Обзор изменений в строительной области за январь 2023 года

           

                    По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

           1. Подписан закон о согласовании архитектурно-градостроительного облика ОКС

          1 марта 2023 года в силу вступает Федеральный Закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
          Законом устанавливается, что архитектурно-градостроительный облик (АГО) объекта капитального строительства (ОКС) подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
          Срок выдачи согласования АГО ОКС не может превышать десяти рабочих дней. Порядок согласования АГО ОКС устанавливается Правительством РФ.
          Основанием для отказа в согласовании АГО ОКС является несоответствие архитектурных решений ОКС, определяющих его АГО и содержащихся в проектной документации либо в задании застройщика или технического заказчика на проектирование ОКС, требованиям к АГО ОКС, указанным в градостроительном регламенте.
          Принятый Закон оптимизирует сроки внесения изменений в генеральный план поселения и городского округа, подготовки и утверждения документации по планировке территории.
          Кроме того, при капремонте автомобильных дорог допускается изменение первоначально установленных показателей их функционирования (в том числе количества полос движения, изменение ширины проезжей части, увеличение пропускной способности), если такие изменения не влекут за собой изменение класса, категории и (или) границ полос отвода.
          Принятым Законом устанавливается правило о том, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОКС, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, а земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
          До 1 сентября 2023 года согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с частью 1_1 статьи 6 Федерального закона от 1 июля 2021 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

          2. Правительство продлило срок действия упрощённого порядка выдачи разрешений на строительство и проведение экспертизы проектов
          Срок действия упрощённого порядка выдачи разрешения на строительство, а также на ввод построенного объекта в эксплуатацию продлён до конца 2023 года. Постановление от 29 декабря 2022 года N 2500 подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
          Как и в 2022 году, для начала строительства и его окончания застройщику не надо будет предоставлять органам строительного надзора градостроительный план земельного участка и ряд других документов.

          Кроме того, в 2023 году также не потребуется решения органа власти о подготовке проекта планировки территории, а срок его согласования будет составлять 10 рабочих дней.
          Помимо этого, продлён упрощённый порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Так, например, если застройщик заменил указанные в проекте стройматериалы на не уступающие по качеству аналоги, повторная экспертиза будет проведена бесплатно, а сроки её проведения составят 14 рабочих дней. Если же замена стройматериалов на аналоги не привела к увеличению стоимости строительства более чем на 30%, повторная экспертиза проекта проводиться не будет.
          Благодаря этим мерам в 2022 году время строительства разных объектов сократилось на срок от трёх месяцев до года. В наступающем году они помогут застройщикам завершить начатые и инициировать новые проекты строительства в сложной макроэкономической ситуации.
          Подписанное постановление подготовлено для исполнения поручения президента, которое он дал в августе 2022 года по итогам заседания президиума Госсовета, посвящённого развитию строительной отрасли.

 

          3. Утверждены состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
          Утвержден приказ Минстроя России N 1015/пр от 29.11.2022 "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".
          Дополнительно к составу документ содержит ряд рекомендуемых образцов для некоторых актов: акт освидетельствования геодезической разбивочной основы ОКС; акт разбивки осей ОКС на местности; акт освидетельствования скрытых работ; акт освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; акт освидетельствования строительных конструкций, устранение недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
          Порядок ведения исполнительной документации устанавливает, в частности, форматы электронных документов, подписантов, хранящее документацию лицо.
          Дата вступления в силу - 01.09.2023г.

 

          4. Мораторий на проведение проверок продлен на 2023 год
          Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2516 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
          Так, действие Постановления N 336 продлено на 2023 год.
          Кроме того, предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении проверок из плана контрольных (надзорных) мероприятий, если профилактический визит по просьбе контролируемого лица был проведен в течение 3 месяцев до даты проведения плановой проверки.

 

          5. Опубликован проект нового регламента аттестации экспертов
          Опубликован проект приказа Минстроя России "Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Аттестация, переаттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продление срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий".
          Услуга предоставляется Минстроем России физическим лицам, эксперту, аттестованному на право подготовки заключений экспертизы проектной документации (ПД) и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (ИИ).
          Максимальный срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней со дня регистрации заявления.
          Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно.
          В случае принятия опубликованного проекта документа приказ Минстроя N 777/пр от 30.11.2018 будет признан утратившим силу.

 

          6. Минстрой пообещал поддержку застройщикам, производящим стройматериалы
          Минстрой подготовит программу льготных кредитов для застройщиков, которые сами производят стройматериалы. Застройщикам они нужны для пополнения оборотных средств и закупки оборудования по программе импортозамещения.
          Министерство строительства и ЖКХ прорабатывает дополнительные инструменты поддержки застройщиков, которые сами производят стройматериалы, рассказал первый заместитель главы ведомства Александр Ломакин. Поддержка будет оказываться в дополнение к тем инструментам, которые уже есть у Минпромторга и Фонда поддержки промышленности, уточнил Ломакин. Например, этот фонд выдает кредиты по ставкам 1 и 3% для создания новых промышленных проектов.
          По данным Минпромторга, доля импорта в составе строительных материалов в целом составляет около 4%. Однако большинство из них производятся в основном на импортных станках. По данным СМПРО, полностью производятся на иностранном оборудовании кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики, газобетон. Также на 90% зависят от импортного оборудования производители строительной химии, на 80% - сухих смесей, на 70% - минеральной изоляции.
          По данным Росстата, за январь-ноябрь 2022 года производство товарного бетона по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло на 8,6%, цемента - на 2,7%, кирпича на 1,4%. Но выпуск части стройматериалов снизился.                         Например, на 42% упало производство листового стекла, большая его часть была рассчитана на экспорт. Кроме того, на 12,7% снизилось производство керамических фасадных плит, деревянных дверей и окон - на 4,2 и 5,9% соответственно.

 

          7. В 2023 году планируется разработка и обновление более 3 тысяч сметных нормативов
          Минстрой России приказом N 1168/пр от 29 декабря 2022 года утвердил План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. План содержит предложения по разработке и актуализации свыше 3 тысяч сметных норм, 13 методик нормативных затрат и 8 методик определения сметной стоимости.
          План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год формировался на основании предложений инициаторов в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России 13 января 2020 года N 2/пр.
          Актуальный план содержит предложения по разработке и актуализации 3218 сметных норм (1657 - новых сметных норм; 1561 - актуализация сметных норм), 13 методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации и 8 методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм.

 

          8. Минстрой актуализирует порядок проведения стройконтроля
          Минстрой России актуализирует правила проведения строительного контроля и положение о составе разделов проектной документации. Соответствующий проект появился на портале проектов нормативных правовых актов, его публичное обсуждение завершится 19 января.
          Представляя новый документ, в Минстрое напоминают, что действующий в настоящее время порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капремонта объектов капстроительства, принятый в 2010 году, устарел, существующие нормативы затрат на проведение стройконтроля не соответствуют фактически необходимым затратам, а расчетная численность специалистов заказчика, осуществляющих стройконтроль, значительно отличается от нормативов, действующих в настоящее время.
          Цель нового документа - создание актуализированного порядка проведения строительного контроля, включая его оптимизацию с учетом современных строительных процессов и используемых строительных материалов и оборудования, а также цифровизацию документации с итогами строительного контроля.
          Представленный проект определяет нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета (величина зависит от сметной стоимости строительства и составляет от 1,13 до 2,03%), а также вносит некоторые изменения в Положение о составе разделов проектной документации, связанные с геодезическим и лабораторным контролем.

 

          9. Минстрой утвердил рекомендации по формированию перечня видов работ по капитальному ремонту МКД
          Опубликован приказ Минстроя России от 29 декабря 2022 N 1159/пр об утверждении методических рекомендаций по определению услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта (ФКР). Такие перечни видов работ и услуг оформляются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
          Авторы рекомендаций также разработали рекомендуемый перечень видов работ по ремонту МКД. Однако, администрации могут включать в него и дополнительные виды работ и услуг.
Напомним, что с мая 2022 года региональным операторам программ капитального ремонта разрешено авансировать до 50% стоимости работ по контракту на капитальный ремонт, и до 80% стоимости контракта, если он предусматривает приобретение материалов и оборудования.

 

          10. Утверждены формы паспорта инвестиционного проекта и отчетной документации ФАИП
          В утвержденной приказом Минстроя России от 18.10.2022 N 865/пр форме для формирования паспорта инвестиционного проекта должна быть указана цель, срок и форма реализации проекта, предполагаемый главный распорядитель бюджетных средств и государственный заказчик, сведения о застройщике, наличие проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы, отчета об оценке объекта, сметная стоимость объекта капитального строительства, технологическая структура капвложений, источники и объемы финансирования, количественные показатели результатов реализации инвестпроекта и другое.
          Согласно документу в формах предоставления отчетности необходимо указывать данные о количестве объектов капитального строительства, а также формировать отчет о ходе строительства объектов, включенных в ФАИП, заполнять сведения о заключенных контрактах на поставку товаров, описывать выполнение работ, оказание услуг, информацию о проведении публичного технологического и ценового аудита объектов капитального строительства.
          Приказом утверждены:
          - форма паспорта инвестиционного проекта;
          - форма представления главными распорядителями средств федерального бюджета в Минстрой РФ и коллегию Военно-промышленной комиссии РФ аналитической информации о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы;
          - форма представления главными распорядителями средств федерального бюджета в Минстрой РФ аналитической информации о ходе работ по объектам капитального строительства, ввод в эксплуатацию (приобретение) которых запланирован в текущем финансовом году;
          - форма представления коллегией Военно-промышленной комиссии РФ в Минстрой РФ сводной информации о ходе реализации федеральной адресной инвестиционной программы в части объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, реализуемых в рамках государственного оборонного заказа;
          - порядок формирования и ведения информационного ресурса федеральной адресной инвестиционной программы.
          Устанавливается следующая структура информационного ресурса:
          - раздел I содержит сведения об ОКС, ОН, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах — УИП), которые относятся к государственной собственности РФ;
          - раздел II содержит сведения об ОКС, ОН, мероприятиях (УИП), относящихся к собственности юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными унитарными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями, которым предоставляются бюджетные ассигнования; в том числе государственных компаний и корпораций;
          - раздел III содержит сведения об ОКС, ОН, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), относящихся к государственной собственности субъектов РФ и муниципальных образований, на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета;
          - раздел IV содержит сведения об ОКС, относящихся к государственной собственности РФ, в отношении которых предоставляются бюджетные ассигнования на подготовку обновления инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита.
          Дата вступления в силу - 22.01.2023г.

          

          11. Минстрой России разработал новые минимальные требования к членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами
          На портале проектов нормативных правовых актов проходит публичное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий новые минимальные требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
          Разработанный Минстроем России проект устанавливает:
          - изменения требований к членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, а также минимальные требования к членам СРО, планирующим осуществлять только снос объекта капитального строительства;
          - снижение требований к трудовому стажу специалистов с 5 до 3 лет;
          - изменение требования о прохождении специалистами повышения квалификации на требование о прохождении независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения соответствующих работ на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности.
          Необходимо отметить, что проектом постановления предлагается установить также требования к кадровому составу члена СРО в зависимости от уровня ответственности члена СРО, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии:
          1) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области
строительства не менее 3 лет, - для первого уровня ответственности члена СРО (п.1 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
          2) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, - для второго уровня ответственности члена СРО (п.2 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
          3) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, - для третьего уровня ответственности члена СРО (п.3 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
          4) не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, - для четвёртого уровня ответственности члена СРО (п.4 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
          5) не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 7 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, - для пятого уровня ответственности члена СРО (п.5 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
          6) не менее 2 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 2 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, если член СРО планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (для простого уровня ответственности члена СРО - п.6 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ).

 

          12. Лучшие методики обработки георадарных данных при оценке качества строительства дорог были опробованы на М-12
          РОСДОРНИИ провел сопоставительные георадарные обследования на автомобильной дороге М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань. Полевые испытания выполнены на 1-м пусковом комплексе 0-го этапа М-12 в Московской области.
          Основной целью испытаний являлся выбор лучшей методики скоростной и высокоавтоматизированной обработки георадарных данных для эффективной оценки качества строительства, поэтому к эксперименту привлекли производителей георадарного оборудования и программного обеспечения, специалистов, которые имеют большой опыт выполнения георадиолокационных работ на дорожных объектах.
          Георадиолокационный метод позволяет выполнять обследование автомобильных дорог на скорости движения транспортного потока и при этом получать непрерывную информацию о геологической среде и конструкции дорожной одежды с высокой разрешающей способностью. Данный способ используется для определения толщин слоев дорожной одежды, выделения локальных объектов и обнаружения ослабленных зон в слоях и грунтах земляного полотна и естественного основания.
          Институт задействовал в испытании передвижную лабораторию, оснащенную шестиканальным георадарным комплексом с частотой антенн до двух тысяч мегагерц.
          Многоканальные георадарные комплексы с одновременным использованием нескольких антенных блоков различной частоты позволяют получить картину состояния и толщины слоев дорожной одежды на различной глубине.                                 Используемые антенные блоки обладают центральной частотой от 400 МГц до 2000 МГц. Низкочастотные антенные блоки позволяют исследовать слои дорожной одежды и грунт земляного полотна на большой глубине от поверхности дорожного полотна, однако не захватывают поверхностные слои. Антенные блоки с высокой центральной частотой, напротив, дают возможность изучить верхние слои конструкции на сравнительно небольшой глубине. Также некоторые представленные конструкции позволяли полностью охватить полосу движения.
          Сотрудники РОСДОРНИИ выполнили обработку и интерпретацию результатов георадарного обследования с применением различных автоматизированных программных алгоритмов и скоростных подходов обработки данных. Например, использовались искусственный интеллект и нейронные сети.
          Проведение исследования с использованием георадаров позволило зафиксировать исходное состояние каждого конструктивного слоя дорожной одежды на участке М-12 протяженностью 22 км и подтвердило соответствие участка от ЦКАД до г.Орехово-Зуево нормативным требованиям.

 

          13. Дополнен перечень изменений существенных условий строительного госконтракта
          Утверждено постановление Правительства РФ от 13.01.2023 N 14 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680".
          В перечень изменений существенных условий контракта, установленный постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, включено изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
          Дата вступления в силу - 13.01.2023г.

 

          14. Минстрой предлагает сократить число административных процедур для застройщика
          На портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный ведомством соответствующий проект постановления Правительства РФ. Общественное обсуждение документа продлится до 23 января текущего года.
          Проект постановления содержит корректировку действующего исчерпывающего перечня (ИП) документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных ч.3-7 ст.5.2 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.
          Редакция ИП, введенная с 01.03.2022 постановлением Правительства РФ N 2490 от 25.12.2021, включала 989 административных процедур.
          Позже данный перечень корректировался: постановлением Правительства РФ от 28.07.2022 N 1348 он был сокращен на четверть - до 751 административной процедуры (документов), которые застройщик должен пройти в ходе реализации инвестиционных проектов.
          Вышеупомянутый проект постановления предлагает оставить в ИП для осуществления процедуры принятия решения (об установлении, изменении, о прекращении существования зон с особыми условиями использования территории в связи со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства) лишь следующие документы:
          - экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы (СЭЭ) в отношении проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
          - экспертное заключение о проведении СЭЭ в отношении результатов исследований (измерений), атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации).
          Проектом постановления также предлагается исключить следующие процедуры:
          - согласование строительства новых железнодорожных путей необщего пользования с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути;
          - согласование с железными дорогами и другими заинтересованными организациями проектов строительства и реконструкции в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;
          - согласование с органами местного самоуправления проведения строительных, земляных, дорожных и других работ, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения.
          Также предлагается исключить при выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию необходимость предоставления следующих документов:
          - акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
          - документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

 

          15. Строительная нормативная база в РФ будет оцифрована в перспективе трех-пяти лет
          Процесс оцифровки нормативной базы России в сфере строительства займет от трех до пяти лет, сообщил директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
"Работа по цифровизации уже ведется, и я уверен, что в перспективе трех-пяти лет мы сможем в значительной степени перевести нормативную базу в машиночитаемый формат, что обеспечит возможность автоматизации ряда операций, как проектных, так и экспертных", - отметил Копытин.
          Он пояснил, что цифровизация станет серьезным инструментом сокращения инвестиционно-строительного цикла.
"Минстроем России поставлена задача сделать нормы машиночитаемыми и машинопонимаемыми. Затем эти нормы будут погружены в соответствующее программное обеспечение, которое будет автоматически сообщать проектировщику об отклонении от нормы и, соответственно, о необходимости обратиться за дополнительным обоснованием отклонения", - пояснил Копытин.
          Однако, по его словам, это требует создания стройной и понятной системы требований в сводах правил и стандартах.
          "Документы нужно структурировать до степени понимания машины, исключив все противоречия", - уточнил директор ФЦС.

 

          16. Национальный стандарт определяет требования по безопасности при проектировании объектов капитального строительства
          Утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 22.2.13-2022 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", разработанный учеными ВНИИ ГОЧС. В его основе аналогичный ГОСТ 2012 года, который был актуализирован в соответствии с действующим законодательством.
          Формирование новых взглядов на характер ведения современных военных действий повлекло изменение подходов к инженерной защите и оповещению населения. В связи с этим возникла необходимость актуализации национального стандарта (ГОСТ Р 55201-2012), основные положения которого были разработаны в 2012 году до вступления в силу ряда новых законодательных и нормативно-технических актов, устанавливающих новые требования в соответствующих областях. Работа над ГОСТом осуществлялась по "Программе национальной стандартизации Российской Федерации на 2021 год и дальнейшую перспективу".
          Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - перечень мероприятий, ПМ ГОЧС), который должен быть в составе проектной документации на объекты капитального строительства, а также на отдельные этапы их строительства и реконструкции. Это касается опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, в том числе объектов использования атомной энергии.
          ГОСТ, прежде всего, представляет интерес для различных органов власти, застройщиков, научно-технических и научно-исследовательских, проектных и иных организаций, осуществляющих строительство и проектирование объектов.
          Подготовка подраздела ПМ ГОЧС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. После разработки перечень подлежит экспертизе, осуществляемой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности и техническом регулировании.
          В национальном стандарте указаны требования к организациям, привлекаемым к разработке подраздела ПМ ГОЧС, дается перечень сведений, которые необходимо включать в текстовую и графическую часть подраздела, изложен порядок подготовки исходных данных и их документального оформления.
          В перечне представляется информация о границах зон опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект, в том числе зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения при чрезвычайных ситуациях, а также при ведении военных действий или вследствие них. Особое внимание уделяется системам оповещения персонала об опасностях. Теперь, при наличии локальной системы оповещения (ЛСО) на проектируемом объекте, в приложения к ПМ ГОЧС включается копия акта по результатам комплексной проверки готовности ЛСО.
          Национальный стандарт уточняет перечень объектов, для которых при подготовке проектной документации необходимо оценивать риски чрезвычайных ситуаций, а также определять резервы материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
          Применение положений ГОСТа позволит повысить уровень безопасности населения и устойчивости работы организаций в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время за счет надежности и эффективности инженерно-технических мероприятий, уточнения и конкретизации требований к инженерной защите и оповещению населения.

 

          17. За 2022 год в России вдвое снизилось число долгостроев
          Итоги работы по снижению количества проблемных объектов в 2022 году подвёл Заместитель Председателя Правительства, председатель наблюдательного совета Фонда развития территорий Марат Хуснуллин.
          По состоянию на 1 января 2022 года к числу проблемных относились 2,5 тыс. долгостроев, а по данным на 1 января 2023 года в едином реестре проблемных объектов (ЕРПО) остаются лишь 1,2 тыс. объектов.
          "Результатом совместной работы Фонда развития территорий и субъектов Российской Федерации стало сокращение реестра долгостроев на 1315 объектов, то есть фактически вдвое, - подчеркнул Марат Хуснуллин. - Права дольщиков этих объектов уже защищены либо федеральными, либо региональными механизмами. Жители смогут получить либо ключи от квартиры, либо положенные им компенсации", - отметил вице-премьер.
          Генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов назвал регионы с наилучшей динамикой по снижению числа объектов в ЕРПО с января по декабрь 2022 года.
          "При общей положительной динамике во всех регионах у нас выделилось несколько лидеров. Это Московская область, где перечень проблемных объектов сократился на 365, в Ленинградской области снижение составило 133 объекта, в Краснодарском крае - 105, в Новосибирской области - 67, в Республике Башкортостан - 66", - сообщил он.

 

          18. Три первых ГОСТ Р системы ЕСИМ размещены для публичного обсуждения
          Три первых ГОСТа Единой системы информационного моделирования в строительстве (ЕСИМ) размещены для публичного обсуждения с 16 января 2023 года.
          На портале "Система нормативов" опубликованы первые редакции проектов ГОСТ Р, входящих в Единую систему информационного моделирования.
          ГОСТ Р (проект, первая редакция) "Единая система информационного моделирования. Принципы, цели и задачи" определяет методологическую основу применения технологий информационного моделирования (ТИМ) в рамках градостроительной деятельности.
          Настоящий стандарт определяет подходы:
          - для стандартизованной терминологии в области информационного моделирования;
          - для формирования требований к информационным моделям;
          - для формирования требований к умному городу;
          - для разработки и использования цифровых двойников объекта моделирования.
          ГОСТ Р (проект, первая редакция) "Единая система информационного моделирования. Термины и определения" устанавливает основные термины и определения понятий в области применения технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта моделирования, формирует терминологическую основу для нормативной системы Российской Федерации в области информационного моделирования и "безбумажного" инжиниринга.
          ГОСТ Р (проект, первая редакция) "Единая система информационного моделирования. Жизненный цикл объекта моделирования и информационной модели. Общие положения" распространяется на объекты моделирования и информационные модели на всех стадиях их жизненного цикла при применении технологий информационного моделирования (ТИМ) в рамках градостроительной деятельности.

 

          19. Опубликована резолюция IV Международной конференции "Российский форум изыскателей"
          По итогам конференции участники:
          - признали целесообразной разработку в НОПРИЗ стратегии развития инженерных изысканий для ее рассмотрения и принятия на государственном уровне;
          - констатировали необходимость доработки ранее разработанного НОПРИЗ реестра инновационных технологий в инженерных изысканиях;
          - рекомендовали организовать работу профильных комитетов НОПРИЗ по вопросу создания единой системы паспортизации отечественных программных продуктов для выполнения инженерных изысканий;
          - признали необходимым создание государственной программы по корректировке данных пространственного позиционирования в части актуализации сети станций дифференцированной коррекции и опорных геодезических сетей, а также разработку схем для других видов изысканий в единой структуре предоставления пространственных данных;
          - рекомендовали обеспечить преференции и льготы при внедрении цифровых (интеллектуальных) технологий для проектирования, строительства и эксплуатации объектов (в т.ч. объектов ТЭК), обеспечивающих рентабельность и эффективность решений в условиях санкций.
          Для обеспечения технологического суверенитета инженерно-геологических изысканий в России участники форума признали необходимым решение задач по разработке новых комбинированных экспресс методов испытаний и исследований грунтов, разработку методик определения параметров моделей грунтов, применяемых при моделировании с использованием геотехнических программных комплексов, и внедрение хорошо зарекомендовавших себя в международной практике, но пока не используемых в России оборудования и методов изысканий.
          На государственном уровне особое внимание необходимо уделить замене попавшего под санкции зарубежного изыскательского оборудования.
          "Для обеспечения суверенитета в этой области требуется финансирование НИОКР и стартапов по разработке нового оборудования, готового к серийному выпуску в России", - говорится в итоговой резолюции РФИ-2022.
          Специалисты по инженерным изысканиям также указали на необходимость разработки национальных стандартов на геофизические методы исследований грунтов и внедрение междисциплинарного подхода при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

 

          20. Утверждены новые документы по стандартизации для специалистов в области строительства
          Приказом Росстандарта от 15 декабря 2022 года N 1512-ст утвержден ГОСТ Р 70563-2022 "Конструкции ограждающие из кирпичной кладки. Метод определения температуры кристаллизации влаги".
          Стандарт распространяется на кирпичную кладку и устанавливает метод определения температуры кристаллизации влаги в материале полнотелого керамического кирпича и всех видов строительных растворов.
ГОСТ Р 70563-2022 введен в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
          Приказом Росстандарта от 15 декабря 2022 года N 1513-ст утвержден ГОСТ Р 70564-2022 "Конструкции ограждающие из кирпичной кладки. Метод определения химической стойкости".
          Стандарт распространяется на кирпичную кладку из керамического кирпича и раствора и устанавливает метод определения химической стойкости, коэффициента скорости химической деструкции и максимального коэффициента химической деструкции керамического кирпича при его использовании в кирпичной кладке.
          ГОСТ Р 70564-2022 введен в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
          Приказом Росстандарта от 20 декабря 2022 года N 1537-ст утвержден ГОСТ Р 70573-2022 "Элементы облицовки, узлы и детали крепления фасадных навесных вентилируемых конструкций. Параметры долговечности".
          Стандарт устанавливает параметры долговечности, характеризующие сохранение эксплуатационных свойств металлических облицовок, композитных материалов, узлов и деталей крепления в навесных фасадных вентилируемых конструкциях, применяемых при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений в различных условиях эксплуатации.
          ГОСТ Р 70573-2022 введен в действие на территории РФ с 1 февраля 2023 года.
          Приказом Росстандарта от 22 декабря 2022 года N 1551-ст утвержден ГОСТ 34902-2022 "Портландцемент для хризотилцементных изделий. Технические условия".
          Стандарт распространяется на цементы для производства хризотилцементных изделий и устанавливает требования к ним.
          ГОСТ 34902-2022 введен в действие на территории РФ с 1 июля 2023 года.

 

          21. В Совете Федерации обсудили поддержку строительства социальной инфраструктуры
          19 января в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему "Актуальные вопросы строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья".
          Вопрос нехватки социально значимых объектов в контексте растущих объемов жилищного строительства поднял член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский. Он сообщил, что наметился дисбаланс между объемами вводимого жилья и строительством объектов социальной инфраструктуры. И, в первую очередь, это вызвано малой привлекательностью объектов социальной инфраструктуры для застройщиков, а также нехваткой финансирования для их создания.
          Александр Высокинский отметил, что рост жилищного строительства влечёт за собой потребность в решении вопросов обеспечения территорий объектами социальной инфраструктуры.
          "Наличие детских садов, школ и поликлиник в шаговой доступности во многом обеспечивает должный уровень качества городской среды", - сказал он, и напомнил, что инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации могут сильно облегчить процесс устранения урбанистической неуравновешенности.
          "Считаю обязательным проработать дополнительные меры поддержки застройщиков, создающих проекты комплексного развития территорий", - сообщил законодатель.
          Завершил свою речь сенатор призывом развивать институт государственного частного партнерства и приступить к модификации законодательства о комплексном развитии территорий (КРТ).

 

          22. Ростехнадзор упразднил форму выписки из реестра членов СРО
          Минюст России зарегистрировал приказ Ростехнадзора, отменившего форму выписки из реестра членов СРО строительной сферы в связи с изменениями, внесёнными 447-ФЗ в Градостроительный кодекс.
          Приказом N 424 от 05.12.2022 Ростехнадзор признаёт утратившим силу свой прежний приказ N 86 от 04.03.2019, утвердивший форму выписки из реестра членов СРО. Согласно внесённым в Градкодекс изменениям, членство в саморегулируемых организациях теперь подтверждается лишь их наличием в Едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах, в рамках которого НОСТРОЙ и НОПРИЗ ведут собственные реестры. Единый реестр находится в открытом доступе и внесённые в него записи являются достаточным подтверждением членства организаций строительной сферы в саморегулируемых организациях. При необходимости выписки из единого реестра выдают национальные объединения СРО.
          Дата вступления в силу - 29.01.2023г.

 

          23. Правительство профинансирует развитие коммунальной инфраструктуры в регионах
          В 2023 году на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в регионах будет направлено 30 млрд рублей. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
          Федеральное финансирование позволит увеличить долю новых инженерных сетей и, соответственно, снизить аварийность. Кроме того, оно улучшит качество предоставляемых жителям коммунальных услуг.
          Новая программа финансовой поддержки в ближайшее время войдёт в состав федерального проекта "Инфраструктурное меню", который реализуется Правительством с 2021 года.
          Средства на обновление инженерных сетей будут предоставляться региональным властям публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" - она выбрана оператором этой программы поддержки.
          "Эта программа подготовлена по поручению главы государства в рамках реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства", - отметил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 23 января.

 

          24. С февраля 2023 года Минстрой России и ДОМ.РФ будут проводить масштабные стратегические сессии по ТИМ
          Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик рассказал на конференции "Цифровизация в девелопменте. Итоги 2022. Планы на 2023", которая проходит в Москве, о принципах и планах работы ведомства по цифровой трансформации строительной отрасли и ЖКХ на 2023 год.
          В 2022 году Минстроем России полностью достигнуты плановые показатели цифровой трансформации строительной отрасли России на 2022 год, 25% исполнения которого обеспечило обучение навыкам ТИМ, рассказал в своем выступлении Константин Михайлик.
          Ведомство сформировало систему управления и внедрения ТИМ в строительную отрасль, к которой подключились все регионы России, сообщил замглавы Минстроя.
          "В планах на 2023 год - разработка единообразной цифровой системы управления стройкой, стандартизация информационных моделей", - проинформировал чиновник.
          Михайлик отметил, что существующие цифровые системы управления стройкой за пределами Москвы и Санкт-Петербурга - это всегда точечные решения, требующие доработки. Вместе с тем уже существуют программные продукты, которые следует внедрить в регионах, чтобы цифровизация стройки была единообразной, подчеркнул профильный замминистра.
          В 2023 году ведомство будет совершенствовать нормативную базу, механизм мониторинга применения ТИМ в регионах России на всех этапах жизненного цикла ОКС на базе подсистемы ЕИСЖС "Цифровой контроль строительства".
          Также в планах разработка методических рекомендаций по формированию требований к трехмерной модели ОКС, реализация пилотных проектов применения систем отечественных ТИМ при строительстве и эксплуатации.
          С февраля Минстрой России и ДОМ.РФ будут проводить масштабные стратегические сессии по ТИМ, которые донесут до застройщиков все аспекты перехода на цифровое моделирование, также помогут определиться с этапами перехода, понять инструменты информационного моделирования.

 

          25. Минстрой России: в 2023 году ГИСОГД должна заработать во всех 89 субъектах
          На конференции "Цифровизация девелопмента. Итоги 2022" заместитель министра строительства и ЖКХ Константин Михайлик обозначил основные задачи цифровизации градостроительной деятельности на 2023 год. Первая из них - запуск Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) во всех субъектах РФ.
          "Наша задача 2023 года - чтобы эта система полноценно заработала. То есть на уровне ГИСОГД 89 регионов ее установят. ЕСУП - мы также будем настаивать на том, чтобы в каждом регионе была типовая система производства любого вендера, но с тем же самым набором функций", - сказал Константин Михайлик.
          Полноценный запуск ГИСОГД планировался на 2022 год, но далеко не все регионы успели принять необходимую нормативную базу и ввести информационные системы в эксплуатацию. В ноябре прошлого года к интеграции с федеральной ГИСОГД были готовы только 12 субъектов.
          Министерство также планирует завершить разработку базовых национальных стандартов в сфере информационного моделирования, т.к. полный переход на обязательное применение ТИМ в сфере строительства должен состояться в 2024 году.
          Минстрой России и ДОМ.РФ также планируют в текущем году проведение для застройщиков стратегических сессий по внедрению и использованию ТИМ, которые помогут им осознать инструменты и возможности информационного моделирования, определиться с этапами цифровизации проектирования, строительства и эксплуатации ОКС.

 

          26. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства
          ГОСТ Р ИСО 23996-2023 "Покрытия напольные эластичные. Методы определения плотности" утвержден приказом Росстандарта от 18 января 2023 года N 21-ст.
          Стандарт устанавливает два метода определения плотности гомогенных эластичных напольных покрытий и плотных слоев остальных эластичных напольных покрытий.
          ГОСТ Р ИСО 23996-2023 вводится в действие на территории РФ с 1 октября 2023 года.
          ГОСТ Р ИСО 24341-2023 "Покрытия напольные эластичные и текстильные. Определение длины, ширины и прямолинейности рулонного покрытия" утвержден приказом Росстандарта от 18 января 2023 года N 19-ст.
          Стандарт устанавливает методы определения длины, ширины и прямолинейности эластичных или текстильных напольных покрытий, поставляемых в рулонной форме. Прямолинейность эластичного или текстильного напольного покрытия является важным фактором, поскольку уложенное напольное покрытие будет иметь непривлекательный внешний вид, если кромки покрытия в продольном направлении чрезмерно отклоняются от прямой линии.
          ГОСТ Р ИСО 24341-2023 вводится в действие на территории РФ с 1 октября 2023 года.
          ГОСТ Р ИСО 26985-2023 "Покрытия напольные эластичные. Метод идентификации линолеума путем определения содержания линолеумного цемента и зольного остатка"  утвержден

приказом Росстандарта от 18 января 2023 года N 20-ст.
          Стандарт устанавливает метод идентификации линолеума путем определения содержания линолеумного цемента и зольного остатка в напольных покрытиях.
          ГОСТ Р ИСО 26985-2023 вводится в действие на территории РФ с 1 октября 2023 года.

 

          27. Утвержден новый перечень направлений деятельности на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
          Официально опубликован приказ Минстроя России от 09.11.2022 N 955/пр "Об утверждении перечня направлений деятельности на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий".
          Новый перечень содержит 43 направления деятельности с раскрытием их содержания. Прошлый перечень содержал 63 направления деятельности.
          Аттестованные до вступления в силу приказа лица вправе осуществлять подготовку заключений по направлениям деятельности, указанных в квалификационных аттестатах, до истечения срока действия этих аттестатов. По окончании срока действия ранее выданных аттестатов указанные лица подлежат аттестации в соответствии с новым перечнем.
          Продление срока действия квалификационных аттестатов, выданных до вступления в силу приказа, осуществляется по направлениям деятельности экспертов, указанным в продлеваемых квалификационных аттестатах.

 

          28. Опубликован проект требований к единому документу территориального планирования и градостроительного зонирования
          На портале проектов нормативных правовых актов подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа, внесения в него изменений, а также состава материалов по обоснованию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа".
          Согласно ст.28.1 ГрК РФ, единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа (единый документ) признается соответственно генеральный план (ГП) поселения, ГП городского округа.
          ГП может быть также подготовлен применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта. Наряду с положением о территориальном планировании и картами ГП, в соответствии со ст.23 ГрК РФ, содержит карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков (ЗУ) и объектов капитального строительства (ОКС), а также порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений.
          Проект Постановления предлагает утвердить:
          - правила подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа, внесения в него изменений;
          - состав материалов по обоснованию единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа.
          Одновременно с принятием решения о подготовке проекта единого документа утверждаются состав и порядок деятельности комиссии, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту единого документа, по проекту изменений в единый документ при их проведении.
          В решении также должны быть установлены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта единого документа, а также порядок финансирования таких работ.
          Подготовка единого документа обеспечивается местной администрацией. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту единого документа в комиссию.
          Подготовка проекта единого документа осуществляется в соответствии с требованиями к подготовке генерального плана поселения, ГП городского округа и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также с учетом нормативов градостроительного проектирования.
          Сведения, содержащиеся в едином документе, сохраняются на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
          Информационное наполнение карт, входящих в единый документ, должно отвечать требованиям нормативных документов, предъявляемым к картографическим материалам.
          Входящие в состав единого документа карты, отображаемые на электронных носителях, формируются на базе слоев цифровой картографической основы.
          Решение о согласии с проектом единого документа и направлении его в представительный орган муниципального образования принимает глава местной администрации по результатам публичных слушаний.
          Проект Постановления также содержит состав материалов по обоснованию единого документа.
          Дата вступления в силу - 06.02.2023г.

 

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".