Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в июне 2022 года.

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

              1. Внесены изменения в Правила формирования и ведения информационной модели ОКС
         Дополнять проектную документацию трехмерной моделью теперь необходимо только в том случае, если это предусмотрено заданием на проектирование или договором. Данное положение вводится Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2022 года N 962 в Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1431).
         Постановление также закрепляет необходимость использования утвержденных Минстроем России XML-схем для формирования электронных документов информационной модели ОКС в виде файлов.
         При этом срок действия Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 года N 1431 теперь ограничен 1 марта 2023 года.


              2. С 1 июня вступил в силу СП 514.1311500.2022 "Временные здания и сооружения для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. Требования пожарной безопасности"
         Данный свод правил разработан в развитие положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
         СП 514.1311500.2022 устанавливает требования пожарной безопасности к проектированию системы обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, а также требования пожарной безопасности к подготовке и организации массовых мероприятий с использованием:
временных зданий и сооружений;
временных сооружений и помещений, возводимых в существующих зданиях и сооружениях.
         СП 514.1311500.2022 не распространяется на временные здания и сооружения высотой более двух этажей, за исключением сооружений для размещения оборудования, предназначенного для обеспечения проведения массовых мероприятий и мест работы операторов данного оборудования.
Дата вступления в силу - 01.06.2022

              3. Разработаны требования к электронным форматам представляемой на экспертизу проектной документации
         Минстрой России в целях общественного обсуждения опубликовал проект приказа об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна", ознакомиться с документом можно по ссылке: http://regulation.gov.ru/p/128032.
         Документ предусматривает представление для проведения государственной экспертизы электронных документов в виде файлов в формате xml в соответствии с установленной Минстроем России схемой (в случае, если такая схема введена в действие). Разработанные схемы будут размещать на сайте Минстроя. Переходный период для утвержденных схем будет составлять шесть месяцев. Если схема не разработана, проектировщики смогут воспользоваться другими электронными форматами. Для документов на бумажном носителе устанавливаются правила сканирования.
         Представляемые электронные документы будет необходимо подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на это лица.
         Возможность использования утвержденных Минстроем России XML-схем уже предусмотрена в правилах формирования информационной модели ОКС (Постановление Правительства РФ от 27.05.2022 N 962).
         Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 сентября 2022 года, вместе с новыми нормами постановления 87 о разделах проектной документации (Постановление Правительства РФ от 27.05.2022 N 963).
         Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 21 июня 2022 года.


              4. Утверждены требования к порядку ввода сетей связи в эксплуатацию
         Приказом Минцифры России от 18.02.2022 N 132 утверждены Требования к порядку ввода сетей связи в эксплуатацию.
         Установлено, что требования к порядку ввода сетей связи в эксплуатацию распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования.
         Требования не распространяются на ввод в эксплуатацию физических цепей и сооружений связи, включая линейно-кабельные сооружения связи.
         Также определено, что в случае создания сети электросвязи на территории нескольких субъектов Российской Федерации оператор связи письменно уведомляет Роскомнадзор о начале работ по вводу сети электросвязи в эксплуатацию.
         Вместе с тем установлен перечень информации, которых необходимо указывать в уведомлении о начале работ. Ввод в эксплуатацию сети электросвязи осуществляется комиссией по вводу сети электросвязи в эксплуатацию и оформляется актом о вводе сети электросвязи в эксплуатацию.
         Состав Комиссии и порядок ее работы определяются оператором связи.
         Датой ввода в эксплуатацию сети электросвязи считается дата утверждения Акта.
Дата вступления в силу - 01.09.2022


              5. Разработаны поправки в порядок организации и проведения государственной экспертизы ПД и РИИ
         Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
         В настоящее время проект постановления проходит процедуру публичного обсуждения в целях оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта.
НОПРИЗ предлагает ознакомиться с текстом проекта постановления и информирует о том, что вышеуказанный документ также доступен для рассмотрения по ссылке: http://regulation.gov.ru/p/127747 (ID проекта 02/07/05-22/00127747).
         Сбор замечаний и предложений осуществляется непосредственным разработчиком проекта постановления.


              6. На ЦИПРе обсудили направления цифровизации строительной отрасли
         Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Константин Михайлик принял участие в сессиях конференции "Цифровая индустрия промышленной России", которая проходит в         Нижнем Новгороде с 1 по 3 июня. Он рассказал о направлениях деятельности Министерства в области цифровизации процессов, а также обсудил стоящие перед отраслью задачи с представителями профессионального сообщества.
         Константин Михайлик обратил внимание участников панельной дискуссии "Как Big data и ML трансформируют энергетику: где найти отечественные решения" на активную работу, которую ведомство ведет в области модернизации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
         "Перед Министерством сегодня стоит задача реформирования системы ГИС ЖКХ, ее преобразования в удобный инструмент для пользования граждан. У нас появился оператор системы АО "Оператор информационной системы", который должен эту задачу выполнить и повысить эффективность ГИС ЖКХ. Внутри системы хранится огромный объем данных. Необходимо их правильно использовать. На базе этих данных станет возможным продвижение новых сервисов, которые вовлекут в эту работу представителей рынка, который выступает двигателем всех происходящих в отрасли изменений", - сказал замглавы Минстроя России.
         Он также рассказал о ходе реализации концепции "Умный дом". Минстрой России в рамках межведомственной рабочей группы по реализации инициативы Минцифры России, совместно с Минпромторгом России и другими заинтересованными участниками рынка, ведет деятельность по разработке сводов правил, необходимых для работы концепции. Автоматизация процессов, которую предполагает технология Умного дома, повышает качество жизни, обеспечивает комфорт и безопасность жильцов.
         В ходе панельной дискуссии "ГосТех (Домены. Регионы. Команды)", Константин Михайлик отметил, что домен Минстроя на платформе "ГосТех" объединит участников строительной отрасли, задаст определенный вектор консолидированной работы. Поможет спроектировать клиентские пути и качественные сервисы.


              7. ТК 505 представил первый ГОСТ по информационному моделированию
         Технический комитет по стандартизации ТК 505 "Информационное моделирование" представил на общественное обсуждение первую редакцию проекта стандарта ГОСТ Р "Единая система информационного моделирования.                           Основные положения". Эксперты утверждают, что данный документ мало чем отличается от его предыдущей, "нулевой" версии.
         В разработчиках ГОСТ Р "Единая система информационного моделирования. Основные положения" значится Отраслевой центр капитального строительства Госкорпорации "Ростатом". "Нулевая" редакция стандарта обсуждалась на заседании ТК 505 в апреле и получила, по информации АНСБ, множество замечаний. Новая версия, по мнению неназванных членов ТК, - несколько изменённый вариант "нулевой", так что без замечаний и на сей раз дело вряд ли обойдётся.
         Обсуждение проекта стартовало 3 июня, завершится 3 августа. До электронного формата документа у разработчиков руки пока не дошли, так что желающим с ним ознакомиться предлагается ГОСТ на бумажном носителе.


              8. Минстрой России обеспечит повышение качества проектирования объектов транспортной инфраструктуры
         В 2022 году Минстроем России запланирована работа по актуализации трёх базовых сводов правил в области дорожного строительства: СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.0384* Мосты и трубы" (СП 35), СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.0491 Мосты и трубы" (СП 46) и СП 122.13330.2012 "СНИП 32-0497 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (СП 122).
         "Актуализация СП 46 необходима для централизованного обобщения требований к контролю качества защиты от коррозии металлических конструкций, а также к учету особенностей строительства большепролетных вантовых мостов.          Обновление СП 35 обеспечит возможность применения нормативных требований для самоуплотняющегося бетона и дополнений в части использования сверхвысокопрочных бетонов в конструкциях мостов. А пересмотр СП 122, в том числе, позволит установить требования к современным технологиям и материалам, используемым при сооружении тоннелей", - отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
         В новой редакции СП 122 будут учтены: технологии сооружения тоннелей разными типами тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), возможность применения современных строительных материалов для ограждающих конструкций (обделок) тоннелей закрытого и открытого способов работ, притоннельных сооружений и рамповых участков, их гидроизоляции.
         "Пересмотр СП 122 ведётся с учетом возможности использования на практике целого ряда новых технологий, связанных с применением высокопроизводительного тоннелепроходческого оборудования. Также в документе впервые будут регламентированы способы сооружения подводных тоннелей, в том числе с разделением строительства на отдельные участки-блоки. Даны рекомендации по выполнению комплекса технологических операций по сооружению подрусловой части тоннелей, а также по устройству дамб и сухого дока для бетонирования конструкций обделки тоннелей, разработке подводной траншеи, буксировке, установке, стыковке и герметизации секций тоннеля, обратной засыпке траншеи", - уточнил руководитель ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
         Кроме того, актуализированный свод правил позволит в зависимости от конкретных условий строительства применять новые конструкции обделок из монолитного железобетона, набрызг-бетона или бетона, сборных элементов заводского изготовления (сборных высокоточных железобетонных, а также чугунных, стальных и армометаллобетонных блоков), конструкции с дисперсным армированием.
         Возможность применения рекомендуемых обновленным сводом правил высокопрочных самозабуриваемых грунтовых анкеров, конструкций из грунтоцемента, грунтобетона и других современных видов конструкций и материалов, при соответствующем обосновании, позволит прокладывать тоннели и возводить притоннельные сооружения в сложных инженерно-геологических условиях.
         По мнению экспертов, пересмотр свода правил позволит повысить качество и технологичность строительства, а также сократить его сроки и стоимость.
         Работа по пересмотру СП 122.13330.2012 "СНИП 32-0497 Тоннели железнодорожные и автодорожные" организована Минстроем России и будет завершена в 2022 году.


              9. Минюст зарегистрировал обновленную Форму задания на проектирование

         Зарегистрирован и опубликован Приказ Минстроя от 21.04.2022 N 307/пр об утверждении Формы задания на проектирование объектов капитального строительства, строительство которых ведется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
         В утвержденной форме учтены последние изменения, внесенные в терминологию Градкодекса и регулирование градостроительной деятельности.
         Так, требования о подготовке проектной документации в форме информационной модели застройщик или технический заказчик теперь будет указывать только при необходимости, вместо
экономически эффективной проектной документации нужно будет указывать типовую, а в требованиях к использованию документов по стандартизации убрали ссылку на перечень документов добровольного применения.
Дата вступления в силу - 19.06.2022


              10. Утверждены критерии отнесения уникальных ОКС к потенциально опасным объектам
         По этим же критериям будут категорироваться объекты с возможностью одновременного пребывания более 5000 человек.
         На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 220/пр от 30.03.2022, в котором устанавливаются критерии отнесения 2 типов объектов - уникальных объектов капитального строительства (ОКС) и объектов, на которых возможно одновременное пребывание более 5000 человек, - к категории потенциально опасных.
         Приказ детализирует положения постановления Правительства Российской Федерации N 1226 от 14.08.2020. В соответствии с документом Минстроя России устанавливается 6 категорий опасности. Критерии отнесения объектов к той или иной категории подразделяются на количественные и качественные. К первой, наивысшей, относятся ОКС и объекты массового пребывания, аварии на которых могут стать причиной ЧС федерального масштаба, количество жертв превысит 500 человек, окружающей среде и экономике будет нанесен ущерб свыше 1,2 млрд рублей. К шестой, минимальной, будут относиться ОКС, аварии на которых могут стать источником ЧС локального характера, количество погибших и пострадавших не превысит 10 человек, а ущерб не превысит 240 тысяч рублей.


              11. Перечень видов затрат на реконструкцию сетей, которые включаются в смету при строительстве новых объектов
         На портале правовой информации опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2022 N 1420-р.
         Распоряжением утверждается перечень видов затрат, возникающих в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, которые включаются в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов капитального строительства:
- линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения при наличии утвержденного проекта планировки территории;
- многоквартирных жилых домов, домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.
         Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 N 1010 утверждены Правила определения формы возмещения затрат, возникших в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов.
         Всего в перечень вошел 21 вид затрат, в их числе:
- затраты на реконструкцию, капитальный ремонт существующих линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением объектов электросетевого хозяйства классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей
инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством РФ), их частей (существующие линейные объекты), включаемых на этапе архитектурно-строительного проектирования в сметную стоимость строительства;
- затраты на проведение работ по обследованию существующего линейного объекта и комплексному изучению природных и техногенных условий территории, на которой располагается и (или) будет располагаться существующий линейный объект, при осуществлении изыскательских работ в связи с реконструкцией;
- затраты на выполнение кадастровых работ в отношении существующих линейных объектов;
- затраты на выполнение работ по устройству инженерной защиты территории, на которой осуществляется реконструкция, капитальный ремонт существующих линейных объектов, от воздействия опасных природных процессов и явлений;
- затраты на выплату возмещения убытков в соответствии с земельным законодательством в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции существующих линейных объектов;
- затраты на выполнение работ по подготовке технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов;
- затраты на подготовку материалов, сведений, оформление документации, необходимых для разработки проектной документации для реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, подготовку документации по планировке территории;
- затраты на возмещение убытков правообладателя существующих линейных объектов, возникших при потерях газа, иной среды из отключаемых участков существующих линейных объектов и при подаче необходимого объема газа, иной среды для заполнения участков существующих линейных объектов после их реконструкции, капитального ремонта;
- затраты правообладателя существующих линейных объектов на уплату налогов и иных обязательных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, связанных с проведением реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов и (или) получением возмещения затрат в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов, за исключением неустоек (штрафов, пеней).
         Также установлены иные виды затрат. Необходимо отметить, что утвержденный перечень является исчерпывающим.
Дата вступления в силу - 01.09.2022


              12. Новые правила аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы
         На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 31.05.2022 N 994 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил формирования и ведения государственного реестра…".
         Правила устанавливают порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (ПД) и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (аккредитация), которая проводится национальным органом по аккредитации.
         Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения следующих видов негосударственной экспертизы:
- негосударственная экспертиза ПД;
- негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий (ИИ);
- негосударственная экспертиза ПД и результатов ИИ.
         Юридическое лицо вправе проводить только те виды негосударственной экспертизы, в отношении которых таким юридическим лицом получена аккредитация.
         Срок действия аккредитации составляет 5 лет со дня принятия соответствующего решения об аккредитации. В случае, если национальным органом по аккредитации (Росаккредитация) принято решение о приостановлении действия аккредитации, срок аккредитации не продлевается на период приостановления его действия.
         Для аккредитации юридическое лицо представляется в Росаккредитацию заявление в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ).
         Росаккредитация принимает решения о соответствии заявителя минимально необходимым требованиям, установленным ч.2 ст.50 Градостроительного кодекса РФ, на основании:
- сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- сведений из реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы ПД и (или) экспертизы результатов ИИ, о наличии у работников, указанных в заявлении об аккредитации, действующих квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы ПД и (или) результатов ИИ;
- проверки наличия сайта заявителя в сети "Интернет" и наличия размещенного на нем регламента проведения негосударственной экспертизы ПД, утвержденного приказом руководителя заявителя, по указанному в заявлении адресу страницы такого сайта;
- проверки сведений о наличии трудовых отношений заявителя и работников.
         Решение об аккредитации и выписку из государственного реестра аккредитованных лиц направляется заявителю в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения.
         Постановление устанавливает исчерпывающий перечень причин для принятия решения об отказе в аккредитации:
- наличие в представленном заявлении об аккредитации неполной, искаженной или недостоверной информации;
- наличие у заявителя действующей аккредитации и представление в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации ранее, чем за 11 рабочих дней до дня истечения срока действия аккредитации;
- несоответствие заявителя минимально необходимым требованиям, предусмотренным частью.
         Заявитель вправе повторно представить заявление об аккредитации в Росаккредитацию после устранения причин, в связи с которыми в отношении его принято решение об отказе в аккредитации.
         Решение о прекращении действия аккредитации может быть принято Росаккредитацией при наличии следующих оснований:
- ликвидация либо прекращение деятельности аккредитованного лица;
- представление аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении действия аккредитации;
- неустранение аккредитованным лицом в срок, установленный Росаккредитацией, оснований принятия решения о приостановлении действия аккредитации;
- причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие ошибок, допущенных при подготовке ПД или проведении ИИ, по результатам экспертизы которых аккредитованное лицо выдало положительное заключение.
         Аккредитованное лицо обязано направить уведомление, в том числе посредством ЕПГУ об изменении сведений, содержащихся в реестре, и документы, подтверждающие изменение таких сведений, в национальный орган по аккредитации не позднее 10 рабочих дней со дня изменения таких сведений.
         В случае прекращения трудовых отношений физического лица, аттестованного на право подготовки заключений негосударственной экспертизы ПД и (или) негосударственной экспертизы результатов ИИ, с аккредитованным лицом такое физическое лицо вправе направить обращение в письменной форме в национальный орган по аккредитации о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и одновременно представить документы, подтверждающие изменение таких сведений.
         В течение 10 рабочих дней со дня получения таких обращения, уведомлений и документов национальный орган по аккредитации вносит соответствующие изменения в реестр.
         Предоставление сведений, содержащихся в реестре, аккредитованным лицам осуществляется посредством электронной выписки, сформированной в автоматическом режиме средствами ЕПГУ.
         Предоставление содержащихся в реестре сведений национальным органом по аккредитации на бумажном носителе не осуществляется.
         Правила формирования и ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 2243 от 23.12.2020, признаются утратившими силу.
Дата вступления в силу - 01.09.2022


              13. Новый порядок контроля соблюдения законодательства о градостроительной деятельности
         На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России от 26.04.2022 N 326/пр "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)".
         В соответствии с ч.1 и 1.1 ст.6.1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) полномочия в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий (кроме экспертизы, проводимой Главгосэкспертизой России) и контролю соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности переданы Российской Федерацией субъектам РФ.
         Ч.3 ст.6.1 ГрК РФ установлено, что Минстрой России осуществляет контроль эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов РФ (ОГВС) переданных полномочий. Согласно приказу, предметом контроля является соблюдение ОГВС законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль:
- соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ законодательству о градостроительной деятельности;
- соблюдения установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ следующих полномочий:
- подготовка и утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- подготовка и утверждение правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
- осуществление регионального государственного строительного надзора;
- в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- направление уведомлений, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов;
- принятие решений о комплексном развитии территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- осуществление полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, установленных ГрК РФ, в случае если указанные полномочия переданы от органов местного самоуправления ОГВС.
Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности может осуществляться в форме проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными органами и направления запроса документов, иных материалов, а также в форме документарных и выездных проверок деятельности подконтрольных органов.
         Мероприятия по контролю соблюдения законодательства о градостроительной деятельности без взаимодействия с подконтрольными органами проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление данного контроля на постоянной основе в виде:
- анализа изменений федерального законодательства на предмет появления положений законодательства, регулирующих градостроительную деятельность;
- мониторинга официальных сайтов в сети "Интернет" подконтрольных органов на предмет соблюдения ими требований законодательства о градостроительной деятельности по размещению на них нормативных правовых актов и иной информации;
- мониторинга данных федеральной государственной информационной системы территориального планирования на предмет соблюдения подконтрольными органами требований законодательства о градостроительной деятельности по размещению в данной системе нормативных правовых актов.
       Ежегодный план проверок утверждается приказом Минстроя России и подлежит размещению на официальном сайте. План проверок на 2022 год утвержден приказом Минстроя N 780/пр от 25.10.2021. Вместе с тем, согласно                  Постановлению Правительства РФ N 336 от 10.03.2022, в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Поэтому Минстрой приказом N 236/пр отменил принятые в 2022 году приказы о проведении плановых проверок.
         Срок проведения проверки не может превышать десяти рабочих дней. Основанием для проведения проверки является соответствующий приказ Минстроя России.
         Согласование проведения Минстроем России внеплановой выездной проверки производится прокуратурой субъекта РФ по месту осуществления деятельности подконтрольного органа.
         Кроме того, приказ устанавливает:
- права и обязанности должностных лиц Минстроя России и подконтрольных органов при осуществлении контроля соблюдения законодательства о градостроительной деятельности;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения;
- внутренний контроль за осуществлением контроля соблюдения законодательства о градостроительной деятельности и административное обжалование его результатов.
         После вступления в силу приказа Минстроя N 326/пр (с 20.06.2022) приказ Минстроя N 219/пр, которым утверждён регламент, устанавливающий порядок осуществления аналогичной контрольной функции Минстроем, утрачивает силу.
Дата вступления в силу - 20.06.2022


              14. К 2030 году при строительстве дорог будет использоваться до 40% вторсырья
         Российский экологический оператор (РЭО) приступил к работе над программой "Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2030 годы".                        Согласно программе, применение материалов, полученных из строительных и других видов отходов, в строительстве дорог к 2030 году должно достигнуть 40%.
         "В дорожном строительстве потребляется колоссальное количество природных ресурсов. Чтобы снизить это потребление, необходимо заменить часть природных ресурсов и новых материалов сырьем, полученным из вторичных ресурсов - отходов, без ухудшения эксплуатационных и экологических характеристик дорог. Зарубежный опыт показывает, что при строительстве дорог может быть использовано до 80-90% вторичных ресурсов. Удачный пример использования вторсырья, в частности пластика, при строительстве дорог демонстрирует Индия. Там проложено более 30 тысяч км дорог с применением утилизированных пластиковых отходов. Массовое производство строительных материалов на основе переработанного вторсырья простимулирует создание новых производств и дополнительных рабочих мест. И как результат - масштабы экономии и снижения себестоимости дорожного строительства составят десятки процентов", - сказал глава РЭО Денис Буцаев.
         Одним из основных вторичных ресурсов, применяемых в дорожном строительстве, является вторичный щебень. Он используется в качестве отсыпки для временных дорог или дорог с невысокой нагрузкой. Вторичный щебень можно получить из бывшего в употреблении красного кирпича, из цементобетона и даже из стеклобоя.
         Отходы, содержащие битум, годятся для изготовления мастики, порошка, битумно-минеральной массы.
         Наконец, переработанные автопокрышки активно используются в приготовлении композиционных резино-битумных вяжущих для дорожного строительства, а ещё это отличное покрытие для детских и спортивных объектов, велодорожек. Все эти вторичные ресурсы вошли в отраслевую программу Минстроя.
         "Продукцию, полученную в результате переработки шин, можно использовать в качестве модификатора асфальтобетона на основе резиновой крошки. В России за последние 5 лет с применением такого модификатора было уложено порядка 15 млн кв. м дорог. Причем это трассы и федерального, и регионального назначения. Отмечу, что в рамках выполнения нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" очень активно указанным продуктом переработки шин пользуется Белгородская область", - сообщил Денис Буцаев.
         Напомним, в конце прошлого года Федеральное дорожное агентство и РЭО подписали меморандум о применении отходов при строительстве федеральных автодорог. Масштабы запланированного дорожного строительства и предполагаемые объемы использования вторсырья позволяют рассчитывать на значительный мультипликативный эффект от такой работы для экономики страны в целом.


              15. Первая редакция проекта пересмотра стандарта ГОСТ по управлению проектом в строительстве
         Проект пересмотра разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2022 год.
         Проект национального стандарта ГОСТ Р 57363-2016 "Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)" разработан в соответствии с Программой разработки национальной стандартизации на 2022 год, утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 1 ноября 2021 года N 2459.
         Проект ГОСТ Р 57363 "Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)" (пересмотр ГОСТ Р 57363-2016), разработанный с учетом Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.
Срок публичного обсуждения - 13.07.2022.


              16. Минстрой скорректировал индексы сметной стоимости во II квартале
         Опубликовано письмо Минстроя России N 26784-ИФ/09 от 10.06.2022 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".
         Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 19281-ИФ/09 от 29.04.2022, N 20846-ИФ/09 от 12.05.2022, N 22232-ИФ/09 от 19.05.2022, N 23868-ИФ/09 от 26.05.2022, N 24922-ИФ/09 от 02.06.2022.
         Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за I квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
         В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС во II квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).
         В качестве приложения к данному письму включены:
- ИИСС СМР и ПНР, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Уральского федерального округа (УФО);
- ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Южного федерального округа (ЮФО), Приволжского федерального округа (ПФО), УФО, Дальневосточного федерального округа (ДФО);
- ИИСС СМР по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги", на II квартал 2022 года для Центрального федерального округа (ЦФО), ЮФО, УФО;
- ИИСС СМР, определяемых с применением отраслевой сметно-нормативной базы, на II квартал 2022 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Приволжского федерального округа (ПФО), УФО,          Сибирского федерального округа (СФО), ДФО;
- Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на II квартал 2022 года для СЗФО, ЮФО, СКФЩ, ПФО, УФО, ДФО;
- ИИСС линейных объектов капитального строительства - воздушных линий электропередачи к сметно-нормативной базе ФЕР-2001 на II квартал 2022 года для ЦФО, ЮФО, СКФО.
         Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут обнародованы дополнительно.


              17. Минстрой России разрабатывает свод правил для оптимизации проектирования жидких промышленных накопителей
         Новый свод правил "Накопители жидких промышленных отходов. Основные положения проектирования" распространяется на проектирование новых, реконструкцию, консервацию и ликвидацию существующих накопителей жидких промышленных отходов. Такие гидротехнические сооружения предназначены для отстоя, накопления и хранения отходов производства металлургических, энергетических и других предприятий.
         "Внедрение передовых технологий, в том числе для развития отечественной промышленности - это одна из приоритетных задач совершенствования нормативного технического регулирования в строительстве. При разработке нового свода правил будут систематизированы требования к накопителям промышленных отходов в области обеспечения технической безопасности и к охране природных ресурсов. Документ обеспечит упрощение процесса проектирования, предоставит более широкий выбор проектных решений, а также снизит капитальные и эксплуатационные затраты", - сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
         Общие положения документа будут включать пункты по классификации накопителей, классам опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, назначению класса ответственности гидротехнического сооружения, назначению уровня ответственности сооружения, технологиям транспортировки и размещения отходов.
         Будут введены новые и уточнены имеющиеся требования к устройству противофильтрационных экранов из полимерных и синтетических материалов, экранов из техногенных грунтов, противофильтрационных экранов.
         "В документе приведены рекомендации по применению технологий, направленных на уменьшение количества свободной воды в технологическом цикле накопителя, а также введены уточнения по применению геофильтрационного и геомиграционного моделирования для определения влияния накопителей на состояние поверхностных и подземных вод", - уточнил и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
         Разработка свода правил организована Минстроем России.


              18. Первая редакция проекта пересмотра стандарта ГОСТ по управлению проектом в строительстве
         Проект пересмотра разработан в соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2022 год.
         Проект национального стандарта ГОСТ Р 57363-2016 "Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)" разработан в соответствии с Программой разработки национальной стандартизации на 2022 год, утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 1 ноября 2021 года N 2459.
         Проект ГОСТ Р 57363 "Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)" (пересмотр ГОСТ Р 57363-2016), разработанный с учетом Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.
Срок публичного обсуждения - 13.07.2022.


              19. Публично обсуждаются проекты изменений в ряд межгосударственных стандартов в области бетонных конструкций
         Разработаны проекты изменений в межгосударственные стандарты:
Проект Изменение N 1 ГОСТ 27215-2013 Плиты перекрытий железобетонные ребристые высотой 400 мм для промышленных зданий и сооружений. Технические условия
Проект Изменение N 1 ГОСТ 28042-2013 Плиты покрытий железобетонные для зданий и сооружений. Технические условия
Проект Изменение N 1 ГОСТ 18979-2014 Колонны железобетонные для многоэтажных зданий. Технические условия
Проект Изменение N 1 ГОСТ 32499-2013 Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для зданий пролетом до 9 м стендового формования. Технические условия
Проект Изменение N 1 ГОСТ 21506-2013 Плиты перекрытий железобетонные ребристые высотой 300 мм для зданий и сооружений. Технические условия
Проект Изменение N 1 ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
         Разработчиком документов является: АО "ЦНИИПромзданий".
Срок публичного обсуждения проектов: 08.06.2022 - 08.08.2022.


              20. Будет разработан пятилетний план дорожного строительства
         Президент России Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации утвердить пятилетний план дорожной деятельности. На эти цели выделят финансирование в размере 13,2 трлн рублей. Такое решение было принято в ходе совещания, на котором обсуждали меры по развитию транспортной отрасли.
         План дорожного строительства на 2023-2027 годы направлен на опережающее достижение заявленных показателей. Так, до конца 2024 года в нормативное состояние планировали привести 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. Однако опережающее финансирование и системная работа, развернутая в последние годы, позволит реализовать планы, за исключением восьми регионов, уже в 2023 году.
         Также Правительством поставлена задача к 2027 году привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог Российской Федерации (138 тыс. км, из которых 63 тыс. - федеральные трассы, 75 тыс. - региональные). Она охватывает более 100 млн жителей, и в нее входят главные магистрали, по которым доставляют грузы.
"Основная цель нашего пятилетнего плана - обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов Российской Федерации. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития всей экономики, при этом значительно снизится аварийность на дорогах, увеличится количество квалифицированных кадров и повысится производительность труда", - отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.
         Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев обратил внимание на взаимодействие министерств, ведомств и глав регионов при подготовке плана, что позволило учесть все важные экономические аспекты. "Мы совместно разрабатывали эту программу, примерно полгода на это ушло. Мы также просим её поддержать. Программа глобальная, задачи масштабные. У нас есть все шансы реализовать её", - рассказал он.
По итогам выполнения пятилетнего плана в стране будет построено и реконструировано более 4 тыс. км дорог, ещё 3 тыс. км трасс расширят с двух до четырёх полос. Также в планах - ремонт 110 тыс. км дорог, включая 650 мостовых сооружений общей протяженностью 125 тыс. пог. м.
         В программу включены работы по развитию транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток", маршруту Казань - Екатеринбург. Планируется завершить строительство 46 обходов городов и населённых пунктов, таких как Тверь, Волгоград, Гудермес, Владикавказ, Калуга, Липецк, Нижнекамск и Набережные Челны. Помимо этого, будут предприняты меры по повышению транспортной доступности туристических кластеров.
         Общий объём финансирования программы составляет 13,2 трлн рублей, из которых 5,4 трлн - средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн - региональные. Ещё 436 млрд выделены Фондом национального благосостояния на строительство маршрута Казань - Екатеринбург и обхода Твери.
         Марат Хуснуллин подчеркнул, что важно избегать долгостроев: "Объекты должны строиться не более трёх лет, самые сложные объекты - не более пяти лет. Все объекты должны быть обеспечены финансированием. Если даже срок и объект большой, то он должен иметь возможность поэтапного запуска, чтобы этот этап можно было эксплуатировать. Мы должны завершить все начатые программы".
         Президент России одобрил пятилетний план дорожной деятельности и попросил Правительство утвердить его. "Работа в будущем предстоит колоссальная просто и по масштабам, по территории, по объёмам финансирования. Здесь не должно быть никаких сбоев, всё должно быть отлажено. Поэтому нам и нужен пятилетний план, чтобы было понятно, что, когда, каким образом должно быть сделано, какие ресурсы мы на это выделяем. Они должны быть использованы рационально и принести реальную пользу экономике страны и нашим людям", - резюмировал Владимир Путин.
         Постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд преимуществ. Подрядные организации смогут получить долгосрочные заказы, это позволит им более чётко планировать свою деятельность и снизить стоимость работ. В ближайшие годы отечественной промышленности будет обеспечен гарантированный спрос на технику и строительные материалы. Благодаря этому появится возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места. Кроме того, активное дорожное строительство будет способствовать дальнейшим исследованиям и разработкам в области проектирования дорог, в управлении строительством и производстве стройматериалов.
         Долгосрочное планирование, а также необходимость создания новых материалов и технологий выявляют потребность в квалифицированных специалистах. В числе приоритетных задач - обеспечение качественной подготовки будущих дорожников в профильных образовательных учреждениях, в первую очередь - рабочих профессий. С этой целью планируется расширить и обновить учебную базу техникумов и колледжей, центров переподготовки и повышения квалификации.


              21. Разработаны изменения N 1 к СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"
         На сайте Росстандарта опубликован текст проекта изменения N 1 к СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
         Проект изменения N 1 к СП 1.13130.2020 содержит требования по созданию условий для размещения вертикальных коммуникаций зданий многоквартирных жилых домов в центральном ядре без примыкания к фасаду;
- по устройству открытой лестницы типа Л2 в многоквартирных жилых домах до девятого этажей;
- по устройству светового колодца между лестничными маршами типа Л2;
- по возможности отказа от устройства балкона или лоджии в каждой квартире, расположенной на высоте более 15 м;
- по устройству эксплуатируемой кровли с общественными зонами на зданиях многоквартирных жилых домов;
- по устройству антресольного помещения в квартире;
- по возможности отказа от по устройства эвакуационных выходов с каждого этажа для двухуровневых квартир при высоте расположения верхнего этажа более 18 м и другие изменения.
         Проект изменения в СП планируется внести следующие поправки:
1. Высоту путей эвакуации и эвакуационных выходов хотят исключить из допустимого отклонения геометрических параметров в 5%;
2. Исключить пункт (общее положение), устанавливающий необходимость 2-х эвакуационных выходов на этаже с 50 и более человек;
3. Добавляется требование не только к ширине, но и длине входной площадки перед эвакуационным выходом наружу;
4. Уточняется, какие мероприятия могут применяться для предотвращения травмирования людей при высоте путей эвакуации менее 2 м и при наличии выступающих конструкций на путях эвакуации.
5. Уточняется требование, когда высота ограждений лестниц должна быть не менее 1,2 м (пребывание детей и наличие просвета между маршами лестниц 0,3 м становится одним "двойным" условием);
6. Добавляется требование, когда в лестничной клетке требуется эвакуационное освещение и ФЭС по ГОСТ 34428-2018;
7. Изменена формулировка требования, устанавливающего необходимость 2-х эвакуационных выходов с этажа многоквартирных жилых домов;
8. Добавлено требование к эвакуационным выходам из блоков внеквартирных кладовых.


              22. Минстрой получил право координировать действия госорганов для снижения количества долгостроев
         На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ N 1017 от 02.06.2022 "О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
         Постановление расширяет перечень полномочий, осуществляемых Минстроем России, которые необходимы для борьбы с долгостроями. В частности, устанавливается, что с 10.06.2022 Минстрой будет уполномочен на:
- установление порядка представления информации об объектах капитального строительства (ОКС), включенных в федеральный реестр незавершенных ОКС в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, и порядка разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства;
- осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по снижению количества ОКС, включенных в федеральный реестр незавершенных ОКС в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

         Проект Постановления устанавливает, что порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации ведомственных планов мероприятий по снижению количества незавершенных ОКС будет устанавливаться Минстроем.

Дата вступления в силу - 10.06.2022

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".