них есть возможность осуществлять выборочный инструментальный входной контроль стройматериалов. Документарный контроль для выявления фальсифицированной продукции недостаточен, потому что визуально отличить фальсифицированный кабель от нефальсифицированного невозможно. А правильные сопроводительные документы поставщики оформлять научились", - пояснил он.

 

            18. Актуализирован перечень стандартов, применяемых на добровольной основе для соблюдения требований ТР о безопасности зданий и сооружений
            Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2023 года N 1247 утвержден обновленный перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
            В перечень включены межгосударственные стандарты, национальные стандарты, своды правил в области безопасности зданий и сооружений, актуализированные и не актуализированные СНиП, своды правил по пожарной безопасности.
            Всего в перечень добровольных ГОСТ и СП вошли 653 документа. Предыдущий перечень, утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687, включал 648 документов по стандартизации.
            Напомним, что на рассмотрении Государственной думой РФ находится законопроект, предполагающий отказ от использования перечня стандартов добровольного применения и введение единого перечня документов для доказательной базы Технического регламента.
            Дата вступления в силу - 16.06.2023

 

            19. Правительство расширило возможности программы инфраструктурных облигаций в сфере строительства
            Правительство продолжает работу по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства. Принято решение расширить возможности использования механизма инфраструктурных облигаций, что позволит увеличить количество финансируемых проектов. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            Во-первых, изменения подразумевают расширение перечня объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма. Теперь в перечень добавлены объекты электроэнергетики, что позволит обеспечить территории необходимой инфраструктурой и создать дополнительные мощности при реализации масштабных проектов.
            Во-вторых, для проектов строительства наемных домов с 10 тыс. до 5 тыс.кв.м снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений.
            В-третьих, обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации с наивысшим рейтингом платежеспособности. При этом если обязательства обеспечены такой гарантией или поручительством, при отборе проекта не будет учитываться уровень госдолга региона.
            "В прошлом году мы достигли рекорда по жилищному строительству - 102,7 млн кв.м жилья, в 2023 году важно не снижать эти показатели", - отметил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
            По его словам, инфраструктурные облигации, оператором которых является АО "ДОМ.РФ", стали эффективным инструментом по созданию объектов инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры для строительства жилья, и, что самое важное, это востребовано регионами.
            "Благодаря принятому постановлению увеличится число проектов, а значит, больше граждан будут обеспечены новой современной инфраструктурой, и городская среда в регионах станет еще комфортнее и безопаснее", - добавил вице-премьер.
            Механизм инфраструктурных облигаций был запущен Правительством в 2021 году, став одним из важнейших инструментов развития инфраструктуры при строительстве жилья. Средства от размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. С помощью такого финансового инструмента строятся детские сады, школы, поликлиники, жилье для социального и коммерческого найма, благоустраиваются городские и сельские территории.
            Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 31 декабря 2020 года N 2459.

 

            20. Правительство расширило возможности программы инфраструктурных облигаций в сфере строительства
            Правительство продолжает работу по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства. Принято решение расширить возможности использования механизма инфраструктурных облигаций, что позволит увеличить количество финансируемых проектов. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            Во-первых, изменения подразумевают расширение перечня объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма. Теперь в перечень добавлены объекты электроэнергетики, что позволит обеспечить территории необходимой инфраструктурой и создать дополнительные мощности при реализации масштабных проектов.
            Во-вторых, для проектов строительства наемных домов с 10 тыс. до 5 тыс.кв.м снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений.
            В-третьих, обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации с наивысшим рейтингом платежеспособности. При этом если обязательства обеспечены
такой гарантией или поручительством, при отборе проекта не будет учитываться уровень госдолга региона.
            "В прошлом году мы достигли рекорда по жилищному строительству - 102,7 млн кв.м жилья, в 2023 году важно не снижать эти показатели", - отметил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
            По его словам, инфраструктурные облигации, оператором которых является АО "ДОМ.РФ", стали эффективным инструментом по созданию объектов инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры для строительства жилья, и, что самое важное, это востребовано регионами.
            "Благодаря принятому постановлению увеличится число проектов, а значит, больше граждан будут обеспечены новой современной инфраструктурой, и городская среда в регионах станет еще комфортнее и безопаснее", - добавил вице-премьер.
            Механизм инфраструктурных облигаций был запущен Правительством в 2021 году, став одним из важнейших инструментов развития инфраструктуры при строительстве жилья. Средства от размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. С помощью такого финансового инструмента строятся детские сады, школы, поликлиники, жилье для социального и коммерческого найма, благоустраиваются городские и сельские территории.
            Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 31 декабря 2020 года N 2459.

 

            21. Срок ввода незавершённых объектов может сократиться на полгода
            Государственная Дума на пленарном заседании приняла разработанный Правительством закон, вносящий изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты.
            "Принятые поправки имеют важное значение для строительной отрасли. В частности, они касаются работы с незавершёнными объектами, которой мы уделяем много внимания. Делаем ещё один шаг в решении этого вопроса. Теперь допускается вносить изменения в разрешения на строительство без учёта ограничений на землю, возникших в период стройки. Поправки помогут ускорить ввод незавершённых объектов примерно на полгода, а также сократить число самих долгостроев", - сообщил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
            Кроме того, закон наделяет Правительство полномочием определить единый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. "Сейчас действуют несколько разрозненных требований федерального, регионального и местного уровней. В ближайшее время Правительство приведёт их к единообразию. Эти изменения позволят исключить около 15 избыточных документов, требуемых сейчас от застройщиков", - пояснил вице-премьер.
            Закон также исключает устаревшие согласования для транспортного и инфраструктурного строительства на территории речных портов, причалов и береговой полосы. Благодаря этому будет сокращён срок ввода таких объектов.

 

            22. Экологическая экспертиза будет проводиться в формате "одного окна"
            Госдума во втором чтении приняла законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
            Ко второму чтению законопроект был значительно доработан и дополнен положениями, устанавливающими возможность проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации (ГЭЭ) по принципу "одного окна".
            Предполагается, что Правительство РФ установит порядок проведения таких экспертиз, в соответствии с которым их проведение осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.
            Срок проведения ГЭЭ не должен превышать 42 рабочих дня и может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика.
Кроме того, ко второму чтению приняты поправки, устанавливающие новые положения, которые уточняют порядок подготовки документации по планировке территории.
            Предполагается, что в случае принятия законопроекта он вступит в силу с 01.09.2023.

 

            23. Новый свод правил позволит расширить применение навесных фасадных систем при строительстве
            Минстрой России утвердил новый свод правил СП 522.1325800 "Системы фасадные навесные вентилируемые. Правила проектирования, производства работ и эксплуатации" (СП 522), который вступил в действие 5 июня 2023 года. Навесные фасадные системы (НФС) - это конструкция с закреплёнными элементами облицовки, которые обеспечивают защиту наружной стороны стен зданий от воздействия окружающей среды и позволяют реализовать различные архитектурные концепции. Среди преимуществ НФС: высокие показатели прочности, длительные эксплуатационные сроки, энергоэффективность, всесезонность производства работ и быстрый монтаж, высокие характеристики по тепло- и шумоизоляции, а также стойкость к климатическим воздействиям, ветровым и снеговым нагрузкам.
            "Утверждение нового свода правил обеспечит расширение применения НФС, активное развитие рынка отечественных фасадных систем, уменьшение затрат и сроков за счёт применения нормируемых данных. До этого нормативные требования по проектированию, монтажу и эксплуатации навесных фасадных систем отсутствовали и для их применения было необходимо проходить процедуру подтверждения пригодности", - сообщил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
            После введения в действие нового документа не требуется продление 326 действующих технических свидетельств Минстроя России на НФС, а обоснование безопасности этих систем будет проводиться в рамках соответствия требованиям и рекомендациям, изложенным в СП 522.
            При подготовке нормативного документа учтены результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе по определению динамических нагрузок при ветровых и сейсмических воздействиях, ресурса фактической безопасной эксплуатации, долговечности несущих конструкций навесных фасадных систем, расположенных в застроенной части городов и различных климатических зонах, а также исследования влияния эксплуатационных характеристик теплоизоляционных слоев на теплотехнические свойства НФС.
            "С 2020 года ФАУ "ФЦС" выдано более 500 технических свидетельств на конструкции навесных фасадных систем, что, безусловно, говорит о высокой востребованности данной технологии и актуальности разработки свода правил. Он обеспечит широкое внедрение в практику проектных решений, соответствующих современному уровню развития строительной отрасли и реализующих необходимый уровень безопасности и комфорта. В подготовке документа активное участие принимали представители отраслевого сообщества, в том числе и Фасадный Союз", - подчеркнул директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.

 

            24. Опубликован проект техрегламента о безопасности строительных материалов и изделий
            20 июня 2023 года опубликован проект решения Совета ЕЭК "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий".
            Разрабатываемый проект Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий" (Технический регламент) направлен на установление обязательных требований к строительным материалам и изделиям, выпускаемым в обращение на таможенной территории ЕАЭС, в том числе к правилам их оценки соответствия. Это позволит снизить технические барьеры в торговле и обеспечить свободное перемещение качественных
и безопасных строительных материалов и изделий во всех пяти странах, ограждая рынки каждой из них от проникновения фальсификата.

 

            25. В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол по вопросам развития проектирования в строительстве
            22 июня 2023 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете состоялся круглый стол "Актуальные проблемы проектирования и пути их решения".
            В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Валерий Усков, начальник планово-договорного отдела ГАУ "Леноблгосэкспертиза" Дмитрий Липин, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Вихров, заместитель координатора НОПРИЗ по СЗФО Сергей Чусов и руководители ведущих проектных СРО Санкт-Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона.
            Открывший мероприятие координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Вихров рассказал, что в настоящее время президентом НОПРИЗ Анваром Шамузафаровым ведется большая работа по переформатированию государственных подходов к развитию строительной отрасли, в том числе совершенствованию методов ценообразования рынка проектно-изыскательской деятельности, повышения профессионального уровня проектных организаций, а также развития роли и персональной ответственности ГИПов, ГАПов и других специалистов. Говоря о цифровой трансформации отрасли, Александр Вихров отметил, что недавно в правительстве Санкт-Петербурга сообщили о том, что доля объектов, строительство которых ведется с применением технологий информационного моделирования, увеличилась до 15 процентов, а первая в России цифровая информационная модель линейного объекта получила положительное заключение государственной экспертизы именно в Петербурге.
            В рамках обсуждения вопроса о развитии саморегулирования в строительной отрасли Сергей Чусов обозначил ключевые проблемы проектной отрасли: недостаточность финансирования, необходимость повышения квалификации специалистов, решение вопросов логистики и импортозамещения.
            Руководитель инспекции Ассоциации "СРО "ОРПД" Владимир Гришанов и член Совета Ассоциации Андрей Шевчук подробнее осветили преимущества системы оценки деловой репутации (Росстройрепутация) и возможности для обсуждения и решения проблем СРО, предоставляемые созданным средством массовой информации.
            Председатель Совета СРО АПО "Союзпетрострой-Проект" Роман Рыбаков прежде всего отметил, что, согласно статистике, из 149774 проектных предприятий под контроль СРО подпадает чуть больше трети - 53720 компаний. Имея за плечами огромный опыт проектирования, спикер обозначил болевые точки современной системы проектного дела в России.
            Поскольку в условиях давления внешних факторов на ценообразование проектных организаций большинство игроков рынка добровольно и осознанно согласились работать на границе положительной рентабельности, решение проблемы докладчик видит в реорганизации системы проектирования и контроле со стороны государства.
            Вопрос взаимодействия заказчика и проектной организации вызвал оживленную дискуссию участников круглого стола.
            Роман Рыбаков отметил, что в современных реалиях к заказчику от профессионалов отрасли перешла функция нормоконтроля, и к нему же сместилась точка принятия технических решений. Таким образом, в этих условиях проектировщик находится между желаниями заказчика и требованиями экспертизы и вынужден многократно переделывать проект за свой счет. Кроме этого, деятельность проектной организации проверяют 52 инспекции. В этих условиях, отметил спикер, возможным выходом из сложившейся ситуации было бы воссоздание государственных территориальных проектных институтов с возможностью интеллектуальной конкуренции между ними.
            Со стороны заказчика выступил заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Валерий Усков. Спикер подтвердил наличие достаточно большого количества проблем, связанных с проектированием объектов госзаказа, причем отметил, что не все они находятся в зоне ответственности проектировщиков. Амбициозные задачи по развитию города, которые стоят перед комитетом, требуют оперативного и четкого решения возникающих вопросов. Недостаточное авансирование, возникающие трудности в своевременном предоставлении исходных данных для проектирования создают определенные сложности. Пути решения докладчик видит в улучшении
системы подготовки кадров, распространении софта, смещении акцента на рынке проектных организаций с количества на качество.
            Председатель совета Ассоциации СРО "ЦРАСП" Алексей Пышкин предложил создать под руководством координатора НОПРИЗ экспертный орган для решения возникающих проблем и вернуться к территориальным нормам проектирования, разработанным в свое время Ленгипроинжпроектом.
            Директор Ассоциации СРО "СПО" Татьяна Солоненкова отметила, что Минстрой уже проводит независимую оценку квалификаций по функции технического заказчика, но пока она не является обязательной для всех. Придание ей статуса обязательной способствовало бы повышению профессионального уровня заказчика и снятию части проблем в его взаимоотношениях с проектировщиком.
            Решение задачи повышения роли и персональной ответственности ГИП, ГАП и ГИС заместитель генерального директора саморегулируемой организации Ассоциация "Объединение проектировщиков" Борис Лысич видит в создании консорциума, в который наряду с представителями профессионального сообщества должны войти учебные заведения и органы государственной власти. В такой связке обсуждение проблем легко переходило бы в постановку задач перед конкретными участниками процесса и их оперативное и качественное решение.
            Роман Рыбаков высказал мнение о том, что большинство вопросов могут быть решены только на федеральном уровне. В ответ на его замечание президент Ассоциации СРО "СПО" Лариса Ерёмина рассказала о деятельности в рамках комитета НОПРИЗ рабочей группы по законодательству, в которую можно присылать конкретные предложения по изменению действующих нормативно-правовых документов.
            В рамках обсуждения вопроса о целях и задачах экспертизы проектной документации генеральный директор ООО СП "Интар" Анатолий Берхман отметил, что претензии экспертизы зачастую строятся по формальному принципу и могут относиться к нерегламентированным условным обозначениям или цветовым решениям чертежей. А при рассмотрении сложных объектов такой формальный подход и отказ в утверждении согласованных со всеми заинтересованными структурами отклонений для создания уникального проектного решения приводит к существенному удорожанию проекта и его бессмысленным переделкам с потерей времени и денег. Спикер подчеркнул, что недопустимо на стадии "П" требовать данных из стадии "Р", а также отметил необходимость возвращения в правовое поле понятия "рабочий проект". А в качестве ключевой проблемы докладчик обозначил противоречие подходов экспертиз застройщиков, подрядчиков и проектных организаций. Апробация экспертизой новых электронных сервисов по внесению электронных документов также отнимает много времени, в том числе из-за технических недоработок системы.
            Президент Группы компаний "ННЭ" Александр Орт обозначил проблему разрозненности негосударственных экспертиз (в НОЭКС на данный момент состоит только 110 членов) и назвал одним из способов ее решения включение негосударственных экспертиз в юрисдикцию НОПРИЗ. Кроме того, бичом негосударственных экспертиз спикер назвал проведение конкурсов на понижение стоимости проведения экспертизы. А базовым источником всех обсуждаемых проблем докладчик назвал постоянные изменения ключевого документа отрасли - Градостроительного кодекса.
            Директор ООО "Союзпетрострой-Эксперт" Анатолий Плотников отметил, что есть и положительные изменения - например, введение в правовое поле понятия экспертного сопровождения проекта, позволяющее оперативно вносить необходимые изменения в проект и значительно экономящее время принятия решений, а, следовательно, и средства.
            Начальник планово-договорного отдела ГАУ "Леноблгосэкспертиза" Дмитрий Липин отметил, что снятию некоторой части проблем во взаимоотношениях между проектировщиком и экспертизой могут способствовать открытость к диалогу со стороны государственной экспертизы, организация консультаций, а также помощь и обучение в работе с электронными сервисами.

 

            26. Переноса сроков перехода застройщиков на ТИМ не будет
            Об этом заявил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик на Всероссийской отраслевой конференции "Строительный навигатор: курс на цифровизацию. Иркутск 2023". Мероприятие организовано по инициативе НОТИМ при поддержке Минстроя России, Общественного совета при Минстрое России и Правительства Иркутской области. Модератором
пленарной сессии выступил президент НОТИМ, руководитель Комиссии по цифровизации строительной Общественного совета Михаил Викторов. В конференции также приняли участие заместитель Председателя Правительства Иркутской области Павел Писарев и министр строительства Иркутской области Александр Галкин.
            С приветственным словом к участникам конференции обратился замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик, который особо отметил просветительскую роль НОТИМ в построении цифровой вертикали в регионах. Он также подчеркнул вовлеченность руководства Иркутской области в процессы внедрения "цифры" в стройку и рассказал о построении цифровой вертикали строительной отрасли в стране.
            Отвечая на вопрос модератора Михаила Викторова о переносе сроков перехода застройщиков на ТИМ с 1 июля 2024 года в связи с переходом на российское ПО и "цифровой незрелостью" отдельных регионов, замминистра заявил, что переноса сроков не будет. С 1 июля 2024 для застройщиков начнет действовать постановление Правительства РФ N 331. По мнению замминистра, застройщики как никто заинтересованы во внедрении такого инструмента и готовы к этому. Некоторые регионы уже приняли документы о переходе на ТИМ с 1 января 2024, таких регионов пять: Москва, Свердловская, Саратовская и Мурманская области, а с сегодняшнего дня еще Республика Тыва.
            Замминистра также отметил, что ТИМ - это инструмент для строителей, который позволяет облегчить их ежедневную работу и сократить продолжительность строительного цикла, а то, что будет ими построено, - качественно эксплуатировать следующие 50-100 лет.
"Для перехода на ТИМ имеются все инструменты: отечественное ПО и методология, обученные специалисты. Поэтому причин откладывать переход на более поздний срок нет, что также было подтверждено недавно на заседании Совета по развитию цифровой экономики при верхней палате парламента", - сказал Константин Михайлик.
            В рамках конференции в Иркутске ведущие разработчики отечественного программного обеспечения представят специалистам, заказчикам, застройщикам региона свои продукты и услуги, реализованные кейсы и пилотные проекты, обсудят механизмы внедрения отечественного программного обеспечения и IT-стартапов. Среди участников форума: специалисты Минстроя России, Главгосэкспертизы России, Министерства строительства Иркутской области, министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, представители заказчиков капитального строительства региона, органов местного самоуправления, строительных и подрядных организаций, проектировщиков, средств массовой информации.

 

            27. Фиджитал-центры приобретают популярность
            С развитием процесса цифровизации во всех направлениях жизни человека понятие спорта становится шире, охватывая и виртуальное пространство. В нашей стране все большую популярность приобретает новое спортивное направление - "фиджитал", которое реализуется в рамках федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" нацпроекта "Демография".
            Фиджитал-центры - синергия спортивных и цифровых активностей. Ожидается, что создание инфраструктуры и проектирование этих супертехнологичных пространств увеличит возможности для массовых занятий физической активностью. Это спортивные площадки нового поколения, в которых реализовано единое гармоничное пространство для совершенствования навыков как в классических, так и в цифровых видах спорта. Пространство центра включает в себя классические площадки, зоны для компьютерных и консольных игр, а также виртуальной реальности. Все это создает абсолютно новый подход к занятию физической культурой.
            Строительство подобных центров имеет свои специфичные особенности на каждом этапе реализации проекта. При проектировании надо учитывать, что зоны в цифровом пространстве объединены в экосистему с единой системой и специальным ПО для функционирования центров, сайтом и мобильным приложением для посетителей. Это позволяет оперативно отслеживать результаты, бронировать спортивные и игровые зоны, а также участвовать в событиях центра. На сегодня реализация проекта центров возможна по двум вариантам. Полукрытый центр включает в себя открытые спортивные площадки и закрытые административные и игровые зоны. В крытом центре все зоны находятся под крышей. Техническое оснащение центров позволяет мониторить достижения на территории обеих зон, обрабатывать полученные данные и отображать прогресс и общий уровень физической и цифровой активности в личном фиджитал-профиле.
            "Сейчас идет формирование нового типа спортивных сооружений, при строительстве которых активно применяются передовые IT-технологии. Принципиальные решения при проектировании таких объектов состоят из наличия универсальной спортивной площадки, компьютерной зоны и открытой площадки для воркаута", - отмечает заместитель руководителя Службы главных экспертов проекта по объектам гражданского назначения Главгосэкспертизы Дмитрий Абдуллаев.
            Первый в России "Фиджитал-центр" открылся в Кемерово. В киберспортивной зоне площадью 260 кв.м оборудованы зона Playstation, компьютерная зона, зона VR, а также зона отдыха для гостей, раздевалки, душевые. На "умной" спортивной площадке размером 1 тыс.кв.м можно заниматься мини-футболом, баскетболом, панной и воркаутом. У каждого посетителя формируется индивидуальный рейтинг за счет показателей цифровой и физической активности на площадке.
            В Калмыкии также планируется реализовать проект гибридного пространства. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что решение о поддержке строительства центра было принято федеральным правительством и властями субъекта.
            Наша страна всегда стремилась развивать новейшие технологии и самым активным образом продвигала игровой спорт вперед. В 2024 году в Казани впервые в мире пройдет международный мультиспортивный турнир "Игры будущего" в концепции фиджитал. Новый турнир объединит 16 гибридных дисциплин: кибер-дисциплины, такие как киберспорт, технологии мобильности, робототехника, искусственный интеллект, классический спорт с различными инновационными высокотехнологичными элементами: экзоскелеты, дополненная виртуальная реальность и другие.
            Всего в стране в рамках государственной инициативы и подготовки к Играм построят более 50 центров в различных регионах страны.

 

            28. Уточняется порядок представления заказчиком документов и материалов на государственную экологическую экспертизу
            Постановлением Правительства РФ от 27.06.2023 N 1036 внесены изменения в акты Правительства РФ, которыми уточняется порядок представления заказчиком документов и материалов на государственную экологическую экспертизу.
            Материалы должны представляться в электронном виде через Единый портал Госуслуг или ведомственный ресурс в форме электронных документов, подписанных:
            - для юридических лиц - усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной электронной подписью;
            - для физических лиц - любой электронной подписью: усиленной квалифицированной, усиленной неквалифицированной или простой.
            Подготовка и направление материалов, а также заключения государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом осуществляются с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне.
            Дата вступления в силу - 27.06.2023

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".