Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в апреле 2022 года.

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

            1. Росстандарт сообщил о формировании Технического комитета "Градостроительство и инженерные изыскания"

            31 марта 2022 года Росстандарт уведомил о формировании технического комитета по стандартизации "Градостроительство и инженерные изыскания". Базовой организацией нового ТК выступает ГАУ "НИ и ПИ Градплан города Москвы".
            В структуре Технического комитета планируется создание двух подкомитетов:
   - ПК Инженерные изыскания (базовая организация - ГБУ "Мосгоргеотрест");
   - ПК Градостроительство (базовая организация - РААСН).
            К области деятельности комитета по стандартизации отнесены все виды строительных и проектных работ и услуг в части инженерных изысканий, планировка городов и услуги по территориальному планированию и планировке территорий.
            Подать заявку на участие в техническом комитете по стандартизации ТК "Градостроительство и инженерные изыскания" можно в Градплан Москвы до 30 мая 2022 г.
            Создание ТК обусловлено реформой деятельности ТК 465 "Строительство", вызванной новыми требованиями к деятельности технических комитетов по стандартизации, вступившими в силу в 2021 году.

 

            2. В России до конца года ввели мораторий на включение строящихся домов в реестр проблемных

            Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, которое в условиях санкций до конца 2022 года вводит мораторий на включение домов с нарушенным сроком строительства в реестр долгостроев, а также на начисление за такие нарушения неустоек по договорам долевого участия.
            Согласно документу, размещенному на портале правовой информации, контролирующий орган и Фонд развития территорий со дня опубликования постановления до 31 декабря 2022 года не будут направлять уведомления о нарушении застройщиком более чем на шесть месяцев сроков завершения строительства многоквартирного дома и обязанностей по передаче дольщику квартиры.
            Таким образом, многоквартирные дома, срок строительства которых нарушен более чем на шесть месяцев, будут включены в реестр проблемных объектов после 1 января 2023 года.
            Кроме того, до конца 2022 года контролирующий орган не вправе обращаться в суд с просьбой о временном запрете застройщику привлекать денежные средства дольщиков для возведения многоквартирных домов, если даже такое основание возникло.
            Вместе с этим до 31 декабря 2022 года вводится мораторий на начисление неустойки, пени, убытков и других штрафных санкций при нарушении договоров участия в долевом строительстве со стороны застройщиков. Девелоперам также до конца года предоставляется отсрочка по уплате
ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»
процентов, возмещению убытков и выполнению других финансовых санкций, требования о которых были предъявлены до опубликования данного постановления.
            Как ранее пояснял замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин, в условиях санкций на сроки ввода домов может повлиять, например, нарушение логистических цепочек в поставках оборудования на стройки. Поэтому введение моратория обусловлено тем, чтобы объекты были введены в эксплуатацию, чтобы ни штрафные санкции, ни разбирательства в судах до конца 2022 года не помешали девелоперам ввести дома и передать дольщикам ключи.

 

            3. Минстрой намерен обязать перейти на ТИМ застройщиков МКД

            Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 331", который в настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
            Проектом постановления предлагается установить случаи, при которых застройщиками или техническими заказчиками, осуществляющими деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обеспечивается формирование и ведение информационной модели объектов капитального строительства:
            - в отношении объектов, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено требование о проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий - в случае если договор подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации заключен после 01.01.2023 г., в случае если разрешение на строительство выдано после 01.07.2023 г.;
            - в отношении индивидуальных домов в границах территории малоэтажных жилых комплексов, а также иных объектов долевого строительства, в случае если договор подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации заключен после 01.01.2024 г., в случае если разрешение на строительство выдано после 01.07.2024 г.


            4. Решение о целесообразности комплексного развития незастроенной территории будет принимать правительственная комиссия

            Это следует из опубликованного Постановления Правительства РФ N 461 от 24.03.2022 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ".
            Постановление расширяет полномочия Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ (Комиссия). Комиссия будет принимать решения:
            - о целесообразности комплексного развития незастроенной территории;
            - о нецелесообразности комплексного развития незастроенной территории;
            - о целесообразности прекращения осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий РФ по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности.
            Вместе с этим Комиссия получит право:
            - утверждать форму плана мероприятий по реализации предложений в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направляемых органами государственной власти субъектов РФ в единый институт развития в жилищной сфере;
            - утверждать отчет о выполнении плана мероприятий, указанного выше.
            Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии будет осуществлять Росимущество.
            Напомним, что Комиссия образована в соответствии с ч.10 ст.12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" (от 24.07.2008 N 161-ФЗ) в целях содействия развитию жилищного строительства; территорий; объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры; производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействия созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.

 

            5. Минстрой актуализирует требования по энергоэффективности

            Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало для общественного обсуждения проект приказа об утверждении новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и порядка определения её класса для многоквартирных домов .
            Как пояснил замглавы Минстроя Сергей Музыченко, целью документа являются устранение формальных противоречий между действующими нормативными актами, а также регулирование энергоэффективной застройки. Проект приказа исключает необходимость подтверждения нормируемых энергетических показателей с использованием инструментально-расчётных методов для всех зданий и сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электрическими, водоразборными и газовыми устройствами. При этом на момент ввода в эксплуатацию ответственность за обеспечение требований энергоэффективности лежит на застройщике, а после - на собственнике объекта. Кроме того, застройщик также должен обеспечивать заявленные показатели удельных величин расхода энергоресурсов в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию.
            Также актуализированный документ устанавливает правила определения класса энергоэффективности МКД и требования к их соответствующей маркировке на фасаде. В документе определено, что класс энергетической эффективности определяется исходя из проектного значения или сравнения фактических величин расхода энергии с нормативными.
            Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 11 апреля.

 

            6. Правительство упростило процедуру экспертизы проектной документации в строительстве

            В России упрощается порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Он позволит как минимум на три месяца сократить сроки реализации проектов. Соответствующее Постановление от 4 апреля 2022 года N 579, устанавливающее особенности проведения госэкспертизы в 2022 году, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            Так, в случае если застройщик заменил указанные в проекте стройматериалы на не уступающие по качеству аналоги, повторная экспертиза будет проведена бесплатно, а сроки её проведения практически во всех случаях уменьшатся вдвое и составят 14 рабочих дней.
            Если же замена стройматериалов на аналоги не привела к увеличению стоимости строительства более чем на 30%, повторная экспертиза проекта проводиться не будет.
Кроме того, для объектов, имеющих приоритетное значение, проверка соблюдения экологических требований и требований в области сохранения объектов культурного наследия будет обеспечена в рамках государственной экспертизы проектной документации. Фактически речь идёт о слиянии рабочих процессов, которые ранее велись отдельно и занимали много времени. Это нововведение коснётся строительства объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, строек в Арктической зоне, а также сооружений, возводимых в рамках национальных проектов.
            Подписанное постановление - часть комплекса мер Правительства по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

            

            7. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства

            ГОСТ Р 70051-2022 "Изделия строительные теплоизоляционные. Методы определения стабильности размеров в лабораторных условиях (при температуре +23°С и относительной влажности 50%)" утвержден приказом Росстандарта от 30 марта 2022 года N 170-ст.
            Стандарт определяет средства измерений и методы для установления необратимых изменений размеров испытуемых образцов и изделий из строительных теплоизоляционных материалов в габаритах при поставке в зависимости от времени при нормальных климатических условиях.
            ГОСТ Р 70051-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 октября 2022 года.
            ГОСТ Р 70052-2022 "Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий и сооружений. Правила сортировки и транспортирования" утвержден приказом Росстандарта от 30 марта 2022 года N 171-ст.
            Стандарт распространяется на отходы, образуемые при сносе зданий и сооружений, а также реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений. Стандарт устанавливает правила сортировки строительных отходов, образуемых при сносе зданий и сооружений на объекте сноса или специализированном объекте последующего размещения отходов (далее отходы), производимых во всех климатических районах Российской Федерации, а также требования к правилам их транспортирования. Стандарт не распространяется на радиоактивные строительные отходы, которые образуются в результате сноса и демонтажа зданий и сооружений на предприятиях атомной промышленности.
            ГОСТ Р 70052-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.

         

            8. Сроки отбора инфраструктурных проектов могут быть сокращены

            На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России "О внесении изменений в приказ Минстроя России от 29.01.2021 N 29/пр "Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Минстрое России и порядка принятия             Межведомственной комиссией решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры".
        Изменения, предусмотренные проектом приказа, направлены на сокращение сроков рассмотрения Межведомственной комиссией (МК) проектов строительства инфраструктуры в рамках механизма инфраструктурных облигаций.
            С десяти до пяти рабочих дней сокращаются сроки, установленные ответственному секретарю МК на:
подготовку к заседанию МК и формирование повестки заседания;
информирование членов МК о повестке заседания, дате, времени и месте проведения МК.
            С трех до одного рабочего дня сокращается срок на уведомление членами МК ответственного секретаря о возможности или невозможности их присутствия на очном заседании.
            Один рабочий день предоставляется ответственному секретарю МК на отправку полученной информации председателю.
            В то же время предлагается увеличить с одного до трех рабочих дней срок на направление копии протокола заседания членам МК, единому институту развития и специализированному обществу проектного финансирования.
            С 15 до 10 рабочих дней предлагается сократить срок для назначения даты заседания МК со дня получения документов от учредителя. Уведомление о дате и времени работы межведомственной комиссии должно быть размещено на сайте Минстроя не позднее чем через три дня до даты заседания.
            Указывая на необходимость сокращения сроков, Минстрой отмечает возросшую заинтересованность субъектов РФ в данной мере поддержки строительства инфраструктуры и необходимость более оперативного рассмотрения проектов строительства инфраструктуры, в том числе
с учетом сложившейся ситуации в российской экономике в условиях внешнего санкционного давления со стороны иностранных государств с целью сдерживания экономического развития РФ.
            Публичное обсуждение проекта приказа продлится до 13 апреля текущего года.

 

            9. Правительство снизит административную нагрузку на застройщиков

            Сроки действующих разрешений на строительство, истекающие до 1 августа 2022 года, будут автоматически продлены на один год. Соответствующее Постановление от 2 апреля 2022 года N 575 подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            Такая мера поможет застройщикам избежать дополнительных затрат времени на прохождение административных процедур и сосредоточиться на реализации начатых проектов.
            Также на год будет продлён срок действия всех градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ). Это основной документ, который необходим для начала проектирования и строительства любого здания.
            Ещё одна новелла документа - отмена необходимости оформления решения органа власти о подготовке проекта планировки территории и сокращение срока согласования такого проекта с 15 до 10 рабочих дней.
            Изменения коснутся и процедур выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных объектов. Для их получения застройщику больше не надо предоставлять органам строительного надзора ГПЗУ и ряд других документов.
            Постановление призвано помочь застройщикам завершить начатые и инициировать новые проекты строительства в сложной макроэкономической ситуации.
            О важности поддержки строительной отрасли неоднократно говорил Михаил Мишустин. "В текущих условиях наша главная задача - не дать стройке остановиться. Это важно прежде всего для миллионов наших граждан, которым нужны новые дома и квартиры", - отметил он на заседании Правительства 9 марта.

 

            10. Особенности выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в 2022 году

            На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 575 от 02.04.2022 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию".
Постановление N 575 продлило на год сроки действия разрешений на строительство и ГПЗУ, истекающих до 1 августа 2022 года.
            Согласно Постановлению N 575, на один год продлевается срок:
- разрешений на строительство объектов капитального строительства (ОКС), срок действия которых истекает в период с 13.04.2022 до 01.08.2022;
- использования указанной в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) информации для целей подготовки проектной документации (ПД), выдачи разрешения на строительство ОКС и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023.
Устанавливается, что если в период с 13.04.2022 до 01.01.2023 истекает полтора года с даты выдачи ГПЗУ, на основании которого подготовлена ПД, или с даты утверждения проекта планировки территории (ППТ), на основании которого подготовлена ПД, при проведении ее экспертизы осуществляется оценка соответствия ПД требованиям, указанным в ч.5.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), действовавшим на дату выдачи ГПЗУ или на дату утверждения ППТ, на основании которых подготовлена соответствующая ПД.
            Постановление N 575 устанавливает следующие особенности проведения процедур выдачи разрешения на строительство (РС) и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных объектов (РВ). В частности, устанавливается, что в период с 13.04.2022 до 01.01.2023:
            - при подаче заявления на выдачу РС не требуется предоставлять копию свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы ПД;
            - при подаче заявления на выдачу РС не требуется предоставлять положительное заключение экспертизы ПД, если сведения о таком ОКС включены в единый государственный реестр заключений экспертизы ПД (ЕГРЗ);
            - для принятия решения о выдаче РВ не требуются:
            - ГПЗУ, представленный для получения РС или в случае строительства, реконструкции линейного объекта ППТ, а также проект межевания территории, ППТ в случае выдачи РВ линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
            - акт приемки ОКС (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
            - акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного ОКС ПД, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности ОКС приборами учета используемых энергетических ресурсов;
            - документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
            Кроме того, документ вводит следующие особенности при подготовке и согласованию документации по планировке территории (ДПТ). В частности, устанавливается, что в период с 13.04.2022 до 01.01.2023:
            - в целях подготовки ДПТ и внесения изменений в такую документацию принятие решения о подготовке ДПТ и решения о подготовке изменений в ДПТ федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления (уполномоченные органы) не требуется. Решение необходимо только в случаях, указанных в ч.1.1 ст.45 ГрК РФ;
            - согласование ДПТ и изменений в такую документацию осуществляется уполномоченными органами в течение 10 рабочих дней со дня поступления им на согласование указанной документации и изменений в нее;
            - проверка ДПТ, ее утверждение или принятие решения об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку осуществляются уполномоченными органами в течение 15 рабочих дней со дня поступления такой документации;
            - подготовка и утверждение ДПТ, предусматривающей размещение линейного объекта, в случае если размещение такого линейного объекта не предусмотрено ДПТ, допускаются в отношении линейных объектов федерального и линейных объектов регионального значения.

 

            11. Какие изменения вносятся в проектную документацию при замене строительных ресурсов на аналоги

            На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 579 от 04.04.2022 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации".
            Особенности, утвержденные постановлением N 579, о проекте которого ранее рассказывал портал ЕРЗ.РФ, распространяются на правоотношения, связанные с внесением изменений в проектную документацию (ПД) и (или) результаты инженерных изысканий (ИИ), получившие положительное заключение государственной экспертизы до 14.04.2022, а также возникшие на основании поданных с 14.04.2022 по 31.12.2022 заявлений застройщиков, технических заказчиков и лиц, обеспечивших выполнение ИИ и подготовку ПД в случаях, предусмотренных ч.ч.1.1 и 1.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).
            Согласно постановлению N 579, государственная экспертиза ПД и (или) результатов ИИ (госэкспертиза) по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение госэкспертизы, если такие изменения одновременно:
            - не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
            - не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, государственной охраны объектов культурного наследия, безопасного использования атомной энергии, промышленной безопасности, обеспечения надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, а также требований антитеррористической защищенности объекта;
            - соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
            - связаны с заменой строительных ресурсов на аналоги;
            - не приводят к увеличению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта более чем на 30% и свыше 100 млн руб.
            В этом случае застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в ПД, при наличии подтверждения соответствия вносимых в ПД изменений указанным требованиям, предоставленного проектировщиком и утвержденного главным инженером проекта.
            В случае если внесенные изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30% процентов и свыше 100 млн руб., то проводится повторная госэкспертиза в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства с выдачей соответствующего заключения.
            В случае если изменения ПД приводят к увеличению сметной стоимости строительства, повторная государственная экспертиза ПД в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства проводится бесплатно для госконтрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн руб.
            Срок проведения повторной госэкспертизы в указанном случае не может превышать 14 рабочих дней.
            Постановление N 579 устанавливает, что при проведении госэкспертизы ПД не проводится:
            - государственная экологическая экспертиза в отношении ПД для определенных видов объектов, перечень которых установлен постановлением   N 579;
            - повторная государственная экологическая экспертиза в отношении ПД в случаях, установленных постановлением N579;
            - государственная историко-культурная экспертиза в отношении проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
            При проведении госэкспертизы объекта капитального строительства (ОКС), расположенного на земельном участке, переданном ППК "Фонд развития территорий" или некоммерческому фонду, созданному субъектом РФ, предметом госэкспертизы является проверка достоверности определения сметной стоимости ОКС в случае если в ПД не были внесены изменения, требующие проведения госэкспертизы на предмет оценки соответствия таких изменений требованиям, предусмотренным п.1 ч.5 ст.49 ГрК РФ.
            Устанавливается обязанность организаций, осуществляющих проведение госэкспертизы, неоднократно продлевать по заявлению застройщика, технического заказчика или лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий, срок проведения госэкспертизы, если ПД и (или) результаты ИИ представлены для проведения госэкспертизы до 31.12.2022.

 

            12. Ключевые решения Правительства России, принятые с 1 по 8 апреля 2022 года

            Сроки действующих разрешений на строительство, истекающих до 1 августа 2022 года, будут автоматически продлены на один год. (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию").
            Продлена программа субсидирования льготных кредитов, выданных подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства. Уточнены положения, касающиеся досрочного завершения работ, предусмотренных контрактом, установлены основания прекращения выплаты возмещения недополученных доходов и истребования ранее выплаченного
возмещения. (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2438").
            Упрощен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Государственная экспертиза может не проводиться в случае, если изменения в проектной документации, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн рублей. Если замена стройматериалов на аналоги приводит к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн рублей, то проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения.
            В указанном случае повторная экспертиза проводится бесплатно и в срок, не превышающий 14 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 N 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации").
            В отношении отдельных объектов капитального строительства строительный контроль будет осуществляться Минстроем России или подведомственным ему государственным учреждением (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 N 1413 "Об установлении случая проведения строительного контроля в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета").
            Внесены уточнения в содержание основной части проекта планировки территории. Согласно изменениям, внесенным в Раздел 1 "Проект планировки территории. Графическая часть", в случае если в связи с реконструкцией линейных объектов не устанавливаются, не отменяются, не изменяются красные линии и (или) не изменяются границы зон планируемого размещения этих линейных объектов, подготовка соответствующего чертежа красных линий и (или) чертежа границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, не требуется (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 569 "О внесении изменения в Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов").
            На один год продлевается установленный Градостроительным кодексом РФ срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства и внесения в него изменений, в случае если указанный срок истекает в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2023 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию").
            Сроки подготовки документации по планировке территории сократятся с 15 до 10 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 N 575             "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию").

 

            13. Правительством создана рабочая группа по техническому нормированию в строительстве

            Рабочая группа по техническому нормированию в строительной отрасли сформирована при Правительственной комиссии по региональному развитию. Соответствующее решение подписано заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным.
            Основными задачами созданной Рабочей группы являются определение потребности и направления развития стандартизации в строительстве, подготовка перспективных программ стандартизации в сфере строительства, а также участие в подготовке предложений по формированию государственной политики Российской Федерации по техническому регулированию в строительстве.
            Сопредседателями Рабочей группы назначены Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин и Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. Также в состав Рабочей группы вошли представители руководства Минпромторга России, МЧС России, Минтранса России, Минэнерго России, Росавтодора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, общественных объединений и технических комитетов по стандартизации, чья деятельность связана со строительной отраслью.
            Рабочая группа сформирована в целях обеспечения сотрудничества федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, государственных корпораций, юридических лиц, в том числе общественных и научных объединений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, технических комитетов по стандартизации, осуществляющих деятельность в сфере строительства, с целью развития строительной отрасли.
            Напомним, что предложение о создании подобной Рабочей группы обсуждалось руководством Минстроя России и Росстандарта ранее. Так, в 2021 г. руководители ведомств обсудили вопросы совершенствования системы технического регулирования, разработки и принятия новых стандартов для строительной отрасли с участием профессионального сообщества.
            По словам руководителя Росстандарта Антона Шалаева, "созданная Рабочая группа должна стать примером практического продуктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и бизнеса в рамках разработки эффективной нормативной базы, применяющейся в строительной сфере".

 

            14. В России появится новая госпрограмма "Строительство"

            Новая государственная программа "Строительство" появится в РФ с 1 января 2023 года. Соответствующее распоряжение от 11.04.2022 N 829-р подписал премьер-министр страны Михаил Мишустин, передает ТАСС.
            "Раздел III перечня государственных программ Российской Федерации <...> дополнить позицией следующего содержания: "Строительство", - говорится в документе, опубликованном на портале официальных правовых актов.
            Там отмечается, что распоряжение о новой госпрограмме вступит в силу с 1 января, период ее реализации составит пять лет. Ответственным исполнителем назначен Минстрой РФ.
            Ранее ведомство подготовило изменения в положение о своей структуре, согласно которым в Минстрое предлагалось создать новый департамент для формирования и управления комплексной программой "Строительство". Как следовало из пояснительной записки, такое название получит федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) после ее передачи Минстрою от Минэкономразвития.
            О том, что ФАИП будет переведена в статус комплексной программы, а за ее подготовку будет ответственен Минстрой России, в феврале говорил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Как сообщали ТАСС в министерстве, такое решение позволит сократить сроки государственных строек и уменьшить количество незавершенного строительства. Новая программа будет утверждаться сроком на пять лет начиная с 2023 года. Полномочиями органа ее управления наделяется штаб правительственной комиссии по региональному развитию в России.
            До этого утверждением ФАИП занималось Минэкономразвития. Как сообщал глава министерства Максим Решетников, объем финансирования программы в 2022-2024 годах составит почти 3 трлн рублей бюджетных средств, в 2022 году планируется реализовать более 860 инвестиционных проектов.

 

            15. Вступили в силу новые национальные стандарты по оформлению проектной документации для строительства

            Минстрой России обеспечил разработку ключевых документов системы стандартов проектной документации для строительства (СПДС).
            "Подготовлено обновление и развитие основополагающих базовых документов - национальных стандартов, регламентирующих состав и оформление проектной документации, а также формат отчетности по инженерным изысканиям. Их главное отличие - ориентация на отечественных проектировщиков и общую тенденцию на разработку национальных стандартов СПДС с учетом российских норм и потребностей наших специалистов", - сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
            С целью регламентирования требований к проектной документации взамен ранее действующего ГОСТ Р 21.1101-2013 был разработан ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
"Унификация применяемых терминов, наличие единых правил оформления проектной документации, повышение качества отчетной технической документации по результатам инженерно-геологических изысканий способствует созданию единого технического языка, понятного всем пользователям: и проектировщикам, и заказчикам, и строителям, что ведет к сокращению трудозатрат и снижению стоимости проектной продукции, и в существенной мере влияет на качество, сроки и стоимость строительства", - подчеркнул и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            Разработка национального стандарта ГОСТ Р 21.301-2021 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения отчетной технической документации по инженерным изысканиям" позволила учесть в нем требования других важных новых национальных стандартов и сводов правил. Требования нового стандарта распространяются на все виды инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, выбора площадок (трасс), архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, строительства и реконструкции зданий и сооружений повышенного и нормального уровня ответственности и устанавливают правила выполнения отчетной технической документации по инженерным изысканиям. Также предусмотрена возможность формирования результатов инженерных изысканий в виде, позволяющем осуществлять их использование при создании и ведении информационной модели.
            Кроме того, специалистами подготовлен ГОСТ Р 21.302-2021 "Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям", применение которого нацелено на повышение качества графических приложений к отчетной технической документации по результатам инженерно-геологических изысканий на всех этапах градостроительной деятельности.
            Работа по подготовке национальных стандартов организована Минстроем России и выполнена авторскими коллективами АО "ЦНС" и ООО "ИГИИС".

 

            16. ФАУ "ФЦС" в 2022 году планирует разработать и актуализировать более ста сводов правил и стандартов

            Минстрой России и ФАУ "ФЦС" проводят совместную работу по актуализации действующих и разработке новых нормативных технических документов - сводов правил и стандартов в области строительства.
            "Работа ФАУ "ФЦС" по совершенствованию нормативной базы организована в соответствии с утвержденными на текущий год планами, при формировании которых впервые применялась рейтинговая оценка каждого документа, учитывающая его статус и актуальность по 8 критериям. Кроме того, сделаны акценты на приоритетные направления развития отрасли, в том числе: снижение стоимости и сроков строительства, внедрение деревянных и металлических конструкций, модульного строительства", - рассказал и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            Среди социально важных документов в текущем году запланированы изменения СП 230 "Конструкции, ограждающие зданий. Характеристики теплотехнических неоднородностей" и СП 345 "Здания жилые и общественные. Правила проектирования тепловой защиты". Данные работы имеют высокую значимость в контексте вопросов адаптации к изменениям климата и снижению "углеродного следа".
            Большой блок изменений коснётся определения критериев обеспечения качества доступности городской среды, разумной достаточности и дифференциации требований к доступности с учетом особенностей городской среды, актуализации требований к материалам и оборудованию для
безбарьерной среды. В контексте этих задач запланированы изменения СП 136 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения", СП 137 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования", СП 139 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования", СП 140 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения".
            Из значимых работ по разработке стандартов следует отметить пересмотр одного из основных нормативных документов, устанавливающих требования к обследованиям зданий и сооружений, - ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". В документе будут установлены правила обследования для современных конструкций: фасадные системы, включая светопрозрачные, эксплуатируемые кровли, конструкции полов, включая "фальшполы".
            Кроме того, поддержана инициатива Минспорта России по актуализации СП 332 "Спортивные сооружения. Правила проектирования" и СП 383 "Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования" с учетом технологии быстровозводимых модульных спортивных сооружений.
            Совместно с МЧС России на базе СП 113 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей" и СП 506 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности" предусмотрена разработка единого свода правил для снятия дублирования и противоречий.
            Также будут разработаны новые своды правил для проектирования конструкций из многослойного стекла, навесных фасадных систем, висячих покрытий, систем электросвязи зданий и сооружений.
            Разработка и актуализация нормативных документов будет организована ФАУ "ФЦС" с возможностью широкого обсуждения всеми заинтересованными представителями профессионального сообщества.
           

 

            17. Минстрой России актуализировал свод правил по организации строительства

            Минстрой России утвердил Изменение N 1 к СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства". Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов гражданского и промышленного назначения, а также на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.
            Измененный документ позволит организовать системное внедрение технологий информационного моделирования на всех стадиях жизненного цикла ОКС при управлении частным проектом или портфелем проектов в соответствии с принципами проектного управления.
            "Потребность внесения изменений в стандарт, в первую очередь, возникла в ответ на актуальные вызовы строительной отрасли, связанные с динамичными процессами цифровизации - потребовалось сформировать законодательную основу для последующей разработки теоретических основ, принципов и практических положений для реализации потенциала применения технологии информационного моделирования. Документ широко обсуждался профессиональным сообществом в рамках регламентного публичного обсуждения. Наиболее значимые предложения для последующего учета по тексту стандарта поступили от НОПРИЗ и НОСТРОЙ, ОЦКС "Росатом" и Подкомитета N 5 ТК 465", - сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
            В важнейшие изменения актуализированного свода правил вошли: конкретизация требований по строительным лабораториям, положения по согласованию организационно - технологической документации, обновление типовой формы журнала входного контроля и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, требования в части контроля крупногабаритных модулей повышенной заводской готовности.
            "В разделе 9 обновленного документа внесены требования в части контроля крупногабаритных модулей повышенной заводской готовности. Необходимость включения данных требований появилась в связи с увеличением объемов строительства модульных зданий и соответствующих запросов профессионального сообщества разъяснить особенности организации строительства данных типов объектов. Кроме того, в своде правил добавлена возможность применения беспилотников при строительном контроле", - рассказал и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            Внедрение технологий информационного моделирования в организационно-технологические процессы на стадии строительства, в частности в ходе осуществления строительного контроля и планирования строительного производства, позволят: использовать беспилотные летательные аппараты
и другие средства для автоматизированного формирования исполнительной информационной модели ОКС, обеспечить интероперабельность информации и взаимопроникновение информационных потоков с учетом взаимодействия с ГИС (например, с ГИСОГД, информационной системой Комитета государственного строительного надзора и т.д.), сформировать взаимодействие участников строительного проекта по вопросам устранения выявленных замечаний, создать цифровой документооборот предписаний в среде общих данных, автоматизированную сверку объемов по проектной (рабочей) и исполнительной моделям.
            Также из обновленного документа исключены требования, дублирующие положения других нормативных правовых актов и нормативных технических документов.
            По словам разработчиков, актуализированный СП 48 поможет нивелировать риски срыва сроков ввода в эксплуатацию, возникновения аварий на объектах строительства, связанных с нарушением технологии ведения строительно-монтажных работ.
            Работа по актуализации свода правил организована Минстроем России и выполнена авторским коллективом ФГБОУ ВО "НИУ МГСУ" при активном участии АО "НИЦ                         "Строительство", ООО "НИИ ПТЭС", ООО НПЦ "Развитие города".

 

            18. Критерии аналогичности проектируемого объекта капитального строительства

            На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России N 135/пр от 02.03.2022 "Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, и о внесении изменений...".
            Приказом N 135/пр устанавливаются следующие критерии аналогичности проектируемого объекта капитального строительства (ОКС) и ОКС с подготовленной проектной документацией (ПД), в отношении которой принято решение о применении типовой ПД:
            - назначение проектируемого объекта капитального строительства (проектируемый объект) соответствует назначению ОКС с подготовленной ПД, в отношении которой принято решение о признании ПД типовой ПД;
            - мощность проектируемого объекта соответствует мощности ОКС (допустимое отклонение значения составляет не более 10%);
            - площадь и (или) протяженность (применительно к линейным объектам) проектируемого объекта соответствуют площади и (или) протяженности ОКС (допустимое отклонение значения составляет не более 10%);
            - природные условия территории (климатический район и подрайон, ветровой район, снеговой район, интенсивность сейсмических воздействий, инженерно-геологические условия), на которой планируется осуществлять строительство проектируемого объекта, соответствуют природным условиям территории, где расположен ОКС.
            Помимо установления критериев Приказ N 135/пр вносит изменения в:
            - Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы ПД объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроя России N 115/пр от 22.02.2018 (Порядок ведения реестра);
            - Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы ПД и (или) результатов инженерных изысканий (ИИ), утвержденные приказом Минстроя России N 341/пр от 08.06.2018 (Требования к составу);
            - Методику разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденных приказом Минстроя России N 314/пр от 29.05.2019.
            Напомним, что, согласно 275-ФЗ от 01.07.2021, экономически эффективная проектная документация повторного использования, сведения о которой по состоянию на 01.10.2021 включены в единый реестр (реестр), признается типовой проектной документацией.
            Приказом N 135/пр устанавливается, что в случае принятия Минстроем России решения о признании ПД, сведения о которой включены в реестр (или об отмене такого решения), данные изменения должны быть отражены в соответствующем разделе реестра.
            Кроме того, при подготовке проекта реестра, в подраздел, касающийся сведений о представленной для проведения экспертизы ПД, в отношении которой выдано заключение экспертизы, включается:
            - решение о признании проектной документацией типовой ПД с приложением электронных документов, послуживших основанием для принятия такого решения (в случае их отсутствия в реестре);
            - соответствующие сведения (дата и номер решения, сведения о принадлежности исключительного права на ПД Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, сведения о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на ПД, признанную типовой ПД, в отношении ОКС, строительство которых обеспечивается лицами, указанными в ч.6 ст.48.2 Градостроительного кодекса РФ).
            Уточняется перечень лиц, которым могут быть предоставлены содержащиеся в реестре сведения и документация, и их перечень.
            Терминология в требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы ПД и (или) результатов ИИ приводятся в соответствии с ГрК РФ. Экономически эффективная проектная документация повторного использования в указанных требованиях меняется на типовую проектную документацию.
            В методике разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства устанавливается, что при определении НМЦК на основании стоимостных показателей объектов-аналогов используется сметная документация объектов-аналогов, соответствующих критериям.

 

            19. Проведен анализ потребностей в импортозамещении оборудования для строительства объектов по федеральным программам Минстроя

            По поручению Минстроя России ФБУ "РосСтройКонтроль" провел сбор и анализ потребностей в импортозамещении оборудования и строительных материалов для строительства объектов, финансируемых в рамках государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
            Мониторинг информации проводился в рамках контроля реализации мероприятий по федеральным программам "Стимул", "Сейсмика", "Оздоровление Волги", проекта "Чистая вода", а также непрограммных объектов. По результатам анализа региональными заказчиками были подготовлены предложения по импортозамещению 907 позиций на аналоги или представлены технические решения. Предложения касаются 97 объектов в 41 регионе страны.
            "Обеспечение строек доступными аналогами импортных материалов и технологий - это один из важнейших факторов их бесперебойной работы. В рамках выполнения этой задачи Минстрой России активно сотрудничает с федеральными органами власти, регионами, профессиональным отраслевым и научным сообществами, в ежедневном режиме проводит оперативную работу с субъектами по реализации инфраструктурных проектов, чтобы не снижать темпы строительства", - отметил глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
            Кроме того, министерством и Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) готовится проект по созданию специального отраслевого каталога. Производители и поставщики смогут добавлять в него информацию об имеющихся альтернативных строительных материалах и технологиях для замены импортных аналогов. Все вносимые позиции будут проходить экспертизу соответствия в общественном органе, который планируется создать при Минстрое России с привлечением представителей научного сообщества, экспертов профессиональных объединений и строительных компаний. В результате реализации проекта будет сформирован открытый и регулярно актуализирующийся перечень доступных на территории России альтернативных строительных материалов и технологий. Используя его, бизнес сможет производить оперативную замену импортной продукции без проведения дополнительной экспертизы и внесения изменений в действующие государственные контракты.

 

            20. Минстрой предложил правила использования и экспертизы типовых проектных решений

            18 апреля 2022 года опубликован доработанный по итогам общественного обсуждения и ОРВ законопроект (вариант от 18.04.2022) о внесении изменений в Градкодекс в целях введения образцового (типового) проектирования.
            Разработка законопроекта предусмотрена "дорожной картой" трансформации делового климата "Реинжиниринг правил промышленного строительства".
            В представленном виде институт типового проектирования не решает задачу повторного использования конструкций, изделий и узлов, предусмотренных типовой проектной документацией, отдельно от типовой проектной документации в целом. Законопроектом вводится понятие составной части типовой проектной документации - типового проектного решения, представляющего собой часть утвержденной проектной документации, содержащей проектные решения, пригодные для многократного применения при архитектурно-строительном проектировании аналогичного объекта. Вводится особый порядок экспертизы совместимости типовых решений в рамках проекта.
            Согласно законопроекту: "Типовое проектное решение представляет собой проектную документацию объекта капитального строительства, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели (в случае, установленном Правительством Российской Федерации), не предусматривающую устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений и предназначенную для многократного применения при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта".
            Критерии типового проектного решения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
            Кроме того, законопроект предусматривает возможность признания "типовой проектной документацией" проектов ИЖС.
            Новый срок окончания общественного обсуждения - 27 апреля 2022 года.

 

            21. Главгосэкспертиза предлагает отрейтинговать проектные организации

            Рейтинг проектной организации можно было бы использовать для её исключения из профессионального сообщества. Такое предложение озвучил начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов на совещании с руководителями стройкомплекса Северо-Кавказского федерального округа.
            "Нужно проанализировать состав проектных организаций в регионах, создав своего рода рейтинг сильных и слабых игроков. Исходя из этого рейтинга, можно предпринимать какие-то меры по их поддержке или исключению из профсообщества", - цитирует Игоря Манылова пресс-служба ведомства.
            Предложение прозвучало в контексте обсуждения возможного перевода обязательных требований к проектной документации в добровольные. В случае принятия данного решения роль и ответственность экспертов и ГИП существенно возрастет.
            Для методологической поддержки руководителей проектов (ГИП и ГЭП) начальник Главгосэкспертизы предложил создать в каждой экспертной организации собственный методологический центр компетенций.
            Напомним, отмена обязательных требований и перспективы рейтингования проектных организаций стали ключевыми темами конференции проектных СРО - членов НОРИЗ, состоявшейся в Москве на прошлой неделе.

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".