Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в марте 2022 года.

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

              1. Главгосэкспертиза создала портал оперативного информирования о фактах значительного увеличения стоимости строительных материалов и оборудования.
На официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором имеется возможность заявить о фактах значительного увеличения стоимости строительных материалов и оборудования, используемых при строительстве объектов капитального строительства, за короткий период времени (менее месяца).
Посредством новой функции на портале ФГИС ЦС заказчики строительства и подрядные организации могут представить конкретную информацию (заявить) о наличии фактов:
- значительного повышения стоимости строительных ресурсов, планируемых к закупке на объекты капитального строительства;
- отказа от продажи строительных ресурсов по зафиксированным ранее в контрактах ценам.
Приоритетной является информация по ценообразующим строительным ресурсам, оказывающим существенное влияние на стоимость строительства объектов капитального строительства (капитального ремонта, реконструкции).
В случаях выявления дальнейшего значительного роста цен по строительным ресурсам из ранее предоставленных заявок целесообразно подавать новые заявки с указанием ранее представленных контактных данных и ИНН заявителя.
Информация, предоставленная с использованием функционала созданного портала ФГИС ЦС, может быть использована в рамках проведения соответствующих проверок ФАС России для выявления спекулятивных составляющих по факту значительного повышения стоимости строительных ресурсов.

 

 

              2. Утверждены новые Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 N 1628 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".
Согласно указанному документу, требования энергетической эффективности устанавливаются Минстроем России и включают в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

В правилах определения класса энергетической эффективности устанавливаются:

- перечень классов энергетической эффективности и их обозначения;
- для каждого класса энергетической эффективности соответствующие данному классу минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме;
- обязательные для наивысших классов энергетической эффективности требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к указателю (маркировке) класса энергетической эффективности, который размещается на фасаде многоквартирного дома.
Класс энергетической эффективности:
- определяется органом государственного строительного надзора для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности;
- определяется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, при осуществлении указанного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома обозначается латинскими буквами по шкале от А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя, приведенного в таблице пункта 5 требований.
Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического значения показателя (проектного значения показателя - для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию), характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, и нормативного значения показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, установленного в требованиях энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.
Действующие Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2035, утрачивают силу с 01.03.2022.
Дата вступления в силу - 01.03.2022

 

 

              3. Правительство утвердило критерии для признания строительных проектов типовыми
В России продолжается работа по внедрению института типового проектирования. Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении критериев признания проектной документации типовой и правил использования такой документации.
Признание проекта строительства типовым возможно при условии получения на него положительного заключения государственной экспертизы после завершения строительства и ввода в эксплуатацию проектируемого объекта.
С инициативой о признании проекта типовым может выступить как Минстрой, так и застройщик или заказчик строительства. Решение о признании проекта таковым принимает Минстрой.
Все сведения о типовой проектной документации будут вноситься в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).

Срок применения типовой проектной документации будет составлять пять лет со дня её включения в ЕГРЗ.
Документ подготовлен для реализации новых положений Градостроительного кодекса, которые были приняты в июле 2021 года. Типовое проектирование особенно актуально при строительстве социальных объектов - детских садов, школ, поликлиник и больниц.
Применение типовых проектов позволит значительно сократить сроки и уменьшить стоимость строительства.

 


              4. Минстрой создаст рабочую группу для работы по вопросам сейсмостойкого строительства и сейсмического районирования
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко принял участие в круглом столе "Учет информации о сейсмической опасности при осуществлении градостроительной деятельности", организованном Общественной палатой Российской Федерации. В своем выступлении он рассказал о планах министерства по выработке подходов при использовании карт общего сейсмического районирования (ОСР) территории России и предложил присутствующим экспертам войти в состав специальной рабочей группы для совместной работы.
В обсуждении участвовали представители Общественной палаты, Российского союза строителей, научного сообщества и государственных корпораций. Все спикеры отмечали необходимость активного обмена разными мнениями, учёта имеющегося опыта, а также результатов научных исследований.
"Работа над картами общего сейсмического районирования должна учитывать не только научно-экспертные изыскания, но и опыт других стран, а также позицию субъектов РФ. Без учета мнений регионов можно попасть в непростую ситуацию, когда они не могут перестроиться на новую балльную систему с имеющимися бюджетами. Поэтому мы приняли решение создать большой координационный орган, благодаря которому нам удастся подготовить наиболее проработанные нормативные документы по сейсморайонированию на основе консенсуса всего профессионального сообщества", - сказал Сергей Музыченко.
Также замминистра сообщил, что работу по выработке единой позиции необходимо завершить к началу 2023 года. Все присутствующие подчеркнули важность профессионального диалога в рамках подготовки решений по использованию карт ОСР и отметили готовность и открытость министерства к нему.

 


              5. Минстрой готовит изменения в порядок и методику определения НМЦК
Опубликован проект поправок в приказ Минстрой России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Поправки разработаны в целях обеспечения соответствия сведений о контракте, включаемом в реестр контрактов в ЕИС в сфере закупок условиям заключенного контракта и смете контракта.
Изменения предусматривают строительных ресурсов, обязанности отражения в ведомости объемов выполненных работ и смете контракта отдельной позицией оборудования с обязательным указанием страны поставщика. Данные поправки позволят синхронизировать информацию о поставляемом оборудовании, указанную в смете заключенного контракта и в Акте о приемке выполненных работ.
Кроме того, приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации установлен проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Также предусматривается включение в смету контракта отдельной строкой затрат на выплату премии за досрочное завершение исполнения контракта, если таковые предусмотрены в сводном сметном расчете стоимости строительства.

 

 

              6. Приказом Росстандарта от 11 февраля 2022 года N 64-ст утвержден ГОСТ Р 70006-2022 "Двутавры стальные сварные с поперечно-гофрированной стенкой для строительных конструкций. Технические условия".
Стандарт распространяется на стальные сварные двутавры с поперечно-гофрированными стенками (далее - сварные двутавры) для строительных конструкций и устанавливает требования к их изготовлению. Стандарт предназначен для применения сварных двутавров в несущих конструкциях каркасов, перекрытий и покрытий вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений любого уровня ответственности во всех климатических районах Российской Федерации.
ГОСТ Р 70006-2022 введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.
Также Приказом Росстандарта от 11 февраля 2022 года N 65-ст утвержден ГОСТ Р 70007-2022 "Блоки опалубки из арболита. Технические условия".
Стандарт распространяется на блоки опалубки из арболита (далее - блоки), предназначенные для несъемной опалубки при устройстве стен, перекрытий, перегородок зданий и сооружений различного назначения, и устанавливает требования к изготовлению блоков.
ГОСТ Р 70007-2022 введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.

 

 

              7. Согласование градостроительной документации хотят упростить
Процедуры разработки и согласования градостроительной документации предлагают упростить для поддержки строительной отрасли в условиях санкций. Такой законопроект (N 84938-8) Госдума приняла 11 марта в первом чтении.
Правительство внесло эту инициативу во втором пакете законопроектов, направленных на защиту национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Предлагается существенно упростить процедуры разработки и согласования градостроительной документации, процедуры проведения общественных и публичных слушаний, строительства объектов капитального строительства и регистрацию уже построенного.
"Все мы знаем, что любое сокращение в строительном цикле приводит к серьезной экономии средств, времени, сроков оборачиваемости средств", - сказал глава Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов.
Также предусмотрена возможность пролонгировать на три года договоры аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и устанавливать льготные размеры аренды земельных участков, используемых для новых инвестиционных проектов.
Кроме того, предложены меры, которые позволят продлять договоры по счетам эскроу. Это будет способствовать как обеспечению финансовой стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками долевого строительства.

 

              8. Правительство ввело мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей
В России до конца 2022 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Постановлением предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок.
При этом плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
В документе отмечается, что проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Подготовленный документ стал частью комплекса мер, предложенных Правительством для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на предпринимателей в условиях санкций, которые были анонсированы Михаилом Мишустиным 2 марта.
Спустя два дня Государственная Дума и Совет Федерации приняли закон, наделяющий Правительство правом принимать необходимые решения для оперативной поддержки экономики и бизнеса.

 

 

              9. ГОСТ Р 70034-2022 "Изделия гипсовые декоративные для фасадов зданий. Технические условия" утвержден приказом Росстандарта от 4 марта 2022 года N 115-ст.
Стандарт распространяется на гипсовые декоративные изделия (лепнину), предназначенные для отделки фасадов зданий, изготовленные по литьевой технологии на основе гипсового вяжущего с модифицирующими добавками (далее - изделия). Стандарт устанавливает технические требования, правила приемки, методы испытаний, правила хранения, транспортирования и маркировку изделий. Стандарт не распространяется на декоративные элементы в составе навесных фасадных систем с воздушным зазором.ГОСТ Р 70034-2022 вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.

              

 

              10. Опубликовано постановление об автоматическом продлении и упрощенном оформлении разрешительных документов в 2022 г.

14 марта 2022 г. состоялось официальное опубликование и вступление в силу постановления Правительства РФ N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" от 12 марта 2022 г.
В документе определено автоматическое продление сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощенное оформление в текущем году. Меры направлены на сокращение издержек, связанных с прохождением разрешительных процедур.
Всего действие постановления охватывает более 120 видов разрешений, включая сферы сельского хозяйства, промышленности, торговли и т.д.
Отдельно выделим сферу оценки соответствия продукции. Также на год вводится отсрочка по необходимости прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Решение введено из-за санкционных ограничений.
Кроме того, в этот период органы государственной власти смогут принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.
Остановимся подробнее на особенностях разрешительной деятельности в сфере оценки соответствия продукции.
Особенности оценки соответствия продукции
В приложении N 18 к постановлению N 353 определены особенности оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. в период введения режима временных ограничений.
Первым делом в документе отмечаются уже действующие послабления в части возможности проведения в 2022 г. инспекционного контроля над сертифицированной продукцией, выпущенной в обращение на территории нашей страны, в виде анализа состояния производства, в том числе в удаленной форме. Также вместо этого могут быть проведены испытания образцов продукции.
Кроме того, орган по сертификации вправе принять решение о переносе инспекционного контроля, который запланирован в 2022 г., на срок до 6 месяцев.
Что касается документов об оценке соответствия, срок действия которых истекает с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. то они продлеваются еще на 12 месяцев.

Производство и выпуск в обращение продукции по таким документам будет возможен по новым датам действия разрешительных документов без дополнительных проверок.
Документом также закреплено, что при ввозе продукции на территорию России на таможне достаточно предоставить сведения о разрешительных документах, оригиналы не требуются.
Без разрешительных документов (сведениях о них) таможню проходят товары:
запасные части, которые ввозятся для обслуживания или ремонта ранее выпущенной в обращение продукции на территории России;
комплектующие, компоненты, сырье или материалы для производства продукции на территории России;
единичные экземпляры для собственных нужд декларанта.
Послабления вносятся и в части маркировки продукции. До 1 марта 2023 г. допускается ввоз товаров, предназначенных для реализации только в пределах России, без маркировки, установленной обязательными требованиями, включая знак ЕАС. Маркировку требуется нанести до реализации продукции потребителю.
Не менее важные изменения касаются упрощения форм оценки соответствия продукции. В период с 21 марта 2022 г. по 1 сентября 2022 г. допускается замена сертификации и декларирования продукции по схемам с участием аккредитованной испытательной лаборатории на декларирование на основании собственных доказательств безопасности продукции. Это можно будет сделать в следующих случаях:
оценка соответствия необходима для партии продукции или единичного изделия;
заявителем могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в России;
имеется комплект документов:
контракт/договор поставки (копия) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию/единичное изделие;
описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований; список стандартов (в случае их применения);
документы и сведения, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, составленные на иностранном языке с переводом на русский язык (за исключением приложений к протоколам испытаний);
декларация о соответствии должна быть зарегистрирована заявителем в ФГИС Росаккредитации;
срок действия декларации о соответствии составляет 6 месяцев со дня регистрации в ФГИС Росаккредитации;
продукция не должна иметь маркировки ЕАС;
Перечень продукции, на которую нельзя будет оформить упрощенную декларацию о соответствии, будет утвержден Минпромторгом России.
В дальнейшем сертификация и декларирование продукции с участием аккредитованных испытательных лабораторий может осуществляться с отбором проб из партии продукции, ввезенной на территорию России по упрощенной декларации о соответствии.
До 1 марта 2023 г. у заявителей при сертификации и декларировании соответствия продукции также имеется возможность не указывать номера GLN или иного индивидуального идентификатора, позволяющего в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса производства.
В период с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. не применяются правила о признании недействительными сертификатов, деклараций о соответствии и протоколов испытаний, утвержденные постановлениями Правительства РФ N 934 и N 936 от 19 июня 2021 г.
Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
Временный порядок аккредитации в национальной системе аккредитации закреплен в приложении N 17 к постановлению N 353.
Так, сроки прохождения компетенции аккредитованных лиц, наступающие с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г., увеличиваются на 6 месяцев. Заявление потребуется предоставить не ранее, чем за месяц нового срока подтверждения компетенции.
Для экспертов по аккредитации, у которых 5-летний срок аттестации истекает до 1 марта 2023 г., срок аттестации продлевается на 12 месяцев.
В 2022 г. аккредитованные испытательные лаборатории вправе выполнять работы по документам, не включенным в утвержденную область аккредитации, до завершения прохождения процедуры расширения области аккредитации. При этом обязательным условием является соблюдение требований

федерального закона N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28 декабря 2013 г. (п.1 ст.7).
Дополнительные особенности аккредитации в национальной системе аккредитации в 2022 г. могут быть введены Минэкономразвития России.
Продление срока действия сертификатов по форме СТ-1
На основании перечня приложения N 1 к постановлению N 353, сертификаты происхождения товара СТ-1, сроки действия которых истекают в период с начала действия постановления и до 31 декабря 2022 г., будут действовать еще на протяжении 12 месяцев.
Послабления для государственной регистрации товаров из единого перечня
В отношении продукции, включенной в раздел II единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю на территории Евразийского экономического союза (утвержден решением Комиссии Таможенного союза N 299 от 28 мая 2010 г.), вводятся разрешительные режимы (приложение N 3 к постановлению N 353).
Госорганы вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять решение о сокращении срока предоставления разрешения, продлении срока действия, о сокращении перечня документов для оформления и т.д.
К таким товарам, например, относятся предметы личной гигиены для взрослых.
Дата вступления в силу - 14.03.2022

 

 

              11. Минстрой получил право разрабатывать форму задания на проектирование
На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ N 334 от 10.03.2022 "О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Федеральный закон 408-ФЗ от 06.12.2021 дополнил ст.48 Градостроительного кодекса РФ ч.12.4. Согласно ей форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ (форма задания на проектирование), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Постановлением N 334 Правительство РФ вносит изменения в "Положение о Минстрое России", утвержденное Постановлением Правительства РФ N 1038 от 18.11.2013, которым Минстрой получил право устанавливать форму задания на проектирование.
Ранее портал ЕРЗ.РФ рассказывал о проекте приказа Минстроя России "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ".

 

 

              12. Определены правила признания проектной документации типовой
Сегодня вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 278 "Об утверждении Правил принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения, Правил использования типовой проектной документации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Согласно постановлению, за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации закрепляется статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного признавать проектной документацию типовой за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, для которых эти функции исполняет Министерство обороны.
Постановление устанавливает срок применения типовой проектной документации - пять лет со дня включения сведений о признании ее типовой в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Также обозначены критерии, которым должна соответствовать такая документация. В том числе объект, строительство которого

предусмотрено, должен иметь подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса "С". Сама проектная документация не должна содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Типовая проектная документация будет исключаться из единого реестра в течение трех рабочих дней со дня истечения срока применения или отмены решения о признании ее типовой. Такое может случиться в случае, если в Минстрой России поступят документы, свидетельствующие о недостоверности сведений о проектной документации и (или) подтверждающие документы, на основании которых ее признали типовой, а также в случае выявления нарушения порядка принятия решения и факта отчуждения исключительных прав заказчика на данную проектную документацию.
Правила использования типовой проектной документации устанавливают, кроме прочего, порядок внесения изменений в типовую проектную документацию и случаи ее обязательного использования.
Так, федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, и другие организации, обеспечивающие строительство объекта, при подготовке проектной документации обязаны использовать типовую проектную документацию объекта, аналогичного по назначению проектной мощности, природным и иным условиям.
До 1 марта 2023 года Минстрой России должен обеспечить реализацию мероприятий по развитию ЕГРЗ с учетом изменений, утвержденных постановлением.
Дата вступления в силу - 13.03.2022

 


              13. Срок действия квалификационных аттестатов экспертов продлили на два года
На портале Правительства РФ опубликовано Постановление N 353 от 12.03.2022 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году".
Постановление N 353 продлевает на два года срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает в период с 14.03.2022 по 31.12.2023.
Кроме того, на 12 месяцев продлевается действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период 14.03.2022 по 31.12.2022. Исчерпывающий перечень разрешений, действие которых продляется, установлен в приложении N 1 к данному Постановлению.
Помимо этого, Постановлением N 353 устанавливается, что срок, до которого должно быть пройдено периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, согласно установленному перечню, переносится на 12 месяцев в случае наступления указанного срока в 2022 году.
В данный перечень, помимо прочего, включены:
деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
геодезическая и картографическая деятельность;
деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Также устанавливается право для органов власти принимать решения, при необходимости определив порядок их реализации, в частности:
сокращать сроки предоставления госуслуг;
сокращать перечни документов и (или) сведений, представляемых для получения разрешения, переоформления разрешения, внесения изменений в реестр разрешений;
сокращать перечень обязательных требований (условий), в том числе лицензионных требований;
переводить разрешительные режимы в уведомительный характер;
выдавать разрешения сразу после заявления, а не проверять соответствие требованиям (возможность начать работать практически сразу);
упрощать взаимодействие с бизнесом для оценки соответствия требованиям: проводить дистанционно, посредством использования средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи только в документарной форме или вообще отказываться от процедуры;

не проводить периодическое подтверждение соответствия в рамках иных разрешительных режимов;
признавать разрешения, выдаваемые в иностранных государствах;
сокращать перечень грубых нарушений, влекущих приостановление или прекращение действия разрешения
отменять необходимость оплаты государственной пошлины, платы за услуги.
Указанные послабления распространяются в числе прочего на:
аттестацию работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики;
аттестацию работников в области промышленной безопасности;
выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
выдачу санитарно-эпидемиологического заключения;
выдачу разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии;
выдачу решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны;
регистрацию деклараций пожарной безопасности;
оформление и выдачу патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ;
Всего в данный перечень включено 168 разрешений.
Особенности разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения установлены в отдельном приложении. В частности, в нем определено, что сроки действия аттестации в указанной сфере, истекающие в 2022 году, продлеваются до 31 декабря 2022 года.
Эксплуатация опасных производственных объектов в 2022 году может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности декларации промышленной безопасности.
Сроки очередного подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, наступающие в 2022 году, продлеваются на три месяца.
Дата вступления в силу - 14.03.2022

 

              14. Главгосэкспертиза вводит временный порядок проведения государственной экспертизы
Глава ФАУ Главгосэкспертиза Игорь Манылов подписал Приказ от 11 марта 2022 года N 46 о временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Временный порядок принят в связи с решением вице-премьера Марата Хуснуллина о введении моратория на подготовку отрицательных заключений экспертизы. Правовая основа для применения временного порядка должна быть готова не позднее 1 апреля 2022 года.
Согласно документу, невозможность устранения критичных замечаний, выданных в ходе проведения государственной экспертизы до завершения регламентного срока её проведения, может стать основанием для расторжения договора со стороны Главгосэкспертизы. При этом временный порядок содержит перечень из восьми замечаний, которые не могут стать основанием для досрочного расторжения договора.

 

              15. Минстрой: при отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению
На одном из правовых порталов опубликовано письмо Минстроя России N 3362-ОГ/08 от 21.02.2022 "По вопросу восстановления проектной документации".
В письме Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России сообщает, что согласно положениям 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения (ПД)

должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
ПД должна быть в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступности элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.
Минстрой считает, что необходимо учитывать, что в течение жизненного цикла здания или сооружения осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Информация, достаточная для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта, может быть получена в ходе комплексного обследования технического состояния здания (сооружения).
При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Департамент считает, что результатом проводимых обследований является ПД, основные требования к которой установлены ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
На основании изложенного Департамент делает вывод, что при отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.
             

 

              16. Проект о внесении изменений в ТР о безопасности зданий и сооружений
В ПСС Техэксперт включен проект постановления "О внесении изменений в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"".
По поручению Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации продолжает работу по снижению регуляторной нагрузки в строительстве.
Так, ключевым для строительной отрасли в 2021 году стал вопрос о продолжении оптимизации обязательных требований в строительстве с целью снижения административных барьеров.
За период 2020-2021 годов было сокращено порядка 70% обязательных требований без ущерба для безопасности зданий и сооружений.
Отмена обязательных требований в строительстве способствует расширению прав застройщиков (технических заказчиков) на применение способов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, указанных в части 6 статьи 15 Технического регламента (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ), т.е. посредством расчетов, испытаний, моделирования.
Проект предлагает добровольность применения, подразумевает возможность использования проектировщиками либо добровольных требований, либо на альтернативной основе других правил при дополнительном обосновании того, что они обеспечивают соблюдение требований Технического регламента.

 

              17. Приказом Росстандарта от 18 февраля 2022 года N 82-ст утвержден ГОСТ Р 59706-2022 "Грунты химически закрепленные. Технические условия".
Стандарт распространяется на грунты, закрепленные растворами на основе цемента и силиката натрия, используемые при строительстве, реконструкции и ремонте объектов капитального строительства, а также для работ по инженерной защите территорий от природных и техногенных процессов, и устанавливает их технические характеристики.
ГОСТ Р 59706-2022 введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.
Также Приказом Росстандарта от 4 марта 2022 года N 116-ст утвержден ГОСТ Р 70035-2022 "Конструкции деревянные. Пиломатериалы, заготовки и детали деревянные. Метод определения влажности диэлькометрическим влагомером".
Стандарт устанавливает неразрушающий метод оценки влажности пиломатериалов, заготовок и деревянных деталей. Стандарт определяет условия, которым должны соответствовать диэлькометрические влагомеры и измерительные системы на их основе для измерения влажности отдельных образцов древесины. Стандарт распространяется на нестроганые, строганые, а также обработанные другими способами пиломатериалы, заготовки и деревянные детали.
ГОСТ Р 70035-2022 введен в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.

 

              18. Приказом МЧС России от 17.12.2021г. №880 утвержден СП 506.1311500.2021 Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности
Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств [1], в т.ч. гибридных и электромобилей. Настоящий свод правил не распространяется на объекты, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, на стоянки для автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, а также автомобилей, перевозящих взрывчатые, ядовитые, инфицирующие и радиоактивные вещества.
Применяется с 01.03.2022. Заменяет СП 154.13130.2013, СП 4.13130.2013 в части

 

              19. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.02.2022 N 90/пр утвержден СП 511.1325800.2022 Посадочные площадки. Правила проектирования
Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию и распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые посадочные площадки, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе на нефтегазовых месторождениях и других труднодоступных территориях, предназначенные для регулярных или эпизодических полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
Применяется с 11.03.2022

 

              20. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2022 N 59/пр утверждено Изменение N 2 к СП 14.13330.2018 СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах
Применяется с 01.03.2022

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".