Обзор изменений в строительной области за ноябрь 2022 года

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

            1. Сформирован новый перечень строительных ресурсов

            Приказом Минстроя России от 20.10.2022 N 883/пр утвержден перечень специализированных строительных ресурсов.
            Перечень ресурсов разделен на 7 частей по принадлежности ОКС, в которых эти ресурсы используются, к сферам:
            - автомобильных дорог и искусственных сооружений, согласно приложению N 1 к приказу (185 позиций);
            - инфраструктуры железнодорожного транспорта, согласно приложению N 2 к приказу (324 позиции);
            - магистрального трубопроводного транспорта нефти и сооружений, согласно приложению N 3 к приказу (252 позиции);
            - атомной энергии, согласно приложению N 4 к приказу (271 позиция);
            - электроэнергетики, согласно приложению N 5 к приказу (173 позиции);
            - ракетно-космической промышленности, согласно приложению N 6 к приказу (179 позиций);
            - алмазодобывающей промышленности, согласно приложению N 7 к приказу (143 позиции).


            2. Минстрой изменил индексы сметной стоимости в III квартале
            Опубликовано письмо Минстроя России от 27.10.2022 N 56267-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".
            Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 39010-ИФ/09 от 05.08.2022, N 40506-ИФ/09 от 15.08.2022, N 42220-АЛ/09 от 23.08.2022, N 43576-АЛ/09 от 30.08.2022, N 45276-СИ/09 от 07.09.2022, N 49208-ИФ/09 от 26.09.2022, N 51018-ИФ/09 от 04.10.2022, N 52440-ИФ/09 от 11.10.2022, N 54535-ИФ/09 от 20.10.2022 и N 55140-ИФ/09 от 22.10.2022.
            Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за II квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
            В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС во II квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).
            В качестве приложения к данному письму включены ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемые с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на III квартал 2022 года для Уральского федерального округа (УФО).
            Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в приложениях к настоящему письму, будут обнародованы дополнительно.

 

            3. Опубликован проект Правил проведения обследования несущих строительных конструкций ОКС при осуществлении капитального ремонта
            Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом приказа "Об утверждении Правил проведения обследования несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений", который в настоящее время размещен на сайте regulation.gov.ru и проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
            Проектом Правил предлагается определить порядок проведения обследования несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений в целях подготовки технического заключения о техническом состоянии несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
            Целью обследования несущих строительных конструкций объекта капитального строительства является получение исполнителем работ данных о техническом состоянии несущих строительных конструкций, содержащих количественную оценку фактических показателей качества несущих строительных конструкций, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту.
            Проект приказа разработан в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 года N 881 "Об осуществлении замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при проведении капитального ремонта зданий, сооружений", которое определило случаи, когда в ходе капремонта можно менять или восстанавливать несущие строительные конструкции, а также перечень таких работ.
            При этом указанным актом правительства также установлено, что его положения не применяются при капитальном ремонте многоквартирных домов, а также при госзакупках, начатых до 1 сентября 2022 года.

            

            4. Утверждена Методика определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве
            Официально опубликован приказ Минстроя России от 01.07.2022 г. N 534/пр "Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве".
            Методика устанавливает метод определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования.
            Приказ вступает в силу с даты признания утратившими силу подпунктов "в", "г" пункта 28, приложения N 7, а также внесения изменений в подпункт "д" пункта 28, пункт 31 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр.

 

            5. Разработаны типовые условия государственных контрактов на строительство и ремонт
            На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства РФ "О типовых условиях контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
            Согласно проекту документа, при формировании проектов контрактов заказчики должны использовать типовые условия контрактов, если они утверждены Правительством РФ. Условия контрактов, которые прямо не урегулированы типовыми условиями, иные условия таких контрактов включаются заказчиками в проекты контрактов самостоятельно с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности, гражданского законодательства, законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
            Типовые условия включают следующие разделы:
            - условия о правах и обязанностях подрядчика;
            - условия о правах и обязанностях заказчика;
            - условия о гарантии качества;
            - условия о цене контракта;
            - условия об обеспечении исполнения контракта, гарантийных обязательств;
            - условия об изменении, расторжении контракта;
            - условия о порядке направления уведомлений;
            - условия о приемке и оплате выполненных работ;
            - условия о сроке выполнения работ и сроке действия контракта;
            - условия об ответственности сторон;
            - порядок урегулирования разногласий.
            Стоит обратить внимание на раздел "Условия о приемке и оплате выполненных работ".
            Напомним, что с 01.05.2022 сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов (в том числе и индексы Минстроя России), использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов или договоров, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капстроительства, сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Таким образом, данная норма означает, что государственные сметные нормативы и сметные цены используются заказчиками только для определения начальной максимальной цены контракта и для финансового планирования и не подлежат применению при исполнении договоров.
            С учетом этого, в разделе "Условия о приемке и оплате выполненных работ" установлено, что при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.
            Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе выполняемых поэтапно, является документ о приемке, оформленный и подписанный в порядке, установленном Законом о контрактной системе (44-ФЗ) и контрактом. При этом работы и затраты, объединенные в комплекс работ с использованием единицы измерения "штука", не подлежат поэтапной приемке. Приемка работ и затрат, объединенных в комплекс, осуществляется после завершения выполнения всего комплекса работ.
            Устанавливается формула для определения стоимости выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе выполненных поэтапно. В случае досрочного выполнения работ,
предусмотренных контрактом (этапом контракта), заказчик оплачивает такие работы в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, в пределах лимитов средств (в том числе с учетом перераспределения объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды), являющихся источником финансирования работ по контракту.
            В типовых условиях уточняется, что при исполнении контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случая, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
            Постановление Правительства вступает в силу с 01.01.2023 года.


            6. Минстрой России предлагает изменить подходы к обеспечению качества строительства
            Под председательством заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко прошло совещание с членами Совета Российской коллегии органов регионального государственного строительного надзора субъектов РФ, посвященное обсуждению проекта Концепции совершенствования институтов государственного строительного надзора и строительного контроля (Концепция).
            Были обсуждены вопросы повышения эффективности строительного контроля, усиления его роли и ответственности при одновременном сохранении надлежащего уровня безопасности и качества возводимых объектов капитального строительства. Кроме того, в рабочей дискуссии была затронута тема выстраивания наиболее оптимальной модели взаимодействия надзорных органов, заказчика, осуществляющего строительный контроль, а также подрядчика, реализующего строительный проект и проводящего производственный контроль.
            "Отмечу, что мы не собираемся упразднять или ослаблять позиции и значимость ни органов государственного строительного надзора, ни института строительного контроля, ни подрядчика, осуществляющего строительство. Наоборот, мы хотим прийти к чёткому и наиболее целесообразному разделению зон ответственности, предметов деятельности и полномочий каждого из участников этой цепочки с исключением дублирования функций", - пояснил замглавы Минстроя России Сергей Музыченко.
            По итогам совещания было принято консолидированное решение, что необходимо ориентироваться на формирование линейной системы контроля за обеспечением безопасности зданий и сооружений. В рамках неё будет выстроена модель вертикального взаимодействия: органы государственного строительного надзора оценивают порядок проведения строительного контроля, строительный контроль заказчика контролирует производимые работы, а подрядчик осуществляет строительство и производственный контроль, соблюдая требования проектной документации и технических регламентов.
            Именно эта идея о формировании линейной системы станет основой будущей концепции, цель которой состоит в создании эффективной модели обеспечения безопасности строительства, повышающей качество строительного контроля и снижающей административную нагрузку на отрасль.
            Завершая совещание, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко подчеркнул, что проекту Концепции необходима значительная доработка с учётом высказанных замечаний, поступающих предложений и мнений представителей профессионального сообщества. По его словам, рабочая встреча с членами Совета Российской коллегии органов регионального государственного строительного надзора субъектов РФ - это лишь начало такой совместной работы.

 

            7. Разработан предварительный национальный стандарт для цифровых моделей жилых зданий
            Предварительный национальный стандарт (ПНСТ) "Требования к цифровым информационным моделям объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания" опубликован на сайте Росстандарта. Разработчик документа - "ДОМ.РФ".
            Документ описывает требования к работе с цифровыми моделями, включая геометрическую точность, информационное наполнение, структуру и состав, а также несколько сценариев применения технологии информационного моделирования.
            Как отмечается в пояснительной записке к предварительному стандарту, на данный момент отсутствуют стандарты в области технологий информационного моделирования, которые бы в полной мере покрывали потребность сферы жилищного строительства в нормативно-техническом регулировании информационного моделирования объектов.
            В связи с этим необходима разработка предварительного стандарта, который бы учитывал специфику создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" объектов капитального строительства.
            Форма предварительного стандарта позволит провести апробацию предложенных требований к цифровым информационным моделям и собрать практический опыт реализации моделирования в соответствии с предложенным в предварительном стандарте подходом. После сбора практического опыта планируется доработка документа в форме национального стандарта в соответствии с реальными потребностями отрасли.
            Дата окончания публичного обсуждения - 31 декабря 2022 года.

 

            8. Разрешение на строительство исключат из перечня документов, необходимых для подключения объекта капстроительства к сетям
            На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства РФ "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2130".
            Постановлением N 2130 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (Правила).
            Правила устанавливают исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о подключении (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (Перечень).
            Проект Постановления исключает из Перечня обязательное требование по предоставлению разрешения на строительство при подаче заявления.


            9. НОТИМ провел конференцию "Строительный навигатор 2022: курс на КСИ"
            27 октября в Москве по инициативе НОТИМ, при поддержке Минстроя России и ФАУ ФЦС состоялась Всероссийская отраслевая конференция "Строительный навигатор 2022: курс на КСИ. Москва", а также расширенное заседание Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета Минстроя России. Мероприятие прошло под председательством президента НОТИМ Михаила Викторова.
            В конференции приняли участие представители Минстроя России, ФАУ ФЦС, Главгосэкспертизы России, Московской и Санкт-Петербургской Государственной экспертизы, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, разработчиков отечественного ПО. Главная тема конференции, длившейся без малого три часа, - современное состояние Классификатора строительной информации, плюсы и минусы при работе с ним, опыт применения в пилотных проектах и возможности дальнейшего развития КСИ для интеграции его с федеральной информационной системой ГИСОГД.
            Директор Департамента по цифровому развитию строительной отрасли Минстроя России Николай Парфентьев обозначил место Классификатора строительной информации (КСИ) как подсистему ГИСОГД, и его развитие - это еще один шаг в становлении и развитии федеральной ГИСОГД. При этом Минстрой России отмечает неоднородность технологического ландшафта регионов, которую нужно
выровнять и привести к работе в единой цифровой системе. При этом Минстрой России старается найти баланс между скоростью внедрения ТИМ и отечественного ПО и просьбами профсообщества отодвинуть сроки его внедрения. Однако с 2024 года требования ТИМ расширяются на долевое строительство жилья, и это позволит закрыть цифрой до 50% всей российской стройки. Кроме того, будет продолжена работа по развитию XML-схем, будут выпущены требования к машиночитаемым форматам исполнительной документации, а также продолжится работа по учету иных классификаторов и взаимодействия между ними.
            Директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин рассказал о деятельности ФАУ ФЦС, о разработке нормативных документов и о ведении КСИ. Он отметил, что КСИ - эталонный источник информации, содержащий данные об объекте на всем жизненном цикле, и именно с этой точки зрения Классификатор разрабатывался, наполнялся и дополнялся различными данными и таблицами. Сейчас КСИ содержит 21 таблицу и более 20 тысяч элементов. По мере того, как КСИ проходит пилотное внедрение в РЖД, "Татнефти" и других крупных компаниях, ФАУ "ФЦС" получает предложения, обрабатывает их и вносит изменения в текущую версию. При этом все предыдущие версии КСИ сохраняются. Такой же подход будет сохранен и при работе с ГИСОГД. При этом в числе приоритетных задач ФАУ "ФЦС" - полноценный перевод нормативных документов в машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Эта работа идет со всеми документами, которые разрабатываются в 2022 году, а вся база НТД будут переведена в машиночитаемый формат к 2030 году.
            Начальник отдела технологий информационного моделирования ГАУ "ЦГЭ", Санкт-Петербург, Игорь Шерстенников напомнил, что в 2021 году ЦГЭ проводил пилотный проект по использованию КСИ, в рамках которого три компании независимо друг от друга кодировали один и тот же объект по КСИ - в результате были получены три разных проекта. Все компании кодировали один и тот же объект совершенно по-разному. По его мнению, нужно закрепить на законодательном уровне минимально необходимый объем кодирования проекта, а также определить, какая таблица КСИ для каких целей используется, и прописать необходимость указания в проектной документации версии КСИ, в которой создается объект.

 

            10. Госдума РФ приняла поправки к КоАП о передаче данных от владельцев автомобильных дорог в СКДФ

            Государственная Дума Российской Федерации 8 ноября 2022 года в третьем чтении приняла законопроект N 1134454-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение порядка представления информации в Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и порядка ее эксплуатации)". Документ направили на рассмотрение в Совет Федерации. Проект доступен по ссылке: sozd.duma.gov.ru.
            Законопроект разработал Минтранс России совместно с РОСДОРНИИ для обеспечения нормативно-правового регулирования функционирования платформы СКДФ. Он устанавливает ответственность владельцев автомобильных дорог за нарушение порядка предоставления информации в систему.
            Подобные нарушения могут повлечь за собой административный штраф суммой от трех до пяти тысяч рублей для граждан, от 10 до 15 тысяч рублей - для должностных лиц и от 50 до 150 тысяч рублей - для юридических лиц. Изменения вступают в силу в марте 2023 года. Администрирование правонарушений возложено на Ространснадзор.
            Главная цель создания СКДФ - сделать движение и расходование средств в дорожной отрасли максимально прозрачным и доступным для контроля не только со стороны государства, но также бизнеса, общественных организаций и отдельных граждан. Система предполагает возможность получения детальной информации о состоянии и источниках формирования дорожных фондов с детализацией по доходам и расходам, о составе дорожных работ, их стоимости, сроках реализации и эффективности, о компаниях-подрядчиках и заключенных с ними контрактах.
            Регулярная актуализация содержащихся в СКДФ данных позволит автоматически формировать отчеты о состоянии дорожной сети страны. Это обеспечит безусловное выполнение задач национального проекта "Безопасные качественные дороги", связанных с поддержанием автомобильных
дорог Российской Федерации в нормативном состоянии, повышением эффективности дорожной деятельности и взаимодействия между ее участниками.
            Напомним, с 2022 года СКДФ получила статус федеральной государственной информационной системы.
            6 марта 2022 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон N 39-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он придает СКДФ статус государственной информационной системы (ГИС) и обеспечивает формирование условий для эксплуатации и модернизации, что необходимо для безусловного выполнения целей и задач, поставленных федеральным проектом "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

 

            11. На сайте Минстроя России появился новый раздел ГИСОГД
            В новом разделе собрана информация о работе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ).
            Раздел содержит три вкладки:
            1. Инструментарий ГИСОГД РФ. Документ, об опубликовании которого ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, содержит инструкцию использования API ГИСОГД РФ для взаимодействия ГИСОГД субъекта РФ. Она включает в себя общее описание, порядок использования, функциональные возможности и методы для интеграции, схемы XSD, шаблоны. Устанавливается, что передача данных осуществляется в формате XML по утвержденной на стороне API документации (swagger). API предназначено для передачи данных из ГИСОГД субъекта РФ с ГИСОГД РФ в соответствии с требованиями к порядку включения;
            2. Карта субъектов. В данной вкладке размещены "Светофоры реализации интеграции с ГИСОГД РФ". Как ранее информировал портал ЕРЗ.РФ, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик (на фото ниже) сообщил, что по состоянию на июнь 2022 года ГИСОГД в полной мере внедрены только в 29 из 85 субъектов РФ, еще в 40 регионах планируют завершить эту работу до конца текущего года;
            3. Документы. В данном разделе размещены документы, которые регламентируют работу ГИСОГД, а именно:
            - Типовое соглашение об информационном взаимодействии (word);
            - Постановление Правительства РФ N 1558 от 28.09.2020 о ГИСОГД РФ;
            - Постановление Правительства РФ N 279 от 13.03.2020 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";
            - Приказ Минстроя России N 433/пр от 06.08.2020 "Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, справочников и классификаторов, необходимых для обработки указанных сведений, документов, материалов, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности".
            Напомним, что распоряжением Правительства РФ N 2424-р от 02.09.2021 утвержден "Национальный план (дорожная карта) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы". Данным планом установлено, что в целях комплексного перехода к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения ТИМ обеспечивается проектирование ГИСОГД РФ.
            Минстрой разработал проект плана мероприятий (дорожной карты) по созданию ГИСОГД РФ на 2021-2024 годы, являющегося основополагающим разделом проекта концепции и плана мероприятий (дорожной карты) по созданию цифровой вертикали градостроительных решений и пространственного развития.

 

            12. Индексы сметной стоимости строительства в IV квартале в очередной раз изменились
            Опубликовано письмо Минстроя России от 14.11.2022 N 60112-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ".
            Письмо подготовлено в дополнение к письму Минстроя от 08.11.2022 N 58497-ИФ/09.
            Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за III квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
            В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в IV квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).
            В качестве приложения к данному письму включены:
            - ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемые с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2022 года для Северо-Западного федерального округа (СЗФО);
            - ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемые с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2022 года для СЗФО, Южного федерального округа (ЮФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Сибирского федерального округа (СФО) и Дальневосточного федерального округа (ДФО);
            - ИИСС СМР по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги" на IV квартал 2022 года для СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО, ДФО;
            - ИИСС проектных и изыскательских работ на IV квартал 2022 года:
            - ИИСС проектных работ для строительства к справочникам базовых цен на проектные работы;
            - ИИСС изыскательских работ для строительства к справочникам базовых цен на инженерные изыскания;
            - Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на IV квартал 2022 года для СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО, ДФО.
            

            13. Правительство снизило финансовую нагрузку на подрядчиков, участвующих в строительстве бюджетных объектов
            Правительство установило предельные размеры обеспечения госконтрактов на проектирование и строительство объектов, возводимых за счёт средств федерального бюджета. Постановление от 14 ноября 2022 года N 2057 подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            Теперь предельный размер обеспечения контрактов не может превышать 20% от цены контракта, если она составляла менее 1 млрд рублей, и 15% - для контрактов стоимостью более 1 млрд рублей. При этом для расчёта обеспечения из цены контракта должна вычитаться сумма аванса, выдаваемого застройщику.
            Обеспечение исполнения госконтракта - банковская гарантия, которую компания-подрядчик должна предоставить заказчику. В случае если подрядчик по тем или иным причинам нарушил свои обязательства, то банковская гарантия исполняется, а средства перечисляются заказчику.
            Согласно действующему законодательству, размер обеспечения может варьироваться от 0,5 до 30% от цены контракта. Однако заказчики, как правило, устанавливали максимальный размер обеспечения, что негативно сказывалось на финансовой устойчивости компаний-подрядчиков.
            Снижение предельного размера обеспечения контрактов позволит улучшить финансовое состояние предприятий строительной отрасли, сократив излишнюю нагрузку на них.

 

            14. Началось публичное обсуждение проекта ГОСТ Р "Управление крупными строительными проектами с использованием интегрированных контрактов ЕРС"
            ФАУ "ФЦС" информирует о проведении публичного обсуждения проекта нового национального стандарта ГОСТ Р "Управление крупными строительными проектами с использованием интегрированных контрактов ЕРС", подготовленного в соответствии с Программой разработки национальных стандартов на 2022 год.
            Объектом стандартизации являются основные принципы и процессы управления крупными строительными проектами, реализуемыми на территории Российской Федерации с использованием интегрированных контрактов EPC (инжиниринг/проектирование, закупка/поставки, строительство).
            Документ разрабатывается для формирования единых подходов, принципов, процессов управления крупными строительными проектами с использованием интегрированных контрактов EPC, включая создание единого терминологического базиса, проработку организационных механизмов, гармонизацию схем ценообразования, контрактной поддержки такого рода проектов с использованием форм типовых контрактов, инвестиционной проработки проектов, механизмов банковского, проектного и акционерного финансирования, а также механизмов хеджирования рисков между участниками крупных проектов.
            В разработке проекта документа принимают участие более 20 крупнейших строительных и проектных компаний.
            Основными эффектами применения Национального стандарта по мнению разработчиков станет, в том числе, упрощение коммуникаций между участниками инвестиционно-строительных проектов и повышение стоимостной прозрачности и ценообразования.
            

            15. Минстрой опубликовал Перечень российского ПО для градостроительной деятельности
            На сайте Минстроя России опубликован Перечень российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для ЭВМ.
            В Перечне для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для ЭВМ по стадиям жизненного цикла объектов капитального строительства собраны продукты ведущих разработчиков программных продуктов в области информационного моделирования.
            Перечень открывают геоинформационные системы для территориального планирования, где сейчас в наличии 6 информационных систем, а завершают продукты для управления объектом эксплуатации на основе технологии "Умный дом".

          16. В России будет обеспечено широкое внедрение технологий модульного строительства

            Министерством строительства и ЖКХ РФ утверждён План мероприятий (Дорожная карта), направленный на создание нормативной и институциональной базы, необходимой для широкого внедрения технологий модульного строительства в России. Документ подписан главой Минстроя России - заместителем председателя президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Иреком Файзуллиным.
            "Основные преимущества модульных технологий - это высокие скорость и качество строительства, низкие трудозатраты и позитивное влияние на рост технологического и промышленного потенциала отрасли. C учётом важной общей задачи по восстановлению жилья, инфраструктуры и социальных объектов в новых регионах России, мы должны в сжатые сроки создать всю необходимую базу для развития модульных технологий строительства", - отметил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
            Дорожной картой предусмотрены мероприятия по разработке и внесению изменений в стандарты и своды правил, связанные с применением модульных конструкций и методами их испытаний, а также по подготовке и утверждению нового ГОСТ Р "Модульные здания и конструкции. Классификация". Кроме технических документов, планируется актуализировать и нормативные правовые акты для снятия имеющихся ограничений при выдаче технических свидетельств на модульные конструкции и упрощения прохождения строительной экспертизы при строительстве объектов из крупногабаритных модулей.
            Для дополнительного ускорения и снижения издержек строительства планируется подготовить линейку типовых проектов и решений, которые будут использоваться при возведении зданий в модульном и объемно-модульном исполнении.
            В целях эффективного исполнения и координации реализации указанного Плана мероприятий создана межведомственная рабочая группа по развитию технологий модульного строительства в Российской Федерации под председательством замминистра Сергея Музыченко, объединившая более 50 экспертов из числа представителей Минстроя России, Минобороны России, МВД России, МЧС России, Росстандарта, Минздрава России, Минспорта России, ФАУ "ФЦС", ФАУ "Главгосэкспертиза России", производителей модульных конструкций, застройщиков и научного сообщества. В повестке первого заседания коллегиального органа в ноябре были вопросы, связанные с выполнением ближайших задач по Дорожной карте.
            Участниками заседания рабочей группы была отмечена важность создания единого понятийного аппарата и классификации модульных зданий и конструкций. Для этого Минстрой России совместно с Росстандартом до конца 2023 года разработает и утвердит ГОСТ Р "Модульные здания и конструкции. Классификация".
            Директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин выступил с докладом о поступивших предложениях по внесению изменений и дополнений в документы по стандартизации. "Специалистами ФАУ "ФЦС" и Минстроя России проанализированы и систематизированы поступившие предложения по разработке стандартов на различные виды модульных изделий и методы их испытаний. Сводный реестр, содержащий свыше 50 различных предложений, направлен участникам рабочей группы для формирования консолидированной позиции по его реализации", - пояснил Андрей Копытин.
            Также по итогам заседания рабочей группы Сергей Музыченко предложил направить в Минстрой России обоснованные позиции не только по реестру предложений, но и по совершенствованию механизмов сертификации и оценки соответствия модульных изделий и конструкций.

 

            17. ФАУ "ФЦС" продолжит выдавать ТС в рамках упрощённого порядка до конца 2023 года
            Приказом Минстроя России от 9 ноября 2022 года N 953/пр установлено, что в 2022 и 2023 годах пригодность для применения в строительстве новых строительных ресурсов может подтверждаться техническим свидетельством (ТС) ФАУ "ФЦС".
            Также в начале октября постановлением Правительства Российской Федерации N 1759 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353" продлено действие особенностей подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве до конца 2023 года.
            Данный документ обеспечивает упрощённый порядок подтверждения пригодности новых строительных ресурсов, что значительно сокращает срок прохождения процедуры - с 90 до 10 рабочих дней, в том числе, благодаря организации работ по подтверждению пригодности новой продукции в режиме "одного окна" в ФАУ "ФЦС".
            Кроме того, с учетом установленного упрощенного порядка, в случае возникновения у заявителей необходимости в квалифицированной поддержке, ФАУ "ФЦС" может организовать проведение
необходимых исследований и обеспечить сопровождение при подготовке полного пакета технической документации. Например, при отсутствии необходимых обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные характеристики продукции, по запросу заявителя предоставляется перечень исследований, необходимых для подтверждения заявленной области применения продукции. Также ФАУ "ФЦС" на основании договора может обеспечить для заявителя организацию проведения данных исследований.

 

            18. Опубликован проект СП "Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий и проектирования. Общие положения"
            Росстандартом размещен для публичного обсуждения проект Свода правил "Научно-техническое сопровождение инженерных изысканий и проектирования. Общие положения".
            Дата размещения уведомления - 21 ноября 2022 года.
            Срок публичного обсуждения проекта свода правил - два месяца (60 календарных дней), до 20 января 2023 года.


            19. Создание региональных служб единых заказчиков в строительстве позволит повысить эффективность капитальных вложений
            Руководитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин отметил, что сейчас в субъектах РФ порядок организации строительства или реконструкции социально значимых региональных и муниципальных объектов имеет существенные отличия, в том числе при проведении конкурентных процедур, осуществлении закупок, заключении контрактов. Для более эффективной работы можно рассмотреть вопрос об образовании региональных служб единых заказчиков по аналогии с действующим госзаказчиком - публично-правовой компанией "Единый заказчик в сфере строительства".
            Советник президента НОСТРОЙ Сергей Захарьин заявил, что проработка вопроса о создании единого заказчика на уровне регионов РФ - одна из приоритетных задач профессионального сообщества.
"Прежде всего, создание региональных служб единых заказчиков в сфере строительства позволит повысить эффективность капитальных вложений, поскольку централизация функций регионального заказчика приведет к сокращению сроков возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур", - сказал Захарьин. Он подчеркнул, что необходимо ввести систему рейтингования строительных компаний, которая позволит эффективнее реализовывать государственные программы, поскольку при заключении госконтракта заказчик будет уверен в выбранном подрядчике и сможет четче и увереннее планировать заключение дальнейших контрактов.

 

            20. О роли КСИ и XML документов рассказал эксперт ФАУ "ФЦС"
            Всероссийская отраслевая конференция "Строительный навигатор - Курс на цифровизацию. Республика Башкортостан" прошла в минувший вторник в Уфе по инициативе Ассоциации застройщиков Республики Башкортостан и НОТИМ.
            "Одной из основ для применения технологии информационного моделирования является использование эталонных источников информации, которые содержат данные об объекте капитального строительства на всём жизненном цикле. Таким источником информации является классификатор строительной информации (КСИ), разрабатываемый на базе ФАУ "ФЦС". Данный инструмент позволяет задать однозначность тех или иных позиций и корректно описать элементы при проектировании, сопоставляя их с соответствующими требованиями нормативно-технических документов", - подчеркнул в своем докладе начальник отдела обеспечения информационных ресурсов и баз данных ФАУ "ФЦС" Дмитрий Пархоменко.
            КСИ, разработка которого была организована в 2018 году, сегодня является единой цифровой эталонной библиотекой строительной отрасли, что позволяет использовать его для кодирования любой информации.
"Классификатор строительной информации позволяет связать информационные системы, нормативные документы и требования, а также все процессы, документы и данные, формируемые в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта на всех этапах жизненного цикла в машиночитаемом формате xml", - уточнил эксперт.
            Структура КСИ обоснована проведёнными ФАУ "ФЦС" НИР, а также международным опытом по классификации (ISO 12006-2). В настоящее время Классификатор содержит 21 классификационную таблицу и более 21000 элементов.
            Спикер напомнил, что ФАУ "ФЦС" обеспечивает системное ведение, актуализацию и обновление КСИ и призывает всех заинтересованных лиц принять активное участие. Очередное обновление КСИ запланировано на декабрь текущего года.

 

            21. Для первых шести пилотных регионов РФ опубликованы цены на строительные ресурсы
            В начале 2023 года произойдет переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Новая федеральная сметная нормативная база ФСНБ-2022 вступит в силу 30 декабря 2022 года. Задачей введения ресурсно-индексного метода является максимальное приближение сметной стоимости работ по объектам капитального строительства к рыночной стоимости.
            В рамках совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли и перехода на ФСНБ-2022 на территории субъектов Российской Федерации ФАУ "Главгосэкспертиза России" разместила на сайте информацию о стоимости строительных ресурсов для первых шести пилотных регионов: Алтайского и Приморского краев, Ивановской, Нижегородской, Новосибирской и Ростовской областей.
            Информация о сметных ценах материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, размещенная на сайте, указана в уровне цен 4 квартала 2022 года.
            НОСТРОЙ выступил с инициативой проведения работы по наполнению ФГИС ЦС с помощью строительного сообщества. Для этого в конце 2021 года был создан пилотный проект, в котором приняли участие саморегулируемые организации из 21 региона. Результатом этой работы стало увеличение наполняемости ФГИС ЦС в среднем по стране в два раза. Ивановская и Новосибирская области на данный период времени являются безусловными лидерами по наполнению ФГИС ЦС.

            

            22. На площадке Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве обсудили вопросы цифрового развития строительной отрасли
            Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко провел совещание с Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Иреком Файзуллиным и начальником Главгосэкспертизы России Игорем Маныловым, в ходе которого рассмотрели вопросы развития информационных систем в сфере строительства, экспертизы и ценообразования. Встреча прошла на площадке Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве.
            Вице-премьер Дмитрий Чернышенко напомнил, что по указанию Президента создание, развитие и эксплуатация ГИС на платформе ГосТех обязательны для федеральных ГИС с апреля 2023 года и для региональных ГИС - с января 2024 года. Он подчеркнул, что платформа позволит увеличить скорость и гарантировать безопасность при разработке цифровых сервисов государства, а также обеспечит высокое качество услуг для пользователей.
            Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин подчеркнул, что создание удобных цифровых сервисов для граждан, бизнеса и государства, повышение цифровой зрелости отрасли - одни из
ключевых приоритетов развития на будущие годы. Так, менее месяца назад была утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, отдельным направлением которой обозначена цифровая трансформация.
            Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов показал функциональные возможности и текущий статус Государственной информационной системы Единый государственный реестр заключений (ГИС ЕГРЗ) и Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), оператором которых является Главгосэкспертиза.
            Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ) обеспечивает автоматизацию основных этапов и процедур проведения строительной экспертизы и позволяет участникам инвестиционно-строительного процесса работать в единой цифровой среде. Платформа используется практически всеми региональными организациями государственной экспертизы. Негосударственные экспертизы также активно тестируют возможности платформы. На сегодняшний день более 60% заключений строительной экспертизы, включаемых в ГИС ЕГРЗ, поступают из ЕЦПЭ. В ближайшее время планируется довести этот показатель до ста процентов.
            На базе ЕГРЗ сегодня создана справочно-информационная система "Витрина проектов ЕГРЗ", направленная на расширение применения типовой проектной документации, которое позволяет сократить сроки и стоимость строительства. Сервис позволяет государственным заказчикам находить данные об основных характеристиках объектов капитального строительства, в том числе объектов-аналогов для возможности повторного использования проектной документации при новом строительстве.
            Игорь Манылов добавил, что в настоящее время для эффективного обмена данными между информационными системами в строительной отрасли осуществляется переход на единый машиночитаемый формат, в том числе внедряются XML-схемы различных видов документации.

 

            23. Марат Хуснуллин: Одобренные Советом Федерации поправки в Бюджетный кодекс обеспечат гибкое финансирование строительной отрасли
            Советом Федерации были рассмотрены и одобрены шесть поправок в Бюджетный кодекс на 2023 год. Вице-премьер Марат Хуснуллин отметил, что принятые поправки позволят обеспечить гибкое финансирование строительных проектов и, как следствие, их своевременное завершение.
            "Поправки позволяют обеспечить гибкое финансирование строительных проектов, а значит, мы можем быть уверены, что строительство социально значимых объектов не остановится", - подчеркнул Марат Хуснуллин.
            Так, в следующем году сохранится возможность внесения любых изменений в сводную бюджетную роспись по решениям, принимаемым в установленном Правительством порядке. Также Правительство сохраняет за собой право перераспределять межбюджетные трансферты между регионами.
            "То есть мы можем оперативно перенаправлять финансирование в те регионы и на те объекты и мероприятия, которые нуждаются, например, в опережающем финансировании, и таким образом быстрее их завершать", - пояснил вице-премьер.
            Также предложено продлить возможность перечисления средств на расчётный счёт при закупке строительных материалов и оборудования. При этом минимальный порог цены контракта, при котором средства подлежат казначейскому сопровождению, увеличен до 3 млн рублей. Такая мера, по мнению вице-премьера, позволяет ускорить доведение средств до подрядчиков, поставщиков и производителей, что особенно важно в условиях мировой инфляции. Также казначейское сопровождение не будет применяться при оказании гуманитарной помощи, ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных и иных бедствий.
            Важным подспорьем для стройотрасли, как полагает вице-премьер, станет сохранение до 2025 года нормативов распределения акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
            "Поправка позволила предусмотреть в федеральном бюджете на 2025 год дополнительные средства на дорожную деятельность для приведения региональных дорог в нормативное состояние. Так как в
этом направлении мы идём с опережением, такая мера является существенной поддержкой", - отметил Марат Хуснуллин.
            Последней, шестой поправкой предусматривается обеспечение на постоянной основе возможности предоставления субсидий госкорпорациям и публично-правовым компаниям на создание и развитие государственных информационных систем. Данная мера, в частности, позволит обеспечить функционирование ГИС "Национальная система пространственных данных".

 

            24. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства автомобильных дорог
            ГОСТ Р 70311-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила устройства и укрепления конусов насыпей подходов" утвержден приказом Росстандарта от 14 ноября 2022 года N 1274-ст.
            Стандарт распространяется на конусы насыпей подходов мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования (далее - автомобильные дороги), и устанавливает требования к правилам устройства дренирующей засыпки и укрепления откосов конусов при проектировании нового строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта мостовых сооружений. Требования стандарта распространяются на мостовые сооружения, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.
            ГОСТ Р 70311-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.
            ГОСТ Р 70312-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов" утвержден приказом Росстандарта от 14 ноября 2022 года N 1275-ст.
            Стандарт распространяется на конструкции сопряжений мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования (далее - автомобильные дороги), с насыпями подходов, и устанавливает общие требования к правилам проектирования железобетонных конструкций переходных плит и лежней, узлов опирания переходных плит и щебеночной подушки сопряжений новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту мостовых сооружений.
            ГОСТ Р 70312-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.
            ГОСТ Р 70313-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила устройства лестничных сходов и эксплуатационных обустройств" утвержден приказом Росстандарта от 14 ноября 2022 года N 1276-ст.
            Стандарт распространяется на лестничные сходы и эксплуатационные обустройства мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования (далее - автомобильные дороги), и устанавливает требования к правилам их устройства при проектировании нового строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта мостовых сооружений.
            ГОСТ Р 70313-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.
            ГОСТ Р 70362-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Бетоны для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 14 ноября 2022 года N 1279-ст.
            Стандарт распространяется на бетоны на цементном вяжущем, применяемые для устройства слоев оснований и покрытий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также определяет методы испытаний и правила приемки.
            ГОСТ Р 70362-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.
            ГОСТ Р 70363-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Бетоны для устройства слоев оснований и покрытий. Методы испытаний" утвержден приказом Росстандарта от 14 ноября 2022 года N 1277-ст.
            Стандарт распространяется на бетоны для устройства слоев оснований и покрытий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и устанавливает методы определения плотности, прочности, морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости Gpt.
            ГОСТ Р 70363-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.


            25. Утверждены новые межгосударственные и предварительные национальные стандарты для специалистов в области строительства
            ГОСТ 31913-2022 "Материалы и изделия теплоизоляционные. Термины и определения" утвержден приказом Росстандарта от 9 ноября 2022 года N 1259-ст.
            Стандарт распространяется на материалы и изделия, предназначенные для тепловой изоляции зданий, промышленного оборудования и трубопроводов, и устанавливает термины с соответствующими определениями, включая термины, относящиеся к видам материалов и изделий, форме поставки, элементам теплоизоляции, а также общие термины, взаимосвязанные с областью теплоизоляции. Отдельные термины могут иметь иное значение при использовании их в других отраслях промышленности или при других применениях.
            ГОСТ 31913-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2023 года.
ПНСТ 790-2022 "Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Компенсаторы осевые сильфонные трубопроводов систем отопления, тепло- и водоснабжения. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 9 ноября 2022 года N 104-пнст.
            Стандарт распространяется на осевые сильфонные компенсаторы, предназначенные для компенсации температурных деформаций стальных трубопроводов внутренних инженерных систем отопления, теплоснабжения и водоснабжения зданий и сооружений (далее - компенсаторы, изделия). Требования стандарта могут быть применены для других инженерных систем, если это установлено в документе по стандартизации на конкретный вид изделия. Стандарт не распространяется на компенсаторы, предназначенные для применения со стальными трубопроводами, толщина стенки которых менее 2 мм.
            ПНСТ 790-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2023 года.

 

            26. Актуализация свода правил повысит долговечность и эксплуатационную надежность мостов
            Минстрой России ведет подготовку Изменения N 1 к СП 274.1325800.2016 "Мосты. Мониторинг технического состояния" (СП 274), направленного на получение более точных результатов оценки эксплуатационных качеств мостов для обеспечения их своевременного ремонта и реконструкции.
            "В рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" идет масштабная работа по ремонту мостовых сооружений. Только в этом году уже отремонтировано 100 искусственных мостовых сооружений, в целом - 458 объектов. Актуализация требований СП 274 к методам мониторинга технического состояния мостов с учетом возможностей современных компьютерных технологий позволит обеспечить снижение затрат на ремонт и реконструкцию мостовых сооружений, повысить их долговечность и эксплуатационную надежность", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
            В свод правил будут также добавлены требования для мониторинга мостов из полимерных композитов - конструкционных материалов, состоящих из армирующих высокопрочных волокон (стеклянных, углеродных, базальтовых) и объединенных матрицами из термореактивных смол или термопластичных полимеров.
            "Обновленный документ будет включать положения по мониторингу для средних и малых мостов, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянии, и по применению для таких объектов системы "СМиК". Также при актуализации СП 274 будут откорректированы нормируемые параметры динамического расчета мостовых сооружений с учетом результатов проводимого научного исследования", - подчеркнул директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            Андрей Копытин отметил, что в текущем году проводится актуализация целого ряда нормативных документов для проектирования и эксплуатации мостовых сооружений: СП 259.1325800.2016 "Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования", СП 35.13330.2010 "СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы" и СП 46.13330.2010 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы". Все документы прошли публичное обсуждение и планируются к введению в действие в 2023 году.

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".