Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в мае 2022 года.

 

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

            1. Минстрой намерен уточнить основные положения регламента по согласованию СТУ
            На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России "Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
            Согласно проекту административного регламента, услугу по согласованию специальных технических условий (СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства будет предоставлять Минстрой России. Для осуществления отдельных административных процедур (действий) могут привлекаться учреждения, подведомственные Минстрою.
            Срок предоставления услуги - 20 рабочих дней. Данный срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней по решению министра строительства и ЖКХ РФ или его заместителя.
            Для согласования СТУ заявитель представляет в Министерство:
- заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе (в случае если от имени заинтересованного лица действует его представитель), сведений о разработчике;
- документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица;
- СТУ, подписанные разработчиком;
- пояснительную записку к СТУ, подписанную разработчиком;
- техническое задание на разработку проекта СТУ, подписанное заинтересованным лицом.
            Для внесения изменений в ранее согласованные СТУ заявитель представляет в Министерство:
- заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе (в случае если от имени заинтересованного лица действует его представитель), сведений о разработчике;
- документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица;
- СТУ, подписанные разработчиком;
- пояснительную записку к СТУ, подписанную разработчиком;
- техническое задание на разработку проекта СТУ, подписанное заинтересованным лицом;
- копию ранее согласованного СТУ, подписанную заинтересованным лицом или его представителем.
            Для отмены ранее согласованных СТУ заявитель направляет в министерство соответствующее заявление с приложением экземпляра ранее согласованных СТУ.
            В случае, если направленные на согласование СТУ одновременно содержат технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ и 384-ФЗ, к заявлению дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласование СТУ с МЧС России.
            Заявление и документы, необходимые для получения услуги, представляются заявителем в министерство с использованием единого портала государственных услуг (ЕПГУ) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
            С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Министерством создается постоянно действующий Нормативно-технический совет (НТС). Действующий состав НТС опубликован на сайте Минстроя России.
            На заседании НТС рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка, подготовленная государственным учреждением, подведомственным Минстрою.
            Заинтересованное лицо или его представитель вправе присутствовать на заседании НТС, на котором рассматриваются подготовленные им СТУ.
            По результатам рассмотрения СТУ НТС принимает рекомендательное решение о возможности или невозможности согласования СТУ. Решение принимается открытым голосованием и считается принятыми, если за него проголосовали более половины присутствующих на заседании членов Нормативно-технического совета.
            Члены НТС, не согласные с принятым решением, могут изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.
Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем принимаются на основании решения НТС.
            В согласовании СТУ может быть отказано в случае:
- отсутствия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
- отсутствия оснований для разработки СТУ, в том числе наличия требований к определению соответствующих проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения в Техническом регламенте и (или) документах в области стандартизации.
- отсутствия (недостаточности) обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;
- несоответствия СТУ, согласованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и СТУ, представленных на согласование в Министерство.
            Согласованные СТУ либо отказ в согласовании СТУ, содержащий мотивированное обоснование причины отказа и рекомендации для доработки СТУ, оформляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и направляется в личный кабинет заявителя в ЕПГУ.
Информация о согласованном СТУ вносится в перечень согласованных СТУ, который размещается на официальном сайте Минстроя в сети "Интернет".

 

 

            2. ТК 505 "Информационное моделирование" определил направления своей деятельности
            29 марта 2022 года в ДОМ.РФ состоялось первое заседание Технического комитета по стандартизации ТК 505 Информационное моделирование под председательством заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика.
            Темой первого заседания ТК 505 стало обсуждение основных направлений деятельности.
            "Технический комитет - это в первую очередь форма сотрудничества заинтересованных лиц. Он не только выступает как платформа для рассмотрения и предложения к утверждению документов по стандартизации, но и является площадкой для выражения мнений, дискуссий и в итоге - достижения консенсуса", - заявил Константин Михайлик.
            ТК был образован приказом Росстандарта приказ N 788 от 29.03.2022 месяц назад и объединил 68 предприятий, организаций и учреждений. Ведение секретариата а поручено ДОМ.РФ.
            Как сообщает Минстрой России, основными направлениями деятельности ТК 505 станут сопровождение и развитие комплекса стандартов по теме "Информационное моделирование", а также стимулирование разработок предварительных национальных стандартов и их проверка на практике. Особо значение также будет иметь работа по расширению списка субъектов рынка, для которых применение ТИМ станет обязательными.

 

 

            3. Вступил в действие свод правил для ключевых элементов строительных конструкций
            Вступил в действие новый свод правил 513.1325800.2022 "Анкерные крепления к бетону. Правила проектирования", утвержденный Минстроем России. СП распространяется на проектирование анкерных креплений строительных конструкций и оборудования к бетону и железобетону, а также устанавливает требования к расчету анкерных креплений с применением механических стальных, клеевых и комбинированных одиночных анкеров, и групп анкеров (кроме пластиковых анкеров).
            "В России возможность применения анкерной техники определяется техническими свидетельствами (ТС), которые выдаются на одиночные изделия - анкеры. В ТС нет методик по расчету таких креплений, расчеты осуществляются по рекомендациям производителей, и не гармонизированы с отечественными нормативными техническими документами. Также разработан ряд стандартов (СТО) по расчету и применению отдельных анкерных креплений, но это документы для применения конкретной организацией. Между тем, анкерные крепления часто являются ключевыми элементами строительных конструкций, имеющими очень важное значение для технической безопасности и конструктивной целостности. Внедрение свода правил позволит проектировщикам применять и рассчитывать анкерные системы без применения СТО", - сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
            Документ устанавливает требования по методике расчета анкерных креплений, применению современной технологии крепления конструкций, инженерных систем и оборудования с применением пост-устанавливаемого крепежа, использованию для креплений химических анкеров.
            В основу свода правил легли результаты научно-исследовательских работ по исследованию анкерных креплений к бетону с разработкой расчетных зависимостей для нормирования. Учёт различных механизмов разрушения анкерного крепления, включая разрушение по материалу и по контакту анкера с основанием, обеспечивает повышение надежности проектных решений.
            "Новый документ обеспечит расширение выбора применяемых материалов, минимизацию ошибок в проектировании и как следствие уменьшение рисков аварий, в том числе связанных с креплением НФС, подвесных потолков, инженерных систем, оборудования. Кроме того, применение анкеров, устанавливаемых в готовое основание, позволит снизить трудоемкость, сократить сроки и увеличить качество строительства за счет повышения точности монтажа и исключения дополнительных работ", - подчеркнул и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            В документе также установлены конструктивные требования к расположению анкерных креплений по отношению к краю конструкции и между соседними анкерами по назначению коэффициентов условия работы анкерных креплений, также в зависимости от групповой работы крепления, представлены различные графические схемы, указания по учету дополнительных усилий.

 

 

            4. Изменения в методике составления сметы контракта
            На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России N 124/пр от 25.02.2022 "О внесении изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр".
            Приказ вносит изменения в пп."б" п.14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Она утверждена приказом Минстроя России N 841/пр от 23.12.2019, установившим формулу расчета коэффициента корректировки цены контракта, учитывающую рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.
            Согласно приказу, сама формула осталась без изменений. Изменения внесли в определение ЦНМЦК (сметная стоимость всех работ, в уровне цен утвержденной проектной документации) которая используется в формуле для расчета.
            Устанавливается, что в случае, если сметная стоимость объектов капитального строительства (ОКС), использованная при определении НМЦК, определена с использованием индекса изменения сметной стоимости, не отражающего специфику строительства ОКС, то для определения показателя ЦНМЦК используется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий Индексу по виду объекта, принятому для расчета показателя Цнов. В этом случае для расчета показателя ЦНМЦК осуществляется пересчет сметной стоимости из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта.
            Также устанавливается, что в случае, если год выполнения расчета соответствует году первого опубликования Индексов по виду объекта, а также в случае если Индекс по виду объекта впервые опубликован Минстроем до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 604 от 15.05.2019, то при расчете показателя ЦНМЦК используются показатели сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации, без ее пересчета.
            При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении показателя ЦНМЦК пересчету не подлежит.
            Как ранее информировал портал ЕРЗ.РФ, Постановлением N 680 16.04.2022 Правительство РФ установило особые правила изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия в 2022 году.

 

 

                   5. Подписан закон, устанавливающий особенности правового регулирования градостроительных и иных отношений в условиях внешнего санкционного давления

            Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
            Федеральный закон принят Государственной Думой 20 апреля 2022 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2022 года.
            Федеральным законом устанавливаются особенности правового регулирования градостроительных и иных отношений в условиях внешнего санкционного давления для поддержки российской экономики.
            В целях упрощения порядка реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений при строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяются также на строительство, реконструкцию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, объектов промышленной, социальной и иной инфраструктуры, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.
            При этом устанавливается, что строительство, реконструкция названных объектов инфраструктуры должны осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов.
            В целях защиты ценных земель предусматривается, что установленный Федеральным законом упрощенный порядок строительства не применяется при строительстве объектов социальной и промышленной инфраструктуры на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий, а также вводятся ограничения на резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения указанных объектов на таких угодьях, землях и территориях.
            Федеральным законом устанавливаются на 2022 год дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
            Кроме того, уточняются отдельные нормы, регулирующие осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, проведение капитального ремонта многоквартирного дома. В частности, Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определять случаи и порядок авансирования по договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере свыше 30 процентов.

 

 

            6. ФАУ ФЦС займется оценкой пригодности использования строительных ресурсов
            Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" будет уполномочено на выдачу технических свидетельств, подтверждающих пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими техническими нормативными документами.
            Свидетельства будут выдавать на основе заключения о пригодности строительных ресурсов.
Для исполнения новых полномочий ФАУ ФЦС также будет уполномочен на подготовку соответствующей обосновывающей документации, в том числе организацию проведения исследований (испытаний) и измерений строительных ресурсов.
            Соответствующий проект ведомственного приказа подготовлен Минстроем России в целях обеспечения особого порядка подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий, установленного Правительством РФ на 2022 год (ПП от 12 марта 2022 года N 353).

 

 

            7. Определены правила проектирования здания из деревянных срубных конструкций
            Минстроем России разработан и утвержден новый свод правил (СП) 516.1325800.2022 "Здания из срубных деревянных конструкций. Правила проектирования и строительства". Документ устанавливает требования к проектированию и строительству жилых и общественных зданий с применением бревенчатых и брусчатых деревянных конструкций.
            "Преимущества срубных деревянных конструкций, такие как экологичность, простота укладки устойчивой самонесущей срубной части здания до определенной высоты без дополнительного устройства каркасных и связевых элементов, достаточность начальных теплотехнических требований за счет толщины срубных элементов стен, минимальные технологические затраты при подготовке срубных элементов для стен и перегородок, обеспечивают возможность их массового применения. Утверждение нового свода правил обеспечит расширение выбора применяемых материалов и конструкций с четкими правилами проектирования, что позволит развиваться этой технологии и в перспективе уменьшить их конечную стоимость", - отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.
            В России накоплен богатый исторический опыт применения срубных деревянных конструкций в строительстве. Они широко использовались при возведении храмов. Также срубные дома широко распространены в северных странах: Финляндии, Норвегии и Канаде, где в последние годы стала использоваться технология устройства срубов с вертикальным расположением бревен и круглого леса для исключения усадочных влажностных деформаций.
            "В новом своде правил разработаны требования по обеспечению несущей способности, материалам, конструированию узловых решений, инженерному оборудованию, а также требования для обеспечения долговечности, пожарной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и энергосбережения при проектировании зданий из бревен и бруса", - сообщил и.о. директора ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
            Документ был согласован техническими комитетами (ТК): ТК 465 "Строительство", ТК 144 "Строительные материалы и изделия", ТК 274 "Пожарная безопасность" и поддержан Ассоциацией Деревянного Домостроения.

 

 

            8. В России сформирован Единый институт пространственного планирования РФ
            ГАУ "НИ и ПИ Градплан города Москвы" официально переименован в Федеральное автономное учреждение "Единый научно-исследовательский и проектный институт пространственного планирования Российской Федерации".                       Соответствующие изменения внесены в устав учреждения, этот этап стал заключительным в формировании Единого института пространственного планирования.
            Директором учреждения назначена Дина Саттарова, ранее возглавлявшая Градплан Москвы. Единый институт пространственного планирования РФ образован по поручению заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и стал новой подведомственной организацией Минстроя России.
            "Максимально эффективно организовать градостроительную деятельность и обеспечить координацию межотраслевой политики - одна из основных задач пространственного планирования. Это очень важная составляющая. Данный процесс, как и качество использования земельных ресурсов, должно регулировать государство. Федеральные, региональные и местные органы власти должны, с одной стороны, определять виды и масштабы деятельности на территории, а с другой - задавать направления развития городских территорий, разрабатывать механизмы их реализации, продумывать инструменты создания удобной инфраструктуры, стимулирования инвестиционной активности. Мы намерены добиться того, чтобы пространственное развитие в России стало наиболее действенным и работало на улучшение качества жизни всех граждан, независимо от места их проживания, - с этой целью и создавался Единый институт", - прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
            Наблюдательный совет Единого института учрежден сроком на 5 лет. В его состав входят девять человек из числа руководителей Министерства строительства и ЖКХ РФ, Минэкономразвития России, Росимущества, профильного Комитета Государственной Думы РФ, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и др. Председателем Наблюдательного совета избран Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
            "Градплан Москвы создавался в 2012 году, в первую очередь, как аналитический и исследовательский центр для оценки социально-экономических, экологических и иных факторов, влияющих на принятие градостроительных решений. На уровне Москвы он полностью оправдал свое предназначение. Уникальные наработки и практический опыт института теперь будут транслироваться в российские регионы. В частности, Единый институт будет заниматься развитием агломераций, обеспечением эффективного управления территориями, оценкой их градостроительного потенциала", - отметил Ирек Файзуллин.
            "Пространственное планирование - это один из ключевых инструментов создания условий для социального, территориального и экономического развития внутри страны, устранения межрегионального неравенства и качественного улучшения жизни, - подчеркнула директор ФАУ "Единый институт пространственного планирования РФ" Дина Саттарова. - В основном, научная, проектная и методическая деятельность института будет направлена на формирование единой градостроительной политики, которая должна обеспечить сбалансированное пространственное развитие территорий России. В частности, Единый институт будет решать задачи, связанные с планированием оптимальных схем расселения и приложения труда, функционала и параметров застройки, обеспечивающих устойчивое развитие территорий и социальный рост. Многое предстоит сделать и для совершенствования процесса градостроительного проектирования, актуализации действующей нормативной базы".

 

 

            9. Утверждены изменения в План актуализации сметных нормативов на 2022 год
            Минстрой России внес изменения в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год. Приказ N 349/пр подписал глава Минстроя России Ирек Файзуллин 5 мая 2022 года.
План, утвержденный приказом от 15.12.2021 N 943/пр, дополнен 46 позициями, с 764 по 809 пункт, и предусматривает разработку и актуализацию 330 проектов сметных норм и одной методики, помимо ранее включенных в план. В целом документ содержит предложения по разработке и актуализации в 2022 году 3463 сметных норм, 17 методик нормативных затрат и 7 методик определения сметной стоимости.
            Ознакомиться с актуальным планом и скачать документ можно на официальном сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в подразделе "План утверждения сметных нормативов" раздела "Федеральный реестр сметных нормативов". Приказ об утверждении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год доступен по ссылке на ФГИС ЦС.

 

 

            10. Утвержден профессиональный стандарт "Архитектор"
            6 мая 2022 года зарегистрирован и официально опубликован приказ Минтруда от 06.04.2022 N 202н "Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор".
            Новый профстандарт содержит описание трудовых функций архитекторов зданий и сооружений 5-7 уровня квалификации, целью деятельности которых является создание архитектурных объектов, включающее в себя творческий процесс создания авторского проекта и координацию разработки всех разделов проектной документации для его строительства или реконструкции.
            Разработчиками профессионального стандарта выступили Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), ВНИИ труда, Союз архитекторов России и ООО "Центр исследований". Курировал разработку стандарта Совет по профессиональном квалификациям (СПК) в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования.
            Дата вступления в силу - 01.09.2022

 

 

 

            11. Минстроем России разработан законопроект по внедрению механизма экспертного сопровождения на стадии проектирования

            Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».
            Согласно комментариям разработчика, законопроектом предлагается установить различные варианты подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство.
            Так, у заказчика появляется возможность наряду с "классическим" подходом (подготовка проектной документации в полном объеме, получение "классического" заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство) также пойти по пути проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации.
            Если заказчиком принято решение проводить экспертизу проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации, то органами экспертизы, осуществляющими экспертное сопровождение, может оказываться содействие в форме рекомендаций по подготовке проектной документации.
            Помимо этого, законопроектом предлагается установить возможность для заказчика разделять работы по проектированию и строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на стадии проектирования и строительства, и получать заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство на каждую такую стадию.
            

 

 

            12. Разработан законопроект о едином реестре требований в строительстве
            Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»
            Законопроектом предлагается создать единый реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.
            При этом законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и в предмет экспертизы проектной документации (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
            Формирование и ведение реестра требований будет обеспечивать Минстрой России или его подведомственное учреждение. Вместе с тем, порядок ведения реестра требований, в том числе порядок и основания включения и исключения требований из него, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
            Согласно комментариям разработчика, законопроект разработан в целях реализации "одноканальной" процедуры выпуска нормативно-технических документов, исключающей дублирования и противоречия требований нормативной базы.

 

 

            13. Расширены права доступа в ЕЦПЭ для администраторов экспертных организаций
            В апреле 2022 года произведены доработки функциональных возможностей Единой цифровой платформы экспертизы, в том числе в части расширения прав доступа администраторов экспертных организаций. Новая опция позволяет просматривать и редактировать заявления на разных стадиях их жизненного цикла. Также доработан функционал платформы в части создания новой услуги "Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".
            По состоянию на начало мая 2022 года в Единой цифровой платформе экспертизы зарегистрированы более 14 тысяч пользователей, из них 3824 - от региональных экспертных организаций и 10271 - от заявителей. Положительная динамика также отмечается по всем позициям информационного наполнения платформы. Так, на текущий момент загружено боле 19,5 тыс. проектов и почти 916 тыс. файлов. Общий объем используемого файлового хранилища составляет 2,5 ТБ.
            Планы развития ЕЦПЭ на 2022 год обсуждались на очередном заседании рабочей группы, состоявшемся в Главгосэкспертизе России. В состав группы были включены представители 80 экспертных организаций. В целом на текущий момент к ЕЦПЭ подключены 82 региональные экспертизы.

 

 

            14. Разработан законопроект, направленный на развитие института типового проектирования
            На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации".
            Законопроект разработан в развитие института типового проектирования, а также в рамках исполнения пункта 7 плана мероприятий ("дорожная карта") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р.
            В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что существующий институт типового проектирования не в полной мере решает задачи повторного использования проектной документации. Законопроект разработан с целью сокращения объема разрабатываемой проектной документации, сроков проектирования, а также уменьшения стоимости проектных работ и стоимости работ по
обязательной экспертизе проектной документации. Предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ изменения в части наделения Минстроя России, Минобороны России и Минтранса России или подведомственных им государственных (бюджетных или автономных) учреждений и организаций полномочиями по подготовке и признанию проектной документации типовой проектной документацией, а также актуализации такой типовой проектной документации.

 

 

            15. Утверждены новые национальные и межгосударственные стандарты для специалистов в области строительства

            ГОСТ Р 70091-2022 "Крышки и решетки водоотводных лотков и лотков для прокладки инженерных коммуникаций. Общие технические требования и методы контроля" утвержден приказом Росстандарта от 6 мая 2022 года N 277-ст.

            Стандарт устанавливает общие технические требования и методы контроля крышек и решеток водоотводных лотков и лотков для прокладки инженерных коммуникаций, выполненных из различных материалов. Стандарт распространяется на крышки и решетки лотков линейных водоотводных систем, предназначенных для приема и отвода поверхностных сточных вод и лотков инженерных коммуникаций на транспортных и других сооружениях. Стандарт не распространяется на изделия систем кабельных лотков и коробов.
            ГОСТ Р 70091-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
            ГОСТ 17410-2022 "Контроль неразрушающий. Трубы металлические бесшовные. Методы ультразвуковой дефектоскопии" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 266-ст.
            Стандарт устанавливает требования к проведению ультразвукового контроля сплошности металла бесшовных труб круглого сечения. Стандарт распространяется на методы ультразвукового контроля с применением автоматизированного, механизированного и ручного контроля труб для выявления различных дефектов (типа нарушения сплошности и однородности металла), расположенных на наружной и внутренней поверхностях, а также в толще стенок труб, и обнаруживаемых ультразвуковым дефектоскопическим оборудованием. Действительные размеры дефектов, их форма и характер настоящим стандартом не устанавливаются. Размеры настроечных отражателей не рассматриваются как минимальные размеры дефектов, обнаруживаемых при контроле.
            ГОСТ 17410-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 августа 2022 года.
            ГОСТ ISO 10863-2022 "Неразрушающий контроль сварных соединений. Ультразвуковой контроль. Применение дифракционно-временного метода (TOFD)" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 265-ст.
            Стандарт устанавливает требования к применению дифракционно-временного метода (TOFD) в полу- или полностью автоматизированном режиме ультразвукового контроля сварных соединений, полученных сваркой плавлением в металлах минимальной толщиной 6 мм. Метод предназначен для контроля сварных соединений изделий с полным проплавлением простой геометрической формы в виде листов, труб и сосудов, в которых металл сварного шва и основной металл относятся к низколегированной стали. Если это указано и целесообразно, то метод TOFD также может быть применим для контроля сварных соединений изделий из других металлов, для которых характерно низкое затухание ультразвука (преимущественно из-за рассеяния).
            ГОСТ ISO 10863-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 августа 2022 года.
            ГОСТ Р 70062-2022 "Материалы гибкие рулонные гидроизоляционные полимерные (термопластичные и эластомерные). Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 267-ст.
            Стандарт распространяется на гибкие рулонные полимерные (термопластичные и эластомерные) материалы, предназначенные для гидроизоляции зданий, в том числе от грунтовой влаги и воды, и устанавливает технические требования, методы испытаний, а также требования к маркировке.
            ГОСТ Р 70062-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
            ГОСТ Р 70086-2022 "Материалы гибкие рулонные гидроизоляционные битумосодержащие. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 268-ст.
            Стандарт распространяется на гибкие рулонные гидроизоляционные битумосодержащие материалы (далее - материалы), предназначенные для устройства вторичной защиты при гидроизоляции
зданий и сооружений, а также устанавливает классификацию, технические требования, методы испытаний, требования к маркировке.
            ГОСТ Р 70086-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
            ГОСТ Р 70087-2022 "Краски водно-дисперсионные для систем фасадных теплоизоляционных композиционных с наружными штукатурными слоями. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 269-ст.
            Стандарт распространяется на водно-дисперсионные краски для систем фасадных теплоизоляционных композиционных (далее - краски), предназначенные для устройства декоративно-защитного финишного слоя фасадной теплоизоляционной композиционной системы с наружными штукатурными слоями (СФТК), применяемые при строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений. Стандарт устанавливает технические требования к данным краскам и декоративно-защитным покрытиям на их основе, методам их контроля, а также требования безопасности и охраны окружающей среды.
            ГОСТ Р 70087-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
            ГОСТ Р 70088-2022 "Бревна и заготовки оцилиндрованные. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 270-ст.
            Стандарт распространяется на оцилиндрованные бревна и оцилиндрованные заготовки для строительства.
            ГОСТ Р 70088-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
            ГОСТ Р 70090-2022 "Материалы геосинтетические бентонитовые рулонные для гидроизоляции. Общие технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 273-ст.
            Стандарт распространяется на геосинтетические бентонитовые рулонные материалы для гидроизоляции (далее - глиноматы), применяемые для гидроизоляции туннелей, фундаментов и подземных частей зданий и сооружений, устройства противофильтрационных экранов при строительстве объектов размещения коммунальных, промышленных, радиоактивных отходов и их рекультивации, устройства противофильтрационных экранов земляных насыпей автомобильных и железных дорог, объектов нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, объектов агропромышленного комплекса, устройства противофильтрационных завес гидротехнических сооружений. Стандарт устанавливает классификацию и технические требования к изготовлению, безопасности, правилам приемки, методам испытаний, транспортированию и хранению. Стандарт может быть использован при разработке стандартов и технических условий на конкретные виды изделий.
            ГОСТ Р 70090-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.

 

 

            16. Расширен перечень работ, которые можно осуществлять до разрешения на строительство
            Опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 мая 2022 N 880 о внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
            Постановление существенно расширяет перечень, ранее утвержденный Постановлением от 7 ноября 2020 года N 1798.
            Теперь с момента направления проектной документации на экспертизу застройщики вправе проводить инженерную подготовку территории, включая строительство канализационных коллекторов, поселка для проживания строителей, сооружений для управления стройкой, осуществлять перенос и переустройство инженерных сетей.
            Кроме того, разрешены практически все виды земляных работ и устройство подпорных стен, если планируется реконструкция объекта.
            Документом установлены виды работ, которые можно выполнять до получения разрешения на строительство для объектов федерального, регионального и местного значения. Включенные в перечень подготовительные работы можно выполнять, если они "не причиняют существенного вреда окружающей среде и её компонентам".

 

 

            17. Минстрой опубликовал описание атрибутивного состава ЦИМ для проектирования, строительства и эксплуатации согласно СП 333
            Минстрой России опубликовал описание атрибутивного состава ЦИМ для проектирования, строительства и эксплуатации согласно СП 333.1325800.2020 "Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла" в виде XML-схем.
            Описание содержания приложений:
Приложение 1 - Корневая XML-схема, используемая на всех этапах жизненного цикла на различных уровнях проработки моделей;
Приложение 2 - XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки “Проектная модель" в соответствии с СП 333.1325800.2020;
Приложение 3 - XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе проектирования;
Приложение 4 - XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки "Исполнительная модель" в соответствии с СП 333.1325800.2020;
Приложение 5 - XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки "Строительная модель" в соответствии с СП 333.1325800.2020;
Приложение 6 - XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе строительства;
Приложение 7 - XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки "Эксплуатационная модель" в соответствии с СП 333.1325800.2020;
Приложение 8 - XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе эксплуатации;
Приложение 9 - Отчет об апробации разработанных XML-схем;
Приложение 10 - Проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о реализации информационного взаимодействия при ведении информационной модели объекта капитального строительства в электронном виде.

 

 

            18. Минстрой разъяснил типовые вопросы по применению положений постановления N 331
            Минстроем России опубликовано письмо от 07.04.2022 года N 14710-КМ/16 "О типовых вопросах, в части применения положений постановления Правительства РФ от 05.03.2021 года N 331".
            В письме разъяснены типовые вопросы по применению положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 года N 331 по формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства.
            Напоминаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 года N 331 закреплено, что формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заключен после 1 января 2022 года, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

 

 

            19. Обнародованы актуальные индексы изменения сметной стоимости строительства во II квартале
            Опубликовано письмо Минстроя России N 20846-ИФ/09 от 12.05.2022 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года, в том числе величине
индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".
            Письмо подготовлено в дополнение к письму Минстроя N 19281-ИФ/09 от 29.04.2022.
Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за I квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
            В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС во II квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).
            В качестве приложения к данному письму включены:
• ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Сибирского федерального округа (СФО);
• ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Центрального федерального округа (ЦФО), Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);
• ИИСС СМР по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги" на II квартал 2022 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО;
• Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на II квартал 2022 года для ЦФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО.
            Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму и письму Минстроя России N 19281-ИФ/09 от 29.04.2022, будут сообщены дополнительно.

 

 

            20. Ограничены госзакупки зарубежных компьютеров, лифтов и техники
            Вступил в действие правительственный запрет на участие в госзакупках продукции иностранных лифтовых компаний, производителей дорожной и строительной техники, а также ноутбуков и компьютеров.
            Соответствующие нормы закреплены постановлением правительства от 20 ноября 2021 года N 1989. Данный документ устанавливает, что в рамках госзакупок нельзя приобретать пассажирские лифты, произведенные в других странах, большинство видов дорожно-строительной техники, а также ноутбуков и компьютеров. Исключение составляет продукция из государств Евразийского экономического союза:
            "При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением                               Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно", - говорится в постановлении.
            В перечень зарубежных промышленных товаров, которые нельзя покупать для государственных и муниципальных нужд, входят также текстильные ткани, бумага и картон, шины и покрышки, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, сменные рабочие инструменты для станков, шариковые или роликовые подшипники, а также грузоподъемная техника.
            Что касается компьютеров, то к госзакупкам запрещены "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода". Отметим, что в свете цифровизации строительной отрасли, а также технологий информационного моделирования установлено, что проектирование и строительство объектов госзаказа должно проводиться с использованием информационного моделирования. Соответственно, компьютеры, планшеты и ноутбуки должны закупать не только исполнители (проектировщики и строители), но и госзаказчики. Каким образом теперь это делать, разъяснений ни от кого не поступало.

 

 

            21. Разработана первая редакция проекта изменения N 1 СП 485.1311500.2020
            Специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ разработана первая редакция проекта изменения N 1 СП 485.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
            Текст изменений приводится на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ.
            Согласно пояснительной записке, целями разработки проекта изменения N 1 СП 485.1311500.2020 является совершенствование нормативных требований пожарной безопасности по применению неметаллических труб при проектировании автоматических установок пожаротушения, а также актуализация отдельных положений СП 485.1311500.2020 на основании решений, разработанных и апробированных при проектировании автоматических установок пожаротушения.
            Проектом изменения N 1 СП 485.1311500.2020 предусмотрены:
- внесение изменений в части применения неметаллических труб при проектировании автоматических установок пожаротушения;
- корректировка и уточнение частичных несоответствий и технических опечаток по замечаниям организаций и граждан.
            Замечания и предложения можно направлять до 13 июня 2022 года разработчикам проекта изменения.

 

 

            22. Перечень обязательных требований в строительстве сокращен
            Официально опубликовано Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 914 о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815, которым был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
            Напомним, проект документа вызвал в профессиональном сообществе большой резонанс, т.к. изначально строительный блок правительства предлагал полный отказ от перечня обязательных требований. После рассмотрения проекта постановления в Аппарате Правительства он был несколько скорректирован.
            По результатам рассмотрения принято решение перечень из 69 ГОСТ Р и СП сократить на 64 пункта. Таким образом, в перечне обязательных требований с 1 сентября 2022 года останутся пять документов:
ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения";
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия";
СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии";
СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология".
            Указанные нормативные документы также подлежат обязательному использованию не полностью - в перечне указаны их отдельные разделы.
            До вступления постановления в силу постановления N 914 продолжают действовать нормы постановления N 815.
            Напомним, Минстрой России анонсировал подготовку изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, которые подразумевают полный отказ от перечня обязательных требований и введение единого перечня технических документов которые могут быть использованы для подтверждения соответствия проектов требованиям техрегламента. Дорожную карту по комплексу мер, направленных на изменение структуры контроля исполнения обязательных требований, планируют утвердить в июне этого года.

 

 

            23. Актуализированы профессиональные стандарты специалистов НРС в изысканиях и проектировании
            Зарегистрированы и официально опубликованы профессиональные стандарты организаторов инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Новые профессиональные стандарты утверждены взамен стандартов, утвержденных в 2021 году. Актуализация документов была проведена в связи с изменениями, внесенными в градостроительное законодательство Федеральным законом от 30.12.2021 года N 447-ФЗ.
- Приказ Минтруда от 21.04.2022 N 227н об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации инженерных изысканий";
- Приказ Минтруда от 21.04.2022 N 228н об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования".
            Документы вступят в силу с 1 сентября 2022 года, одновременно с требованиями по обязательной независимой оценке квалификации специалистов НРС.
            Профессиональные стандарты разработаны СПК в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования при поддержке НОПРИЗ.

 

 

            24. Правительство утвердило постановление о реестре строительных компаний - участников СРО
            В России появится единый реестр строительных компаний - участников саморегулируемых организаций (СРО). Он упростит поиск проектировщиков и строителей для возведения, реконструкции и капитального ремонта зданий.
            Постановление от 25 мая 2022 года N 945, которое утверждает правила формирования и ведения такого реестра, а также состав включённых в него сведений, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
            До сих пор выбор подрядчика был затруднён из-за недостаточности или разрозненности сведений, представленных в реестрах, которые велись каждой СРО в отдельности. Теперь это можно будет сделать на едином информационном ресурсе. Отвечать за его создание и развитие будут Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), объединяющие все строительные саморегулируемые организации.
            Саморегулируемые организации появились в России после того, как государство в 2009-2010 годах перестало выдавать лицензии, подтверждающие квалификации строителей. Эти же объединения отвечают в том числе и за выплату компенсаций заказчикам, пострадавшим от неквалифицированно выполненных работ застройщиками, проектировщиками и изыскателями.
            Постановление разработано для реализации новых норм Градостроительного кодекса, принятых в декабре 2021 года.

 

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".