Обзор изменений в строительной области за сентябрь 2023 года

 

           По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

           1. С 1 сентября 2023 года введены в действие документы в области строительства
           ГОСТ Р ИСО 25620-2022 "Покрытия напольные ламинированные. Метод определения силы трения по продольной стороне для панелей, собранных механическим способом";
           ГОСТ Р 50571.7.710-2023 "Электроустановки низковольтные. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений".
           В приведенный перечень включены наиболее интересные документы для специалистов в данной области.

 

           2. Внесены изменения в Жилищный кодекс и закон об объектах культурного наследия
           Глава государства подписал Федеральный закон от 24.07.2023 N 365-ФЗ "О внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"".
           Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации вносится изменение, устанавливающее исключение из общего правила, предусматривающего, что по договору социального найма жилое помещение гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должно предоставляться по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта). Согласно Федеральному закону при наличии согласия в письменной форме указанных граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено в другом населённом пункте на территории того же муниципального образования.
           Кроме того, Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вносится ряд изменений, направленных на регулирование порядка осуществления работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющимся объектом культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия.

 

           3. Утверждены правила формирования реестра требований в строительстве
           Официально опубликовано постановление Правительства от 31.08.2023 N 1417 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1417".
           Постановлением утверждены, в частности:
           - структура и содержание разделов реестра;
           - порядок и срок включения данных в реестр;
           - подготовка проекта учетной карточки требований.
           Минстрой России в срок не позднее 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию единой ГИСОГД "Стройкомплекс.РФ" переносит в нее документы и требования, содержащиеся в соответствующих нормативных актах, а с 1 января 2024 г. переводит данный реестр в машиночитаемый и машинопонимаемый формат.
           Требования связаны с отраслевыми и общероссийским классификаторами, такими как Классификатор строительной информации (КСИ), Общероссийский классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), Классификатор строительных ресурсов (КСР). Это позволяет быстро найти необходимую информацию в разрезе этапа жизненного цикла строительства, ресурсов и т.д.
           Сервис позволяет:
           - сократить время специалиста на поиск нужной информации - нет необходимости читать документ целиком, можно сразу найти нужные требования из него;
           - быстро найти требования с учетом привязки к кодам классификаторов, документам-источникам и контексту;
           - сэкономить время на аналитику и самостоятельную классификацию нормативных требований за счет наличия уже установленных связей с классификаторами;
           - собрать воедино требования к какому-то процессу/изделию и сохранить подборку в папке в материалах пользователя для дальнейшей работы с информацией;
           - получать информацию об изменении не просто нормативных документов, а конкретных требований в них;
           - использовать в разрабатываемой документации ссылки на конкретные требования с возможностью перехода к текстам этих требований в Системе;
           - применять в работе единый источник информации о требованиях.

 

           4. Минстрой запустит систему отслеживания долгостроев
           Систему мониторинга строительства объектов, которые возводятся на бюджетные средства, планирует запустить Минстрой.
           Мониторинг должен стартовать с начала 2024 года. Он будет организован в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Предполагается отслеживать строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества при реализации федеральной адресной инвестиционной программы и в некоторых других случаях.
           Методику мониторинга должен будет утвердить президиум правительственной комиссии по региональному развитию.
           В частности, будут определены контрольные точки (сроки того или иного этапа), а в течение 10 рабочих дней после этих дат в систему будут вносить информацию о фактическом достижении или недостижении целей.
           Увеличение сроков получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации, срока ввода объекта в эксплуатацию или его приобретения допускается только в случаях изменения показателей госпрограмм, при принятии таких решений правительством или в случае сокращения размера субсидий.
           Около года назад Минстрой уже начал составлять федеральный реестр объектов незавершенного строительства.
           В ноябре прошлого года сообщалось, что в Минстрой уже поступили сведения о 823 объектах незавершённого строительства, была подробно проанализирована информация по 205 из них, их включили в реестр. После этого правительственная комиссия по региональному развитию должна была решать - нужно ли объект сносить, достраивать или приватизировать.
           Похожую базу ведет и Счетная палата (СП). По данным на январь этого года в России насчитывается 61521 объект незавершенного строительства (это как стройки, где работы ведутся по плану, так и долгострои). Реализация 2990 из них приостановлена.
           По итогам 2020 года в России насчитывалось 3433 брошенных стройки и 2239 долгостроев (строительство которых ведется более пяти лет), на которые выделялись бюджетные средства, сообщала ранее СП. Среди них - школы, детсады, поликлиники и больницы, дороги и объекты коммунальной инфраструктуры, учреждения культуры, спортивные сооружения и пр.
           Причины приостановки строек разные. Это может быть некачественная проектно-сметная документация, после корректировки которой возрастает стоимость строительства и возникают проблемы с финансированием. Или, к примеру, банкротство подрядчика, после чего стройка затягивается и опять же требует увеличения финансирования.

 

           5. Опубликован расчет индексов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом
           Минстрой России опубликовал письмо N 51967-АЛ/09 от 25.08.2023 "О расчете индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов на III квартал 2023 года, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом".
           Индексы рассчитаны к сметно-нормативной базе (ФСНБ-2022) в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России N 326/пр от 05.06.2019, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ, а также стоимостных показателей, представленных юридическими лицами в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) за II квартал 2023 года.
           В письме строительное ведомство сообщает о расчете ИИСС по группам однородных строительных ресурсов на III квартал 2023 года, предназначенных для определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, для Алтайского края, Амурской, Архангельской (базовый район и районы Крайнего Севера), Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Еврейской автономной, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской областей, Карачаево-Черкесской Республики, Кировской области, Краснодарского, Красноярского краев, Курской, Липецкой областей, Ненецкого автономного округа, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской областей, Приморского края, республик Алтай, Башкортостан, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Ростовской, Рязанской, Самарской областей, г.Санкт-Петербурга, Сахалинской области, г.Севастополя, Смоленской области, Ставропольского края, Тюменской области, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской области, Чувашской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа.
           Указанные индексы размещены в ФГИС ЦС в разделе "Сметные цены и индексы изменения сметной стоимости строительства".

 

           6. Утверждена дорожная карта повышения эффективности использования земель
           На портале правовой информации опубликовано распоряжение Правительства РФ N 2270-р от 23.08.2023, которым утверждена дорожная карта по совершенствованию законодательства, направленного на повышение эффективности использования земель в России.
           В дорожную карту включено восемь мероприятий по совершенствованию законодательства РФ с крайним сроком исполнения до августа 2024 года.
           Исполнители дорожной карты - Росреестр, Минстрой России, Минфин России, Минобороны России, Казначейство России, Минцифры России, Минвостокразвития России, Минтранс России, Управление делами Президента РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, ФНС России, ФСБ России, ФСО России - должны разработать и внести соответствующие законодательные инициативы в Правительство РФ и в Госдуму РФ.
           Согласно дорожной карте, в октябре 2023 года исполнители должны разработать изменения в федеральное законодательство РФ, предусматривающие:
           - создание новых механизмов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведениями о местоположении границ земельных участков (ЗУ) и о зарегистрированных правах на здания, сооружения, помещения или машино-места в них (исключив возможность применения новых требований по установлению границ ЗУ в отношении ЗУ, находящихся в федеральной собственности и входящих в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения, за исключением государственной регистрации перехода прав на такие ЗУ);
           - закрепление в Земельном кодексе РФ (ЗК РФ) понятия "освоение земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков", наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению признаков неиспользования таких ЗУ;
           - обеспечение возможности подготовки документов, необходимых для образования ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и возможности подачи заявлений о рассмотрении таких документов в уполномоченные на распоряжение такими ЗУ органы государственной власти и местного самоуправления с использованием электронных сервисов федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных"".
           В декабре 2023 года должен быть подготовлен проект федерального закона, предусматривающий совершенствование процедуры предоставления ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах.
           В этот же срок должен быть подготовлен доклад в Правительство РФ с предложениями:
           - по совершенствованию положений ЗК РФ о ЗУ, ограниченных в обороте и изъятых из оборота;
           - по завершению разграничения государственной собственности на землю.
           В марте 2023 года должен быть разработан ФЗ, предусматривающий комплексное регулирование вопросов, связанных с определением и изменением видов разрешенного использования ЗУ.
           На август 2024 года запланирована разработка ФЗ, устанавливающего правила определения соразмерности площади ЗУ и расположенных на них объектов капитального строительства в целях реализации принципа единства судьбы ЗУ и данных объектов (для ЗУ в составе земель населенных пунктов).

 

           7. Правительство утвердило постановление о возобновлении программы предоставления льготных кредитов на строительство и реконструкцию дорог
           Правительство продолжает создавать условия для повышения темпов дорожного строительства. Принято решение возобновить механизм предоставления льготных кредитов организациям, занимающимся ремонтом и строительством дорог, а также снизить ставку по таким кредитам до 3%. Постановление от 31 августа 2023 года N 1410 подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
           Решение поможет обеспечить своевременное финансирование важных инфраструктурных проектов и поддержать подрядные организации, работающие в сфере дорожного хозяйства.
           Как и прежде, льготные кредиты будут выдаваться на досрочное исполнение государственных и муниципальных контрактов, связанных со строительством дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Приоритетом при распределении господдержки будут обладать проекты, реализуемые в рамках Пятилетнего плана дорожной деятельности,                Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, поручений Президента и Правительства, а также нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги".
           "Рассчитываем, что такие меры позволят сохранить набранный темп, и обеспечат финансирование важных инфраструктурных проектов, которые соединяют территорию нашей большой страны", - отметил Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 4 сентября.
           Программа льготного кредитования организаций, занимающихся ремонтом и строительством дорог, была запущена Правительством и распространялась на кредиты, взятые в 2021 году.

 

           8. Изменены индексы сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года
           Опубликовано письмо Минстроя N 52355-ИФ/09 от 28.08.2023 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".
           Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 44208-АЛ/09 от 24.07.2023, N 21491-ОГ/09 от 10.08.2023 и N 50338-ИФ/09 от 18.08.2023.
           Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России N 326/пр от 05.06.2019, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за II квартал 2023 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
           В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в III квартале 2023 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР), индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования.
           В качестве приложения к данному письму включены:
           - ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на III квартал 2023 года для Центрального федерального округа (ЦФО), Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Сибирского федерального округа (СФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);
           - Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на III квартал 2023 года для СЗФО, Южного федерального округа (ЮФО), Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), СФО, ДФО;
           - ИИСС линейных объектов капитального строительства - воздушных линий электропередачи, строительство которых осуществляется ПАО "Россети", с применением федеральных единичных расценок на III квартал 2023 года для ВЛ 330 кВ в СЗФО, ВЛ 110 кВ на металлических опорах и ВЛ 110 кВ на железобетонных опорах для СКФО.

 

           9. Регионам предлагают проследить за расходованием средств на строительный контроль
           В Минстрое предложили упростить процесс принятия решения о проведении строительного контроля. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
           Строительный контроль представляет собой цепочку наблюдательных мер за процессом возведения, реконструкции и капремонта объектов. Его проводят, чтобы проверить работы на соответствие проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам изысканий, а также требованиям к работам, которые действуют на момент выдачи разрешения на строительство.
           Сейчас предусмотрена "двухступенчатая" система принятия решения Правительством о проведении строительного контроля на объектах капитального строительства, реконструкцию, ремонт или строительство которых планируют полностью или частично оплатить за счет госбюджета. Наличие идентичных по своей сути понятий усложняет процесс законодательного закрепления строительного контроля, указывается в сводном отчете к документу.
           Помимо этого, действующее градостроительное законодательство не запрещает лицу, которое проводит строительный контроль на объекте капитального строительства, передавать права и обязанности по госконтракту другому лицу на основании субконтракта.
           Законопроектом предлагается наделить губернаторов регионов правом принимать решения о проведении строительного контроля региональными органами власти или подведомственными им учреждениями. Исключается "двухступенчатая" система принятия решения Правительством.
           Предполагается, что это, в частности, позволит установить контроль со стороны властей региона за расходованием бюджетных средств, снять административные барьеры на пути законодательного закрепления строительного контроля.

 

           10. Владимир Путин поручил создать правовой механизм эскроу-счетов в индивидуальном строительстве
           Президент Владимир Путин поручил разработать нормативную базу для применения эскроу-счетов в индивидуальном строительстве. Об этом глава государства заявил на пленарном заседании Восточного экономического форума 12 сентября, трансляция доступна на сайте Кремля.
           Изначально планы использовать эскроу-счета при строительстве частных домов появились в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 года, которую Правительство РФ утвердило в ноябре 2022 года.
           В феврале президент указал на возможность использования этого механизма для повышения объема и доступности индивидуального жилого строительства.
           Эскроу-счета были изначально введены для решения проблемы обманутых дольщиков многоквартирных домов. Механизм предполагает, что средства покупателей недвижимости попадают на специальные счета застройщика в банке, доступ к которым он получает только по окончании строительства.

 

           11. Владимир Путин: необходимо продолжить модернизацию БАМа и Транссиба
           Частный капитал стоит привлекать для строительства мостов, тоннелей и путепроводов. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума 12 сентября.
           Необходимо расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры перевозки грузов, особое место в этом направлении занимает развитие Северного морского пути. В прошлом году по нему прошли 34 миллиона тонн грузов, а в ближайшие годы грузопоток пути будет только расти, отметил глава государства. Это требует опережающего строительства современного ледокольного флота, модернизации арктических портов и их инфраструктуры.
           "Мы продолжим модернизацию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. Темпы здесь нужно, безусловно, наращивать, в том числе с помощью механизмов концессий, привлечения частного капитала для строительства мостов, тоннелей и путепроводов", - подчеркнул Путин.
           Он добавил, что по инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога и строится новый порт на побережье Охотского моря. "Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)", - объяснил глава государства.

 

           12. Опубликованы новые стандарты системы проектной документации для строительства (СПДС)
           Опубликованы новые стандарты Системы проектной документации для строительства (СПДС):
           - ГОСТ Р 21.620-2023 Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения проектной документации внутренних систем и наружных сетей канализации.
           Стандарт устанавливает правила выполнения и оформления подраздела "Система водоотведения" раздела "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического
обеспечения" проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;
           - ГОСТ Р 21.622-2023 Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения проектной документации по системам внутренних электроустановок, сетям электроснабжения и наружного электроосвещения.
           Стандарт устанавливает требования к оформлению проектной документации по системам внутренних электроустановок, сетям электроснабжения и наружного электроосвещения подраздела "Системы электроснабжения", пункт 16.

 

           13. Правительство утвердило комплексную государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
           Повышение энергоэффективности в различных отраслях экономики, развитие технологий зелёного строительства, электрификация и газификация общественного транспорта - таковы главные цели комплексной государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности". Постановление об её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
           Программа определяет основные направления работы по повышению энергоэффективности в электроэнергетике и теплоэнергетике, промышленности, транспорте, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Отдельный раздел программы посвящён популяризации энергосбережения.
           В области строительства программа предполагает поддержку государственных заказчиков, использующих при возведении зданий экологичные и энергоэффективные стройматериалы.
           За счёт реализации мероприятий программы показатель энергоёмкости валового внутреннего продукта страны к 2035 году должен снизиться на 35% по сравнению с аналогичным уровнем 2019 года. Это одна из целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
           Перечень конкретных мероприятий программы и план-график их реализации появятся в её паспорте после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

 

           14. Марат Хуснуллин сообщил о результатах и планах работ по нацпроекту "Безопасные качественные дороги"
           В 2023 году в регионах России в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" завершатся масштабные работы по строительству и реконструкции более 220 капиталоёмких дорожных объектов. Среди них - мосты, путепроводы, обходы городов и магистральные улицы. Обновлённая дорожная сеть и новые искусственные сооружения обеспечивают связанность территорий и развитие экономического потенциала регионов, сообщил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
           "Национальный проект "Безопасные качественные дороги" - один из самых узнаваемых в России. Он решает амбициозные задачи и позволяет реализовать крупные объекты, которые не только модернизируют транспортный комплекс страны, но и меняют жизнь граждан к лучшему. С начала года по нацпроекту на региональной и местной дорожной сети уже построили и реконструировали 30 масштабных дорожных объектов", - сказал Марат Хуснуллин.
           Так, в Красноярском крае открыли движение по Высокогорскому мосту через Енисей. Новый переход позволяет наладить круглогодичную связь с Северо-Енисейским районом.
           Ещё один мост после реконструкции введён в эксплуатацию в Томпонском улусе Республики Саха (Якутия) - через реку Томпорук на трассе "Яна". Искусственное сооружение обеспечит бесперебойные поставки продовольственной и промышленной продукции в арктические районы республики.
           В Пензе на три года раньше планируемого срока завершили реконструкцию одного из самых масштабных дорожных объектов региона - автодороги от улицы 40 лет Октября до улицы Центральной. Новая артерия обеспечивает вывод транзитного транспорта из центра города, соединяя аэропорт с федеральной трассой Р-208 Тамбов - Пенза.
           Кроме того, в Туле запустили движение по всем шести полосам Московского путепровода. Это один из крупнейших объектов дорожной инфраструктуры региона, по которому идут основные транспортные потоки в направлении Москвы. Реконструкция завершилась на три месяца раньше срока.
           Одной из важнейших задач национального проекта "Безопасные качественные дороги" является повышение безопасности дорожного движения. При поддержке нацпроекта на дорогах обустраивают пешеходные переходы, устанавливают светофоры и дорожные знаки, а также проводят работу по формированию правильной культуры поведения на проезжей части, сообщил Марат Хуснуллин.
           "Реализуя нацпроект "Безопасные качественные дороги", мы не только приводим в нормативное состояние дорожное покрытие, но и обустраиваем удобную, надёжную инфраструктуру как для автомобилистов, так и для пешеходов. В 2023 году благодаря нацпроекту дорожники установят более 164 тыс. знаков, свыше 1,9 тыс. светофоров, около 1,5 млн пог.м барьерных и 214 тыс.пог.м пешеходных ограждений, обустроят более 1 млн пог.м тротуаров и 788 тыс.пог.м освещения. Кроме того, на объектах нацпроекта нанесут свыше 20 млн пог.м разметки. Для повышения безопасности дорожного движения также уделяем внимание просветительской работе, в том числе среди детей", - сказал Марат Хуснуллин.
           Как добавил вице-премьер, учитывая высокую социальную значимость этой деятельности, в этом году снова состоится онлайн-олимпиада для школьников 1-9-х классов "Безопасные дороги". Она пройдёт с 19 сентября по 15 октября.
           Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко отметил, что комплексный подход к ремонту дорог - это одна из особенностей нацпроекта. "Для того чтобы обеспечить безопасное перемещение для всех участников дорожного движения, важно не только поддерживать в нормативном состоянии проезжую часть, но и уделять внимание обустройству элементов инфраструктуры. При этом такие работы выполняются во взаимодействии с ГИБДД. Так, в регионах - участниках нацпроекта регулярно проводятся совместные заседания и комиссии по вопросам безопасности дорожного движения с участием представителей региональных проектных офисов и сотрудников Госавтоинспекции. По результатам этих совещаний составляются планы работ по минимизации очагов аварийности и разрабатываются проекты организации дорожного движения", - сказал Игорь Костюченко.
           Например, в Туле в рамках создания интеллектуальной транспортной системы по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" обустроили умный пешеходный переход, включающий в себя световую зебру, которая проецируется на дорогу. При приближении пешехода к переходу срабатывают видеодетекторы и загорается табло "Внимание, пешеход". Такое оборудование позволяет повысить безопасность пешеходов в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.
           В Ярославле устанавливают новые технологичные светофоры. В 2023 году благодаря нацпроекту в городе запланировано обновить 31 светофор, из них 23 входят в работы по капитальному ремонту улиц, ещё восемь - в рамках ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
           В Рязанской области в рамках нацпроекта устанавливают современное искусственное освещение с автоматической системой управления, которая работает без непосредственного участия человека. Всего в 2023 году по нацпроекту на дорогах Рязанской области планируется построить 81,7 км линий искусственного электроосвещения.

           В Московской области в этом году обустроят 50 комплектов шумовых полос на региональных трассах, 39 из них уже готовы.Такую разметку наносят в местах, где необходимо привлечь внимание водителей к соблюдению скоростного режима: перед пешеходными переходами, перекрёстками, выездами на автомагистрали и перед железнодорожными переездами. Это позволяет снизить аварии на потенциально опасных участках дорог.

 

           15. В Минстрое предложили продлить антикризисные меры в сфере землепользования
           Необходимо продлить еще на один год антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости. Соответствующий законопроект опубликован 15 сентября на портале нормативных правовых актов.
Согласно документу, предлагается продлить срок действия антикризисных мер до конца 2024 года (в настоящее время действуют до конца 2023 года).
           При этом предлагается отменить действие положений, согласно которым срок согласования генплана поселения не может превышать один месяц со дня предоставления к нему доступа.
           Кроме того, предлагается отменить норму, устанавливающую один месяц в качестве максимального срока проведения общественных обсуждений или слушаний по проектам генпланов с момента оповещения жителей муниципалитета до дня опубликования заключения об их проведении. Это положение позволяло также утверждать указанные проекты планов без проведения слушаний и обсуждений.

 

           16. Внесены изменения в приказы о применении типовых проектных решений
           Официально опубликован приказ Минстроя от 07.08.2023 N 565/пр "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам применения типовых проектных решений".
           Приказом введены положения о:
           - включении сведений о типовых проектных решениях в единый государственный реестр заключений экспертизы (ГИС ЕГРЗ);
           - порядке предоставления сведений о типовых проектных решениях;
           - включении сведений о типовых проектных решениях в раздел "Сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы проектной документации" заключения государственной экспертизы;
           - учете типовых проектных решений при разработке укрупненного норматива цены строительства;
           - включении сведений о типовых проектных решениях в задание застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
           Типовым проектным решением, в соответствии со ст.48_2 Градостроительного кодекса РФ, может быть признано функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации.

 

           17. Письмом от 11.09 изменены индексы сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года
           Опубликовано письмо Минстроя N 55664-ИФ/09 от 11.09.2023 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ".
           Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 44208-АЛ/09 от 24.07.2023, N 21491-ОГ/09 от 10.08.2023, N 50338-ИФ/09 от 18.08.2023, N 52355-ИФ/09 от 28.08.2023 и N 54400-ИФ/09м от 05.09.2023.
           Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России N 326/пр от 05.06.2019, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за II квартал 2023 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
           В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в III квартале 2023 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР), индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования.
           В качестве приложения к данному письму включены:
           - ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на III квартал 2023 года для Центрального
федерального округа (ЦФО), Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Уральского федерального округа (УФО), Сибирского федерального округа (СФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);
           - Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на III квартал 2023 года для СЗФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО;
           - ИИСС СМР на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (линейная часть, резервуарные парки) и сооружений, участвующих в технологическом процессе транспорта нефти и нефтепродуктов (площадочные объекты), на III квартал 2023 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО;
           - ИИСС СМР по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги", на III квартал 2023 года для ЦФО, ЮФО, СКФО, ПФО, УФО;
           - ИИСС линейных объектов капитального строительства - воздушных линий электропередачи, строительство которых осуществляется ПАО "Россети", с применением федеральных единичных расценок на III квартал 2023 года для УФО, СФО, ДФО;
           - ИИСС проектных и изыскательских работ на III квартал 2023 года.

 

           18. Вице-спикер Совета Федерации сообщил, что в этом году будет отремонтировано 30 тысяч км дорог
           Более тысячи километров новых федеральных трасс будет проложено в этом году, также будет отремонтировано около 30 тысяч километров дорог. Об этом сообщил вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев в ходе стратегической сессии по развитию инфраструктуры.
           Как уточнили в Совфеде, участники мероприятия рассмотрели планы по улучшению обликов городов и поселков, развитию жилищного строительства и социальной инфраструктуры, модернизации инженерных коммуникаций и улучшению дорожной сети, а также отдельно остановились на развитии новых регионов.
           По словам Журавлева, объем строительных работ неуклонно растет, вклад строительной отрасли в ВВП страны составил более 13%. В этом году появится более тысячи километров новых федеральных трасс, отремонтируют около 30 тысяч километров дорог, отметил сенатор.
           "По поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на нашем контроле - реализация региональных проектов с использованием новых финансовых инструментов, включая инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, специальные казначейские кредиты. Все они были запущены по указанию главы государства и оказались очень востребованными среди региональных властей", - добавил зампред Совфеда.

 

           19. Президент утвердил перечень поручений по вопросу развития строительной отрасли
           Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, состоявшегося 8 августа 2023 года.
           1. Правительству Российской Федерации:
           а) представить предложения:
по реализации проектов комплексного развития территорий и проектов в сфере дорожного хозяйства с использованием механизмов возвратного финансирования строительства объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе инфраструктурных облигаций, и государственно-частного партнерства;
           по сохранению объемов строительства автомобильных дорог на уровне не ниже уровня 2023 года, предусмотрев возможность опережающего строительства объектов, включенных в перечни мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2023-2027 годах, в том числе за счет привлечения внебюджетного финансирования;
           по реализации третьего этапа развития Восточного полигона железных дорог с учетом имеющихся трудовых и производственных ресурсов, задействованных при реализации второго этапа;
           по утверждению долгосрочной программы субсидирования процентной ставки в целях привлечения внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов в сфере дорожного хозяйства.
           б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
синхронизацию требований к архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации объектов капитального строительства, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, при формировании реестра требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса объектов капитального строительства;
продление срока действия механизма предоставления льготных займов за счет средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, а также возможность предоставления долгосрочных займов на реализацию государственных программ по расселению аварийного жилищного фонда за счет таких средств;
           в) с учетом ранее данных поручений обеспечить сокращение количества документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;
           г) предусмотреть при формировании федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов бюджетные ассигнования на финансирование расходов специализированных обществ проектного финансирования на выплату процентного (купонного) дохода в объеме, необходимом для увеличения лимита по инфраструктурным облигациям до 300 миллиардов рублей;
           д) ускорить издание нормативных правовых и иных актов, регулирующих порядок архитектурно-строительного проектирования и строительства, в том числе высотного, с применением деревянных конструкций, современных экологичных и энергоэффективных решений;
           е) с учетом ранее данных поручений ускорить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание механизма применения счетов эскроу при расчетах организаций, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов.
           2. Минпросвещения России в целях восполнения дефицита высококвалифицированных кадров в строительной отрасли:
           а) оказать Правительству Рязанской области содействие в подготовке заявки на участие областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А.Беглова" в отборе проектов в рамках федерального проекта "Профессионалитет";
           б) рассмотреть вопрос и представить предложения об определении общества с ограниченной ответственностью "Донстрой" основным работодателем в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
           3. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации использовать в приоритетном порядке типовую проектную документацию объектов капитального строительства и типовые проектные решения при реализации проектов по строительству с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

           20. В Совете Федерации призвали власти и заказчиков объединить усилия в обучении мостостроителей
           Все заинтересованные стороны должны объединить усилия в вопросах подготовки кадров для мостостроения, в том числе представители федеральных, региональных органов власти, заказчики и подрядчики. Об этом зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ирек Ялалов заявил на конференции "Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения" 21 сентября.
           Сенатор указал, что власти регионов и профессиональное сообщество должны совершенствовать применение инновационных технологий при строительстве и содержании мостовых сооружений.
"Необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных сторон: федеральных и региональных органов власти, заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, экспертного и научного сообществ, образовательных организаций, готовящих кадры для отрасли мостостроения", - цитирует политика пресс-служба верхней палаты парламента.
           Ялалов обратил внимание, что рабочая группа Совета Федерации по мониторингу реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" провела сбор и анализ информации о мостах и путепроводах, которые находятся в аварийном состоянии, а также о мероприятиях по их восстановлению.
           "Подготовлены и направлены в профильные министерства и ведомства предложения, реализация которых позволит увеличить протяженность приведенных в нормативное состояние мостов и путепроводов. Разработаны рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и эксплуатации", - поделился подробностями о проделанной работе сенатор.

 

           21. В 2024 году все региональные ГИСОГД будут интегрированы в новую систему "Стройкомплекс.РФ"
           Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин провёл заседание президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию, где обсуждались плановые задачи, стоящие перед строительным сектором страны, а также ход реализации нацпроектов и федеральных программ.
           В ходе заседания зампред обратил внимание губернаторов на важность ведения учёта продолжительности инвестиционно-строительного цикла. "Мы продолжаем активную работу по его сокращению. Благодарю все регионы, которые преуспевают в этом вопросе. Со следующего года будет запущена информационная система "Стройкомплекс.РФ", куда будут интегрированы все регионы с их системами. Это позволит сформировать в ней цифровые двойники объектов капитального строительства. У нас остаётся вектор на цифровизацию отрасли, что также позволит усовершенствовать процесс строительства", - добавил вице-премьер.
           

 

           22. Санкт-Петербургский Центр госэкспертизы разработал требования к трехмерным моделям результатов инженерных изысканий
           СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" совместно с членами Рабочей группы по внедрению системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования в строительной отрасли Санкт-Петербурга была проведена масштабная работа по разработке требований к трехмерным моделям результатов инженерных изысканий (Требования).
           По словам директора СПб ГАУ "ЦГЭ" Ирины Косовой, работа велась с целью выработки единого подхода к составлению технического задания на выполнение инженерных изысканий с применением технологий информационного моделирования (ТИМ), отсутствующего на сегодня в федеральном законодательстве.
           "Требования к ЦИМ инженерных изысканий в Санкт-Петербурге были разработаны впервые. Нашу инициативу поддержали в Минстрое России. Выражаем благодарность за работу членам Рабочей группы, особенно коллегам из Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по строительству, СПб ГКУ "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности", ОАО "Трест Геодезических работ и инженерных изысканий", АО "Мегамейд", ООО "КБК" и ООО "ИЦ "Изыскатель". Нами были учтены все конструктивные замечания членов Рабочей группы. На текущий момент Учреждением проводится работа по включению разработанных Требований в состав Регионального методического документа "Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге" (РМД 11-22-2013). Мы рассчитываем, что данный документ поможет техническим заказчикам Санкт-Петербурга формировать требования к ЦИМ инженерных изысканий в своих заданиях на проектирование, что будет способствовать дальнейшей цифровизации строительной отрасли", - рассказала директор экспертного учреждения.
           По словам начальника отдела технологий информационного моделирования СПб ГАУ "ЦГЭ" Игоря Шерстенникова, с конца 2022 года в Учреждение было представлено 22 комплекта документации с моделями результатов инженерных изысканий:
           "Это послужило практической базой для формирования Требований. В основу документа был положен стандарт IFC, что позволило применить для моделей изысканий "привычный подход" по аналогии с ЦИМ объектов капитального строительства.Единый формат позволит использовать имеющееся программное обеспечение без его существенной доработки. Отметим, что для однозначной идентификации элементов модели впервые был применен принцип их "расширенной" классификации, выполненной в рамках схемы данных IFC4".
           Ознакомиться с Требованиями и библиотекой элементов топографических знаков можно на сайте учреждения в разделе "Технологии информационного моделирования / Документы».

 

           23. Опубликован стандарт СПДС по водоснабжению и водоотведению
           Опубликован новый стандарт Системы проектной документации для строительства (СПДС):
           - ГОСТ Р 21.623-2023 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила оформления проектной документации линейных объектов. Водоснабжение и водоотведение".
           Стандарт устанавливает правила оформления проектной документации и распространяется на линейные объекты - трубопроводы систем водоснабжения и водоотведения, кроме зданий и сооружений.
           Дата вступления в силу - 01.09.2023

 

           24. Обновлены порядок определения НМЦК, методика составления сметы контракта и порядок изменения цены контракта, предметом которого являются одновременно проектирование и выполнение строительных (ремонтных) работ по 44-ФЗ
           Опубликован Приказ Минстроя России от 26.09.2023 г. N 604/пр, которым утверждены:
           - Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Порядок определения НМЦК);
           - Методика составления сметы контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (Методика);
           - Порядок изменения цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок изменения цены контракта).
           Период действия - с 07.10.2023 г. до 01.01.2025 г.
           Действующий в настоящее время Приказ Минстроя России от 30.03.2020 г. N 175/пр признан утратившим силу с 07.10.2023 г.
           Заказчики определяют НМЦК в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), утвержденном Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, а также с учетом положений нового
Порядка определения НМЦК при заключении контракта, предметом которого являются одновременно (п.2 Порядка определения НМЦК):
           - подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;
           - выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
           Рекомендуемый образец расчета приведен в Приложении к Порядку определения НМЦК.
           Заказчики по-прежнему формируют смету контракта на основании проекта сметы контракта, составляемого в соответствии с разд.6 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 г. N 841/пр. Рекомендуемый образец сметы контракта приведен в Приложении N 1 к Методике, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 г. N 841/пр (п.3 Методики).
           Изменение цены контракта осуществляется заказчиком после выполнения обязательств по контракту с оформлением дополнительного соглашения к контракту. Формула изменения цены и особенности ее применения приведены в п.3 Порядка изменения цены контракта.

 

           25. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному госстройнадзору
           Официально опубликован приказ Минстроя России от 28.06.2023 N 457/пр "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Минстроя России от 21 декабря 2021 г. N 979/пр".
           В приказ Минстроя от 21 декабря 2021 г. N 979/пр вносится п.5:
           "Наличие у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного строительного надзора, информации о неполучении застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по истечении 120 календарных дней со дня выдачи застройщику, техническому заказчику заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации)".

 

           26. В Правительстве определят, когда стройку надо согласовать с Росрыболовством
           В кабмине определят, в каких случаях организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим начать какую-либо деятельность, нужно согласовывать ее с Росрыболовством. Такой законопроект, внесенный в Госдуму Правительством РФ, Дума приняла в первом чтении 27 сентября.
           По закону о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, планируя определенные виды деятельности, например, капитальное строительство, градостроительное зонирование или планировку территории, которые могут оказать воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, нужно согласовать свои планы с Росрыболовством. Но на практике организациям, физлицам и индивидуальным предпринимателям сложно определить, в каких именно случаях требуется согласование, указано в пояснениях к инициативе.
           По новому законопроекту, Правительство должно будет утвердить перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
           Закон должен вступить в силу 1 марта 2024 года.

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".