Обзор изменений в строительной области за сентябрь 2022 года

 

 По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

             1. С 1 сентября строительная и экологическая госэкспертизы проводятся в формате "одного окна"
             Запущена в промышленную эксплуатацию услуга, позволяющая заявителю пройти государственную строительную и экологическую экспертизы не по порядку, а синхронно - через АИС "Главгосэкспертиза".
             "Эта мера, как и ряд других решений правительства в ходе последних регуляторных преобразований, направлена на снижение административных барьеров, сокращение сроков строительства и, соответственно, на снижение конечных затрат застройщиков. Но при этом хочу особо подчеркнуть: это делается не за счет каких бы то ни было послаблений в части требований экологической безопасности объектов и природоохранных мероприятий", - отмечает начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
             Проведение с 1 сентября 2022 года государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна" утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2366. Над сервисом работали совместно команды Главгосэкспертизы и Росприроднадзора. В течение года ведомства регулярно взаимодействовали и в рабочем, и в официальном порядке: проводили встречи руководства, чтобы обсудить ход выполнения задачи. Также, чтобы помочь заявителю научиться эффективно работать с новым инструментом, был проведен совместный обучающий вебинар, где, кроме прочего, рассмотрели, как информационные системы ведомств синхронизированы с технической точки зрения и как экспертизы в новом формате будут проходить с позиции заявителя.
             Главгосэкспертиза и Росприроднадзор продолжат работу по оптимизации процессов, а также по информационной и технической поддержке пользователей.

 

             2. Минстрой России утвердил вторые дополнения и изменения к ФСНБ-2022
             Минстрой России приказом N 703/пр от 26 августа 2022 года утвердил вторые дополнения и изменения в новую федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022. Они вступят в действие одновременно с ФСНБ-2022 30 декабря 2022 года.
             Дополнения и изменения реализованы во исполнение пункта 2.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным от 10.12.2020 N 11789п-П16.
             В состав второго пакета дополнений и изменений в сметно-нормативную базу ФСНБ-2022 включено 339 новых сметных норм. В том числе 115 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 N 2/пр.

             28 сметных норм разработаны Главгосэкспертизой России. 196 сметных норм сформированы в рамках реализации Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Главгосэкспертизы и Правительства Москвы (в лице Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов - Москомэкспертизы) и Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, Минтранса России и Главгосэкспертизы России по гармонизации государственных сметных нормативов и отраслевых сметных норм.
             Кроме того, текущие изменения и дополнения к ФСНБ-2022 предусматривают включение 408 новых строительных ресурсов в сборник "Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен" (ФСБЦ). 1163 актуализированных строительных материала и 10 ресурсов предложено к удалению. Также предусмотрено изменение в сборнике "Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен" 29 машин и механизмов (2 позиции добавлено, 26 - внесены изменения, 1 - удалена). Кроме того, ФГИС ЦС содержит форму для направления замечаний и предложений к ФСНБ-2022, не предполагающую предоставление ответа. Все поступающие предложения и замечания будут отработаны и, при необходимости, учтены в очередных дополнениях и изменениях в ФСНБ-2022.

 

             3. В 2023 году Минстрой оценит обязательные требования в сфере водоотведения
             На основании правил оценки применения обязательных требований в целях принятия решений о продлении их срока действия (утв. ПП от 31 декабря 2020 г. N 2454) Минстрой России подготовил проект перечня НПА, подлежащих оценке применения в 2023 году.
             Согласно проекту документа, в следующем году ведомство оценит достижение заявленных целей трех обязательных документов:
- Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (глава 5.1);
- Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
             Публичное обсуждение проекта перечня обязательных требований, подлежащих оценке в следующем году, продлится до 28 сентября 2022 года.

 

             4. Процедуру закупок у единственного поставщика ещё упростят и ускорят

             2 августа 2022 года Правительство РФ утвердило пакет правительственных поправок ко второму чтению законопроекта N 84812-8 о внесении изменений в 44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе в сфере госзакупок.
             Утвержденные правительственные поправки направлены на упрощение и ускорение процедур закупок при заключении и исполнении контракта с единственным поставщиком. Кроме того, изменения коснутся алгоритма внесения данных в реестр заключенных контрактов. Утвержденные кабмином поправки будут направлены в Госдуму в установленном порядке.
             Правительственный законопроект N 84812-8, который теперь планируется расширить новыми нормами, изначально был направлен на уточнение процедуры изменения контрактов, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр. Законопроект был принят в первом чтении в мае текущего года. Дата второго чтения еще не назначена.

 

             5. Минстрой предложил создать единый перечень национальных стандартов и сводов правил без разделения на "добровольный" и "обязательный"
             Минстрой России разработал проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"".
             Законопроектом предусмотрены без преувеличения революционные изменения в данной сфере. В частности, отказ от утверждения перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ (Техрегламент о безопасности зданий и сооружений).
             Вместо этого предлагается установить, что Минстрой России будет утверждать единственный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Техрегламента (Перечень).
             "Наличие двух перечней: обязательного и добровольного применения, а также действующих документов, не вошедших ни в один из этих перечней, приводит к неоднозначной трактовке требований, - отмечается в пояснительной записке к документу. - Данная инициатива позволит создать единый перечень нормативных документов без разделения на "добровольный" и "обязательный". Кроме того, законопроектом предложено наделить Минстрой России полномочием по утверждению Перечня документов добровольного применения, что позволит устранить противоречия и дублирования многочисленных требований".
             В Перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений.
             При этом застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.
             Кроме того, будет допускаться применение иных документов по стандартизации, в том числе иностранных государств, в соответствии с правилами международных договоров или меморандумов о взаимопонимании для оценки соответствия требованиям Техрегламента. Порядок применения таких документов будет регламентирован Правительством РФ.
             Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования 384-ФЗ и (или):
- на Перечень, утвержденный Минстроем;
- на требования стандартов организаций, прошедших экспертизу в техническом комитете по стандартизации в сфере строительства и зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов;
- ссылками на требования иных документов по стандартизации, в том числе иностранных государств.
             В иных случаях соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
- результаты исследований, расчеты и (или) испытания;
- моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
- оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
             На строительные материалы и изделия, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации, могут в добровольном порядке оформляться технические свидетельства с целью применения таких материалов в строительстве после проведения 

проверки и подтверждения их пригодности для применения на территории РФ учреждением, подведомственным Минстрою России в порядке, установленном Правительством РФ.
             Напомним, что Постановлением Правительства РФ N 914 от 20.05.2022 с 1 сентября 2022 года из перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, содержащим в настоящее время 4 ГОСТа и 65 свода правил, исключаются 3 ГОСТа и 61 СП.

 

             6. Обновление свода правил ускорит выполнение геодезических работ и повысит их точность
             Минстрой России подготовит в 2022 году Изменение N 1 к своду правил СП 126 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве" (СП 126), устанавливающему требования к производству геодезических работ, контролю точности геометрических параметров возводимых зданий и сооружений, мониторингу деформаций строительных конструкций, исполнительных и контрольных съемок.
             "Актуализация документа позволит создать современную систему организации геодезических работ в строительстве с применением информационных и цифровых технологий. Обновленный свод правил обеспечит возможность применения неразрушающих методов с использованием электромагнитной системы подземной локации при бестраншейной прокладке сетей. Технология снизит стоимость работ, учитывая возможность проведения съемки без вскрытия коммуникаций", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
             При доработке свода правил планируется включение требований по применению цифровых информационных моделей (ЦИМ) и инженерных цифровых моделей местности (ИЦММ) при выполнении геодезических разбивочных работ, а также для обеспечения контроля фактического планово-высотного положения конструкций и объемов выполненных строительно-монтажных работ. Кроме того, будет предусмотрена возможность использования роботизированных тахеометров со спутниковыми приемниками и высокоэффективных технологий наземного лазерного сканирования.
             "Следует отметить, что при подготовке проекта документа учтены предложения и замечания специалистов профильных производственных организаций. Обновленный СП 126 обеспечит формирование единых требований к составу и содержанию отчётной геодезической документации, к исполнительным схемам и чертежам, выполняемым с применением современного программного обеспечения, уточнит возможность применения беспилотных авиационных систем и летательных аппаратов при геодезической съемке зданий и местности. Использование таких технологий в будущем позволит снизить трудозатраты и стоимость на проведение геодезических работ", - подчеркнул директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
             В обновленный свод правил будет включены требования, которые учитывают передовые технологии выполнения разбивочных работ с применением ГНСС-аппаратуры (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) в режиме RTK ("Кинематика в реальном времени") и новые технические решения по применению пленочных отражателей при передаче координат на монтажный горизонт. Документ также будет дополнен пунктами по использованию датчиков наклона и наземного лазерного сканирования при мониторинге.
             Планируется, что уточнение и существенное обновление требований СП 126 с учётом применения современных технологий позволит сократить сроки выполнения работ до 30% и повысить точность измерений.
             

             7. Правительство РФ упростило порядок получения лицензий на проведение экспертизы в сфере промышленной безопасности
             Компании и организации, специализирующиеся на экспертизе в области промышленной безопасности, смогут быстрее получить лицензию, дающую право на такую работу. Теперь их выдача будет проводиться через портал госуслуг, что следует из постановления Правительства РФ от 06.09.2022 N 1568.

             До сих пор для получения лицензии представители компаний должны были обращаться в центральный аппарат Ростехнадзора с бумажными документами, подтверждающими квалификацию организации и её сотрудников. При этом сам процесс получения лицензии насчитывал семь этапов и занимал 45 рабочих дней.

             Принятое Правительством РФ решение позволит сократить этот срок до 10 рабочих дней. Все документы будут подаваться через портал госуслуг, а проверки этих документов будут проходить в дистанционном формате.
             Обновлённые требования подлежат применению с 15 сентября 2022 года.
             Основная обязанность экспертных организаций в области промышленной безопасности - проведение проверок и анализа фактического состояния технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

 

             8. Правительство отменило ряд антикризисных мер для застройщиков
             На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 1534 от 01.09.2022 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 года N 479".
             Постановление N 1534 отменяет ряд регулирующих долевое строительство антикризисных послаблений для застройщиков, установленных постановлением N 479. В числе прочих среди таких мер устанавливались следующие:
             - с 29.03.2022 до 01.01.2023 действовала отсрочка на включение в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома (МКД) и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве (ДДУ);
             - с 29.03.2022 до 31.12.2022 действовал запрет контролирующим органам направлять уведомление о нарушении застройщиком более чем на 6 месяцев сроков завершения строительства (создания) МКД и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанностей по передаче участнику долевого строительства по зарегистрированному ДДУ в соответствии с указанным договором объекта долевого строительства, который входит в состав МКД, и (или) иного объекта недвижимости, если такое нарушение возникло в указанный период.
             С 6 сентября 2022 года данные послабления отменены.
             "Количество обманутых дольщиков после снятия моратория совершенно точно не увеличится, - отметил, обосновывая принятия данного Постановления, замглавы Минстроя России Никита Стасишин. - У нас работают механизмы эскроу-счетов, у нас работают фонды по защите прав участников долевого строительства, мы не фиксируем возможности банкротства застройщиков. Ровно поэтому мы и отменяем мораторий. Не для того, чтобы у нас появились новые обманутые дольщики, а для того, чтобы жулики не могли, пользуясь этим мораторием, дурачить дольщиков и затягивать сроки сдачи домов", - уточнил чиновник.

 

             9. Новые сроки проведения государственной экологической экспертизы
             На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 1562 от 05.09.2022 "О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы".
             Постановление N 1562 корректирует сроки проведения экспертизы и сроки действия выданных положительных заключений, устанавливает порядок внесения записи о заключении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в реестр выданных заключений, определяя порядок направления физическим лицом материалов на ГЭЭ в электронном виде, а также вносит иные изменения.
             В частности устанавливается, что материалы направляются заказчиком на ГЭЭ представляются в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый 

портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ), а также ведомственного программного ресурса.
             Материалы предоставляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью - для юридических и физических лиц (при наличии), усиленной неквалифицированной электронной подписью - для физических лиц.
             С 7 рабочих дней до 5 рабочих дней сокращается срок направления экспертным подразделением уведомления заказчику.
             Начало срока проведения ГЭЭ (с момента оплаты и приемки материалов) не может превышать 5 рабочих дней (ранее было 15 календарных дней).
             Кроме того, устанавливается, что срок проведения ГГЭ не должен превышать 42 рабочих дня либо 2 месяца, за исключением срока проведения ГГЭ документации, обосновывающей осуществление аквакультуры, который не должен превышать 20 рабочих дней.
             Срок проведения ГГЭ может быть продлен на 21 рабочий день, но не более одного месяца по заявлению заказчика.
             Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется решением руководителя (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) Росприроднадзора в отношении проектной документации объектов капитального строительства - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет.
             Также уточняются сроки в отношении иных материалов и проектов.
             Постановление N 1562 вступает в силу с 01.03.2023, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.03.2024, и действует до 01.01.2027.

 

             10. Минстрой актуализировал методику составления сметной стоимости строительства
             11 сентября вступили в силу изменения в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов, а также работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов на территории Российской Федерации.
             Соответствующий приказ Минстроя России - N 557/пр от 7 июля 2022 года - опубликован на Официальном портале правовой информации.
             Документ содержит уточненные требования к проведению конъюнктурного анализа текущих цен, в том числе упрощена процедура выполнения конъюнктурного анализа для материальных ресурсов и оборудования в части снятия установленного пунктом 14 Методики ограничения на проведение конъюнктурного анализа по данным исключительно ближайших производителей (поставщиков), расположенных в соседних субъектах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено сокращение количества анализируемых предложений производителей и (или) поставщиков импортного оборудования, включая случаи, когда требуется замена такого оборудования на аналогичное.
             Также Методика дополнена повышающими коэффициентами для перевозки грузов в горной местности и коэффициентом, учитывающим отраслевую специфику при строительстве объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, включая линейные объекты капитального строительства, для которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке среднемесячные размеры оплаты труда рабочего.
             Уточнен порядок определения затрат на строительный контроль, осуществляемый заказчиком, в том числе в части учета дополнительных затрат, связанных с контролем качества, выполняемым инструментальными и лабораторными методами.
             Методика дополнена положениями, допускающими учет в сметной документации дополнительных затрат, связанных с разработкой проектов производства работ для объектов, отнесенных к особо опасным, технически сложным и уникальным, а также порядком учета затрат, связанных с проведением работ по консервации объектов капитального строительства, и возобновлением строительства (реконструкции) законсервированного объекта.
             Уточнены особенности определения сметной стоимости при внесении изменений в сметную документацию, в том числе в части пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости материальных ресурсов и оборудования, учтенных в сметной документации по данным конъюнктурного анализа.

             Также документ устанавливает временный порядок определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия, включая порядок пересчета сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ в текущий уровень цен, а также содержит обновленные формы локальных сметных расчетов (смет).
             Рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета, дополнен и включает в том числе средства на выплату премий за досрочный ввод в эксплуатацию построенного объекта, а также затраты, связанные с возмещением убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, и другие затраты.
             Также Методика содержит иные уточнения и дополнения, сформированные в том числе на основе практики ее применения.

 

             11. Уточнение требований к проектированию городских мостов обеспечит их устойчивость к техногенным и природным нагрузкам
             Под руководством Минстроя России идёт разработка Изменения N 2 к СП 259.1325800.2016 "Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования" (СП 259).
             "Проектирование мостовых сооружений, расположенных в районах плотной городской застройки, требует особого внимания к обеспечению безопасности и учёту сложных природных и техногенных воздействий. Актуализация свода правил позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, уточнить требования к водоотводу с мостовых сооружений, пожарной безопасности и шумозащите прилегающих к объекту территорий", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
             При подготовке изменений в документ специалисты уточнят требования к обустройству продольных уклонов мостовых сооружений и шероховатости покрытия, а также к строительному подъёму пролётных строений и деформационным швам. Эти корректировки сделают проезд более безопасным и комфортным.
             "С учётом дифференцированного подхода к назначению нормативной нагрузки для городских мостов в зависимости от функциональной классификации улиц и дорог, появится возможность оптимизации затрат на строительство, в том числе для объектов, расположенных в пешеходных и парковых зонах. Кроме того, в своде правил будут уточнены требования по использованию подмостового и подэстакадного пространства в части размещения под ними эксплуатационных служб, автостоянок, торговых и бытовых и складских помещений", - рассказал директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
             Обновление документа также обеспечит возможность внедрения новых технологий и материалов в строительство городских мостов.

 

             12. Новые требования к формату электронных документов стройнадзора
             На портале правовой информации опубликован проект приказа Минстроя России "Об утверждении требований к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме".
             Постановлением Правительства РФ N 2161 от 01.12.2021 были утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора. Одним из пунктов данного Постановления Минстрою поручено России утвердить общие требования к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора (стройнадзор) и составляемых в электронной форме.
             Напомним, что в настоящее время отсутствуют требования к формату электронных документов, используемых при осуществлении стройнадзора. Проект приказа предусматривает возможность ведения документов, используемых при осуществлении госстройндзора в электронном виде в формате xml и сформированных с применением xml-схем.
             Как отмечает Минстрой, данные схемы апробированы на пилотных проектах Москвы и Московской области, в связи с чем требуется закрепление успешно реализованной практики.

              Согласно проекту приказа, электронные документы при осуществлении стройнадзора подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которые должны соответствовать электронным подписям в CMS-формате.

             Схемы, подлежащие использованию для формирования электронных документов в формате xml, размещаются на сайте Минстроя и вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.
             В случае если на официальном сайте министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования соответствующего документа, электронные документы могут быть представлены в следующих форматах:
- doc, docx, odt - в отношении электронных документов с текстовым содержанием, не включающих формулы;
- pdf - в отношении электронных документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения, а также документов с графическим содержанием.
             В таких случаях электронные документы должны:
- формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе;
- быть доступными для работы, обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию электронного документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, в которых текст является частью графического изображения);
- быть представлены в виде отдельных файлов. Наименование файла должно позволять идентифицировать электронный документ и количество листов в документе;
- быть не защищенными от копирования и печати электронного образа, не содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедренные сценарии;
- не превышать предельного размера файла электронного документа в 30 мегабайт (в случае превышения предельного размера, электронный документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом "Фрагмент" и порядковым номером файла, полученного в результате деления).
- не допускать использование электронных документов, подписанных электронной подписью лиц, которые не указаны в тексте электронного документа как лица, его подписавшие.
             В случаях когда оригинал документа, являющийся приложением к электронному документу, выдан и подписан на бумажном носителе, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа на бумажном носителе (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа на бумажном носителе в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1), в соответствии с установленными проектом приказа требованиями.
             Публичное обсуждение проекта приказа продлится до 30 сентября 2022 года.

 

             13. Негосударственные экспертные организации знакомятся с ЕЦПЭ
             В начале сентября 2022 года Главгосэкспертиза России провела три расширенных демонстрационных показа функциональных возможностей Единой цифровой платформы экспертизы для представителей негосударственных экспертных организаций. Как сообщалось ранее, услуга по проведению негосударственной экспертизы в полном объеме на ЕЦПЭ стала доступна в мае 2022 года.
             В демонстрационных показах приняли участие представители более 60 негосударственных экспертных организаций, расположенных на территории всей России. Показы проводились дистанционно в режиме видео-конференц-связи. Наряду с демонстрацией самой ЕЦПЭ были также отмечены основные преимущества работы на платформе для негосударственных экспертных организаций.
"Подключение к ЕЦПЭ - это возможность работать в едином информационном пространстве по высочайшим стандартам экспертной деятельности. Перспективные направления развития ЕЦПЭ, особенно в части интеграции с Единым порталом государственных услуг, открывают негосударственным экспертизам новые каналы взаимодействия со своими клиентами, а также доступность своих услуг для более широкой аудитории", - отметил заместитель руководителя Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России Александр Перепелица.
             О том, что система позволяет находить и привлекать новых клиентов, говорит также Григорий Гордиенко, заместитель генерального директора по экспертизе проектной документации и инженерных 

изысканий ООО "ГК "ЭПЦ-Гарант" - первой негосударственной экспертной организации, подключившейся к платформе в начале 2022 года. "Работа в ЕЦПЭ облегчает взаимодействие между экспертами и заявителем оперативностью обмена информации по проекту, для экспертной организации обеспечивает контроль выполнения своих обязательств, а также присутствует фактор нового клиента", - отметил Григорий Гордиенко.
             По итогам проведения показов всем экспертным организациям, заинтересовавшимся работой на платформе, предложено поучаствовать в бесплатных пилотных испытаниях системы для тестирования всех ее функциональных особенностей.
             В настоящее время к Единой цифровой платформе экспертизы подключены 83 региональные экспертные организации, из них одна - негосударственная.
             В целом по состоянию на 14 сентября 2022 года в Единой цифровой платформе экспертизы зарегистрированы более 21 тыс. пользователей, из них 3918 от региональных экспертных организаций и 17318 - от заявителей.
             На сегодняшний день с помощью сервисов платформы загружено более 40 тыс. проектов и 1,9 млн файлов, подготовлено и выдано почти 15 тыс. заключений, а общий объем используемого файлового хранилища превысил 5 ТБ. Общая статистика ежемесячно показывает интенсивный рост количества проектов и данных, в том числе загруженных в XML-формате.

 

             14. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства
             ГОСТ Р 70064.1-2022 "Фильтры очистки воздуха общего назначения. Часть 1. Технические характеристики, требования и система классификации, основанная на эффективности улавливания взвешенных частиц (ePM)" утвержден приказом Росстандарта от 12 сентября 2022 года N 917-ст.
             Стандарт устанавливает систему классификации фильтров очистки воздуха общего назначения, основанную на эффективности улавливания взвешенных в воздухе частиц (PM). В стандарте также приведены общие сведения о процедурах испытаний, установлены общие требования к оценке и маркировке фильтров, а также к представлению результатов испытаний. Стандарт предназначен для применения вместе с ГОСТ Р 70064.2, ГОСТ Р 70064.3 и ГОСТ Р 70064.4.                   Метод испытаний, установленный в стандарте, применим при расходе воздуха в диапазоне от 0,25 куб.м/с (900 куб.м/ч) до 1,5 куб.м/с (5400 куб.м/ч) в испытательном стенде с номинальной площадью поперечного сечения 610 мм х 610 мм. Все стандарты серии ГОСТ Р 70064 применяют для фильтров очистки воздуха общего назначения, имеющих эффективность ePM1 не более 99% и ePM10 более 20% при проведении испытаний в соответствии с процедурами, установленными в стандарте, ГОСТ Р 70064.2, ГОСТ Р 70064.3 и ГОСТ Р 70064.4. Фильтрующие элементы с более высокой начальной эффективностью оценивают с применением других подходящих методов испытаний (см. ГОСТ Р ЕН 1822-1 - ГОСТ Р ЕН 1822-5). Фильтроэлементы, применяемые в переносных комнатных воздухоочистителях, не входят в область применения стандарта. Результаты испытаний, полученные в соответствии с ГОСТ Р 70064 (все части), сами по себе не могут быть применены для количественного предсказания характеристик эффективности и срока службы фильтрующих элементов в условиях их эксплуатации. Другие факторы, влияющие на эффективность, которые необходимо учитывать, приведены в приложении А.
             ГОСТ Р 70064.1-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
             ГОСТ Р 70064.2-2022 "Фильтры очистки воздуха общего назначения. Часть 2. Определение фракционной эффективности и перепада давления" утвержден приказом Росстандарта от 12 сентября 2022 года N 918-ст.
             Стандарт устанавливает процедуру подготовки аэрозоля, испытательное оборудование и методики испытаний фильтров очистки воздуха общего назначения для определения их фракционной эффективности и перепада давлений.                        Стандарт предназначен для совместного применения с ГОСТ Р 70064.1, ГОСТ Р 70064.3 и ГОСТ Р 70064.4. Установленный в стандарте метод испытаний применяют при расходе воздуха в диапазоне от 0,25 куб.м/с (900 куб.м/ч) до 1,5 куб.м/с (5400 куб.м/ч) в ИС номинальной площадью поперечного сечения 610 х 610 мм. Испытания, установленные в стандартах серии ГОСТ Р 70064, применяют для фильтров очистки воздуха общего назначения с эффективностью улавливания взвешенных частиц ePM1 не более 99% и ePM10 более 20%. Фильтрующие элементы для отбора фракций аэрозольных частиц с размерами, не входящими в указанный диапазон, оценивают с 

применением других подходящих для этого методов (см. ГОСТ Р ЕН 1822-1 - ГОСТ Р ЕН 1822-5). Фильтроэлементы, применяемые в переносных комнатных воздухоочистителях, не входят в область применения стандарта. Результаты испытаний, полученные в соответствии с положениями стандартов серии ГОСТ Р 70064, сами по себе не могут быть применены для количественного предсказания характеристик эффективности и срока службы фильтрующих элементов в условиях их эксплуатации.
             ГОСТ Р 70064.2-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
             ГОСТ Р 70064.3-2022 "Фильтры очистки воздуха общего назначения. Часть 3. Определение зависимости пылезадерживающей способности и перепада давления от массы уловленной контрольной пыли" утвержден приказом                       Росстандарта от 12 сентября 2022 года N 919-ст.
             Стандарт устанавливает испытательное оборудование и методики испытаний для определения пылезадерживающей способности и перепада давления фильтров очистки воздуха общего назначения. Стандарт предназначен для применения вместе с ГОСТ Р 70064.1, ГОСТ Р 70064.2 и ГОСТ Р 70064.4. Метод испытаний, установленный в стандарте, применим при расходе воздуха в испытательном стенде с номинальной площадью поперечного сечения 610 х 610 мм в диапазоне от 0,25 до 1,5 куб.м/с. Все стандарты серии ГОСТ Р 70064 применяют для фильтров очистки воздуха общего назначения, имеющих эффективность ePM1 не более 99% и ePM10 более 20% при проведении испытаний в соответствии с процедурами, установленными в стандартах серии ГОСТ Р 70064. Фильтрующие элементы с более высокой начальной эффективностью оценивают с применением других подходящих методов испытаний (см. ГОСТ Р ЕН 1822-1 - ГОСТ Р ЕН 1822-5). Фильтроэлементы, применяемые в переносных комнатных воздухоочистителях, не входят в область применения стандарта. Результаты испытаний, полученные в соответствии с ГОСТ Р 70064 (все части), сами по себе не могут быть применены для количественного предсказания характеристик эффективности и срока службы фильтрующих элементов в условиях их эксплуатации.
             ГОСТ Р 70064.3-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
             ГОСТ Р 70346-2022 ""Зеленые" стандарты. Здания многоквартирные жилые "зеленые". Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации" утвержден приказом Росстандарта от 9 сентября 2022 года N 900-ст.
Стандарт распространяется на "зеленые" многоквартирные жилые здания и устанавливает порядок проведения их оценки.
             ГОСТ Р 70346-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.
             ГОСТ Р 70063.1-2022 "Материалы фильтрующие для улавливания наночастиц. Методика испытаний для определения эффективности улавливания сферических наночастиц. Часть 1. Наночастицы размером в диапазоне от 20 до 500 нм" утвержден приказом Росстандарта от 14 сентября 2022 года N 924-ст.
             Стандарт устанавливает испытательное оборудование и методику испытаний для определения эффективности фильтрации плоского листового фильтрующего материала по отношению к взвешенным в воздухе наночастицам с размером в диапазоне от 20 до 500 нм. Методы испытаний, установленные в стандарте, применимы только для частиц сферической или почти сферической формы во избежание неопределенностей, связанных с определением формы частиц.
             ГОСТ Р 70063.1-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.

 

             15. Замминистра Сергей Музыченко обозначил типовые проблемы при реализации строительных проектов
             Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко выступил на панельной дискуссии, посвященной организации строительства, в рамках программы стратегической обучающей сессии "Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства". Его доклад - это результат анализа функционирования стройкомплексов регионов, в котором отражены типовые проблемы, возникающие у государственных заказчиков на разных этапах управления инвестиционно-строительным циклом, а также пути их предотвращения.
             "Основная задача государственного заказчика при управлении реализацией строительного проекта, - это обеспечение баланса между соблюдением определенной стоимости и финансовых лимитов, сроков строительства и требований по качеству. Нельзя пренебрегать ни сроками, ни финансами и, тем более, качеством. Несмотря на сложности, которые всегда возникают, сегодня у управленцев есть все необходимые инструменты для достижения такой "золотой середины", - сказал замглавы Минстроя России Сергей Музыченко. 

             Первая проблема, наиболее критично влияющая на реализацию проекта - это неправильное обоснование стоимости строительства. Самая часто встречающаяся ошибка связана с некорректным применением укрупненных нормативов строительства (НЦС) без учёта конструктивных, а также климатических, сейсмических и иных особенностей конкретной территории. Замминистра подчеркнул, что все эти факторы можно учесть, используя соответствующие коэффициенты и индексы, а именно: коэффициент удорожания строительства в сейсмических районах, коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов РФ, индексы-дефляторы по виду деятельности, коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия. Он привёл примеры, когда такие погрешности приводят к удорожанию всех этапов реализации проекта на семь процентов.
             Ещё одна тема доклада - это недостаток типовых проектов, внесённых в государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Применение типовой проектной документации, помимо сокращения затрат на проектирование, нивелирует многие риски, которые могут возникнуть при строительстве, в том числе связанные с обоснованием стоимости. По словам замминистра, для эффективного применения этого инструмента необходимо увеличить в ближайшее время количество типовых проектов в ЕГРЗ как минимум в три раза - с 838 до более чем 2500.
             Следующими пунктами выступления стали работа с ресурсоснабжающими организациями и вопросы подготовки задания на проектирование. Сергей Музыченко призвал коллег из регионов внимательно следить за соблюдением исчерпывающего перечня затрат при выносе инженерно-технических сетей. Частым недостатком заданий на проектирование является злоупотребление ссылками на своды правил и нормативные правовые акты, в результате чего возникает необходимость его значительной корректировки.
             Другим важным вопросом доклада стала тема экспертизы задания на проектирование. Среди наиболее распространённых трудностей выделены: несогласованность задания с будущей эксплуатирующей организацией, несоответствие действующим стандартам и отсутствие утвержденного акта выполненных работ по инженерным изысканиям. Для решения этих проблем и повышения качества организации экспертизы предлагается внедрение в регионах института главных экспертов проектов (ГЭП), которые будут ответственными за координацию устранения замечаний при прохождении процедуры. На уровне ФАУ "Главгосэкспертизы" работа ГЭП оказалась эффективной, дополнительно отметил замминистра.
             Также в выступлении была затронута проблема недостаточного качества проектирования. Для решения этого вопроса было рекомендовано создавать реестры недобросовестных проектных организаций, а также теснее взаимодействовать в этом направлении с СРО.
             Заключительная тема доклада была посвящена теме строительного контроля и строительного надзора. Замминистра Сергей Музыченко отметил, что в регионах должна существовать единая служба строительного контроля. Только так можно обеспечить должный уровень контроля за строительными процессами. Говоря о строительном надзоре, он подчеркнул важность рационального подхода к составлению программы проверки и недопущения их избыточного количества на тех объектах, где это не требуется.
             Доклад замглавы Минстроя России Сергея Музыченко стал предметом активного обсуждения на панельной дискуссии в рамках программы второго дня стратегической обучающей сессии "Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства", проходившей 16 сентября в Сколково. В мероприятии приняли участие вице-губернаторы и профильные региональные министры, руководители федеральных органов исполнительной власти.

 

             16. Правительство упростило порядок получения разрешений при строительстве приоритетных инфраструктурных объектов
             Компании, строящие порты, аэродромы, автомобильные дороги и объекты железнодорожной инфраструктуры, смогут быстрее получать разрешение на проведение таких работ. Постановление от 19 сентября 2022 года N 1656 об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Новый порядок будет действовать до конца 2022 года.

             Речь идёт об ускоренном получении заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на застройку земельных участков, которые находятся в местах залегания полезных ископаемых.
             Такими преференциями смогут воспользоваться строительные компании, работающие над приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры. Эти проекты реализуются в соответствии с целями и задачами, определёнными стратегией социально-экономического развития и стратегией пространственного развития России.
             По новому порядку, если специалисты Роснедр не выявят на участке застройки полезных ископаемых, заключения будут выдаваться в течение 5 рабочих дней. Ранее этот срок составлял 15 дней.
             Если работы планируется вести на участке, где потенциально могут находиться полезные ископаемые и строительство не повлияет на их разработку, то соответствующее разрешение будет выдано в течение 10 рабочих дней вместо 35 дней, как это было ранее.
             Подписанное постановление позволит компаниям быстрее приступать к реализации приоритетных инфраструктурных проектов.

 

             17. Обновление свода правил позволит обеспечить дополнительную безопасность зданий
             В 2022 году будет актуализирован свод правил СП 297.1325800.2017 "Конструкции фибробетонные с неметаллической фиброй. Правила проектирования" (СП 297), который устанавливает требования к проектированию конструкций из тяжелого и мелкозернистого бетонов.
             Известно, что для улучшения характеристик бетона, в том числе прочности на растяжение по всему объему бетонной массы, в бетонную смесь добавляют дисперсные волокна - фибры. В качестве неметаллических фибр сегодня применяют: стекловолокно, полипропилен, полиамид, акрил, вискозу, нейлон, асбест, карбон, базальт и углероды.
             "Фибробетонные конструкции с неметаллической фиброй получают сегодня всё большее распространение. Инновационный композитный материал применяют в жилищном и дорожном строительстве. Также популярны разнообразные архитектурные элементы и фасадные панели из фибробетона. Дополнение и уточнение требований свода правил позволит сократить излишние материальные и временные затраты при проектировании, а также обеспечить ещё большую безопасность зданий и сооружений", - пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
             При подготовке Изменения N 2 к СП 297 планируется уточнить требования к минимально допустимым значениям толщины слоя фибробетона и требования по определению индекса подкласса фибробетона с неметаллической фиброй по остаточной прочности на осевое растяжение.
             "Изменение документа обеспечит применение рациональных конструктивных решений и сделает более точными методы расчёта фибробетонных конструкций с неметаллической фиброй. Свод правил будет дополнен методикой расчёта прочности нормальных сечений изгибаемых и внецентренно сжатых фибробетонных элементов кольцевого сечения, а также указаниями по расчёту огнестойкости фибробетонных конструкций с неметаллической арматурой", - подчеркнул директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.

 

             18. Утверждён перечень продукции, не подлежащей упрощенному декларированию соответствия
             22 сентября зарегистрирован и опубликован приказ Минпромторга РФ от 14.09.2022 N 3898 "Об утверждении перечня продукции с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которой не применяются положения пункта 6 приложения N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году".
             Приказ вводится взамен приказа Минпромторга России от 25.03.2022 N 1003, действие которого закончилось 1 сентября 2022 г.

             В перечне продукции, подтверждение соответствия которой невозможно в форме декларирования соответствия, по-прежнему есть:
- пиротехнические изделия;
- снегоболотоходы, снегоходы и прицепы к ним;
- машины сельскохозяйственные;
- машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства;
- оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные;
- дробилки;
- лифты и лифтовое оборудование;
- взрывчатые вещества и изделия на их основе;
- тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, компоненты тракторов;
- оружие и патроны;
- радиаторы центрального отопления и конвекторы;
- цемент;
- пестициды;
- оборудование дыхательное;
- трубы полиэтиленовые для транспортирования газообразного топлива;
- изделия для детей;
- машины и оборудование, включая;
- кабели, провода, шнуры, удлинители;
- посуда и фольга алюминиевая;
- двигатели и компоненты колёсных транспортных средств;
- средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения;
- материалы отделочные и облицовочные, тепло- и звукоизоляционные.

 

             19. "Реестр требований" - новый сервис для работы с требованиями нормативных документов
             Технический Регламент о безопасности зданий и сооружений - это ключевой базовый документ, вокруг которого построены все требования в строительной отрасли. Например, при разработке проектной документации специалисты опираются в своей работе на требования, содержащиеся в Регламенте.
             Однако, при работе с нормативными документами могут возникать различные трудности:
- в рамках документа могут отменяться отдельные требования к процессам, при этом сам документ будет продолжать действовать;
- в одном документе могут содержаться требования разного характера: обязательные, рекомендательные и справочные;
- изменения затрагивают не документ целиком, а отдельные требования к определенным процессам;
- требования могут относиться к разным объектам в одном и том же документе. Например, отопление и вентиляция - разные инженерные системы, требования к ним объединены в одном документе;
- на конкретное требование одного документа может приводиться ссылка в другом, тем самым делая это требование значимым для объекта или процесса, на который распространяется ссылающийся документ.
             Таким образом, проектировщику или конструктору необходимо выделить и собрать из разных документов те требования, которые относятся к проектируемому объекту.
             Благодаря Реестру требований вы сможете:
- сократить трудозатраты специалиста и снизить риск допустить ошибку;
- избежать необходимости в изучении всего документа и поиске отдельных требований к определенному процессу, так как "сложные" требования собраны в единый элемент;
- получить готовую подборку требований для определенной задачи благодаря установленной взаимосвязи на основе Классификатора строительной информации.

 

             20. Минстрой России прорабатывает создание единого перечня нормативных документов в строительстве
             Для публичного обсуждения размещен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации". Законопроект разработан в целях совершенствования работы по техническому регулированию в строительстве, снижения регуляторной нагрузки на бизнес и повышения эффективности системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений. Основной разработчик документа - Министерство строительства и ЖКХ РФ.
             Законопроектом предусмотрен отказ от утверждения перечня национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В результате будет создан единый перечень нормативных документов в строительстве без разделения на "добровольный" и "обязательный", утверждаемый Минстроем России.
             "Предложенные изменения должны создать основу для перехода к более, как отмечает большинство экспертов, прогрессивному параметрическому методу нормирования. Законопроект направлен на то, чтобы предоставить вариативность в выборе решений для соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также значительно расширить его доказательную базу. Таким образом, строители получат возможность для поиска и реализации наиболее эффективных путей достижения надлежащего уровня безопасности и качества возводимого объекта", - пояснил Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
             Инициатива позволит устранить противоречия и дублирование многочисленных нормативно-технических требований, их неоднозначную трактовку, возникающую из-за наличия перечней обязательного и добровольного применения, а также действующих документов, не входящих ни в один из них.
             Стоит отметить, что Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обозначены цели технического регулирования в строительстве. Также актом установлены минимально необходимые обязательные требования к безопасности проектных значений и характеристик зданий и сооружений, соответствие которым может быть обосновано посредством результатов исследований, расчетов и испытаний, моделирования, оценки рисков.
             Наряду с этим, законопроектом предлагается расширить доказательную базу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений за счёт применения стандартов организаций, при условии, что они прошли экспертизу в техническом комитете по стандартизации в сфере строительства и зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов.
             Кроме того, проектом федерального закона предлагается применять для обоснования проектных решений иные документы по стандартизации, в том числе выполненные в иностранных системах.
             "Отрасль готова к переходу на новый метод нормирования. Во-первых, стройкомплекс страны был подготовлен к этому большой предшествующей работой по последовательному сокращению обязательных требований. Во-вторых, о готовности свидетельствует хоть и уменьшающееся, но всё еще большое количество разрабатываемых специальных технических условий. Фактически получается, что строительные организации и так ищут пути достижения требуемого уровня безопасности при отступлении от обязательного перечня, несмотря на возникновение дополнительных затрат", - подчеркнул заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
             Помимо гибкого подхода к проектированию и строительству, создание единого перечня нормативных документов в отрасли позволит отказаться от необходимости разработки специальных технических условий, что приведёт к снижению неэффективных издержек.
             Ещё одна новелла подготовленного законопроекта - это норма о том, что новые, в том числе ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими сводами правил, национальными стандартами и другими нормативными документами, могут применяться после выдачи соответствующих технических свидетельств. Это позволит обеспечить ускоренный вывод строительных ресурсов на рынок, что особенно актуально в условиях санкционного давления на экономику России.

             Законопроект разработан во исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" ("Реинжиниринг правил промышленного строительства"), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. Общественное обсуждение проекта федерального закона продлится до 13 октября текущего года. Документ будет дорабатываться с учётом всех поступивших предложений и комментариев.

 

             21. В Минстрое презентовали итоги первого этапа работ по созданию ГИСОГД
             В Центре взаимодействия и коммуникаций в строительстве презентовали результаты первого этапа работ по созданию Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ. В мероприятии приняли участие заместители министра строительства и ЖКХ РФ, представители департаментов и подведомственных организаций Минстроя.
             Главная цель ГИСОГД - создание цифровой вертикали градостроительных решений и сбор информации со всех территорий РФ. Основная задача прошедшего мероприятия - подведение промежуточных итогов совместной деятельности заказчиков и разработчиков с целью обратной связи для дальнейшей доработки системы.
             Участники мероприятия обсудили вопросы наполнения системы информацией и перспективы её дальнейшего развития, сообщил Минстрой в своём телеграм-канале. Ввод в промышленную эксплуатацию ГИСОГД запланирован на 1 декабря текущего года.

 

             22. Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
             Приказом Росстандарта от 2 сентября 2022 года N 861-ст утвержден ГОСТ Р 58536.2-2022 "Кондиционеры, агрегатированные охладители жидкости, тепловые насосы, технологические чиллеры и осушители с компрессорами с электроприводом. Определение уровня звуковой мощности. Часть 2. Водонагреватели с тепловыми насосами".
             Стандарт устанавливает методы определения уровня звуковой мощности водонагревателей для приготовления применяемой в быту горячей воды, генераторами тепла в которых являются тепловые насосы. По конфигурации теплообменного контура водонагреватели могут принадлежать к типам воздух/вода, рассол/вода, вода/вода, грунт/вода и прямой теплообмен с тепловым насосом. В составе водонагревательного агрегата могут быть тепловой насос с электроприводным компрессором и накопительный резервуар для горячей воды (далее - бак). Для целей стандарта совокупность как минимум теплового насоса и бака именуются далее агрегатом. Стандарт устанавливает процедуру испытаний системы теплового насоса только в режиме приготовления горячей воды.
             ГОСТ Р 58536.2-2022 введен в действие на территории РФ с 1 декабря 2022 года.
             Приказом Росстандарта от 8 сентября 2022 года N 891-ст утвержден ГОСТ Р 70343-2022 "Работы кровельные. Монтаж крыш с водоизоляционным слоем из мастичных материалов. Правила и контроль выполнения работ".
             Стандарт распространяется на процессы устройства (монтаж) крыш с водоизоляционным слоем из мастичных полимерных, битумно-полимерных, полимер-битумных и битумных материалов (далее - мастика). Стандарт устанавливает правила выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном и текущем ремонте крыш зданий различного назначения с кровлей из мастичных материалов, требования к контролю выполнения и результатам.
             ГОСТ Р 70343-2022 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2023 года.
             Приказом Росстандарта от 8 сентября 2022 года N 892-ст утвержден ГОСТ Р 70344-2022 "Конструкции ограждающие светопрозрачные. Работы по устройству зенитных фонарей. Общие требования к производству и контролю работ".
             Стандарт распространяется на монтаж новых, реконструкцию и капитальный ремонт эксплуатируемых световых и светоаэрационных фонарей с монтажной профильной системой из алюминиевых, стальных, деревянных и полимерных элементов (профилей, переплетов) с заполнением из листового многослойного профилированного стекла; стеклопакетов; полимерных панелей, применяемых в зданиях различного назначения во всех климатических зонах Российской Федерации.

             ГОСТ Р 70344-2022 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2023 года.

             Приказом Росстандарта от 9 сентября 2022 года N 900-ст утвержден ГОСТ Р 70346-2022 ""Зеленые" стандарты. Здания многоквартирные жилые "зеленые". Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации".
             Стандарт распространяется на "зеленые" многоквартирные жилые здания и устанавливает порядок проведения их оценки.
             ГОСТ Р 70346-2022 введен в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.

 

             23. НОСТРОЙ: Мобилизация приостановит стройки
             Национальное объединение застройщиков жилья обратилось к вице-премьеру Марату Хуснуллину с просьбой оградить от мобилизации строителей, участвующих в реализации социально важных для страны проектов. Об этом РИА "Новости" сообщил президент НОЗА Леонид Казинец.
             Клуб инвесторов Москвы может выступить с аналогичным обращением, как только в стройкомпаниях оценят ситуацию и поймут, как действовать дальше. "Возможно, какую-то часть рабочих можно заменить людьми из ближнего зарубежья, но с высококвалифицированными специалистами ситуация сложнее", - отметил в свою очередь исполнительный директор клуба Владислав Преображенский.
             Освободить от военного призыва квалифицированных специалистов строительной индустрии просит Марата Хуснуллина и руководство Национального объединения производителей строительных материалов. Встанут предприятия - за ними остановятся стройки, предупреждает председатель совета НОПСМ Александр Ручьёв.
             В Национальном объединении строителей реагируют на ситуацию не столь драматично, хоть и не исключают массового призыва строителей в рамках частичной мобилизации. "Конечно, это скажется на сроках исполнения контрактов.    Быстро заместить ушедших людей не получится", - прокомментировал президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
             Чтобы избежать риска срыва контрактов, нужно внести изменение в законодательство, считает Глушков: дать право заказчикам и подрядчикам продлевать сроки договоров и строительства, если у подрядчика будут мобилизованы сотрудники.
             Тем временем в Минстрое утверждают, что в отрасли "сформирован значительный потенциал для продолжения строительства запланированных объектов и сохранения динамики ввода жилья". На этом фоне мобилизация сотрудников стройкомпаний "осуществляется в общем порядке".

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".