Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в ноябре 2021 года.

 

По данным ООО «ТЕХЭКСПЕРТ»

 

         1. 23-24 ноября 2021 года в Москве на площадке НИУ МГСУ состоялся Первый объединенный евразийский конгресс "ТИМ-сообщество - 2021. Люди. Технологии. Процессы". Мероприятие проводилось по инициативе Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ, а также Общественного совета при Минстрое России.

 

         Конгресс был призван объединить специалистов отрасли в области технологий информационного моделирования (ТИМ), создать единую платформу для получения актуальной информации о цифровых инновациях и выработать универсальные подходы и стандарты, которые позволят сделать переход участников инвестиционно-строительного процесса на ТИМ с 1 января 2022 года наиболее эффективным.
Работа конгресса включала в себя деловую и выставочную программы. Деловая программа конгресса была разделена на три блока: "Люди", "Технологии", "Процессы". В рамках тематических панельных дискуссий эксперты обсудили роль государства и бизнеса в подготовке профессиональных кадров, развитии российского рынка программного обеспечения в сфере ТИМ, совершенствовании правовых и технологических норм в области цифровизации и др.
В выставочной части посетители смогли ознакомиться с информационными и презентационными стендами партнеров мероприятия, задать интересующие вопросы специалистам и представителям компаний.
В деловой программе конгресса - доклады ведущих экспертов отрасли. Провелись выступления представителей Правительства Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Росреестра, Общественного совета при Минстрое России, ДОМ.РФ, ФАУ ФЦС, НОТИМ, НОСТРОЙ, Главгосэкспертизы России и др.
К участию были приглашены представители государственных и общественных организаций, инвестиционно-строительного бизнеса, главы субъектов Российской Федерации, производители строительных материалов, разработчики отечественного программного обеспечения, специалисты ведущих зарубежных компаний.
"Конгресс должен стать ежегодным плановым событием в сфере ТИМ, главной площадкой страны для конструктивного диалога бизнеса и власти в этом направлении", - подчеркнул Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин.


         2. Утвержден новый межгосударственный стандарт для специалистов в области строительства ГОСТ ISO 10077-1-2021 "Характеристики теплотехнических оконных блоков, дверных блоков и жалюзи. Расчет коэффициента теплопередачи. Часть 1. Общие положения" утвержден приказом Росстандарта от 14 октября 2021 года N 1145-ст.


         Стандарт устанавливает метод расчета коэффициента теплопередачи оконных и дверных блоков, состоящих из светопрозрачных и/или непрозрачных заполнений, установленных в раме с жалюзи или без них. Стандарт рассматривает: различные виды заполнений [стекло или пластик, однослойное или многослойное остекление (в т.ч. стеклопакеты); обычные стекла и стекла с низкоэмиссионными покрытиями; с межстекольным пространством, заполненным воздухом, либо иными газами]; непрозрачные заполнения оконных или дверных блоков; различные типы материалов рам (древесина, пластик, металл с терморазрывом и без него, металлические, с точечными штифтовыми соединителями или выполненные из любой комбинации материалов); при необходимости, дополнительное термическое сопротивление, создаваемое различными видами закрытых жалюзи или маркиз в зависимости от их воздухопроницаемости.
ГОСТ ISO 10077-1-2021 вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2022 года.

         3. Опубликовано письмо Минстроя России от 01.11.2021 N 47672-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".


         Указанные Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за III квартал 2021 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Письмо N 47672-ИФ/09 от 01.11.2021 подготовлено в дополнение к письму Минстроя России N 46012-ИФ/09 от 25.10.2021.
В нем строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в IV квартале 2021 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).

         4. 10 ноября 2021 года Минстрой России опубликовал проект поправок в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Как уточняют в ведомстве, поправки разработаны в рамках плана мероприятий "Трансформация делового климата".


         Законопроект содержит две основные новеллы. Во-первых, предлагается наделить Минстрой России полномочиями по утверждению документов в области стандартизации. В частности, полномочиями по утверждению перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соответствие требованиям Технического регламента. Во-вторых, в целях развития способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания,
сооружения требованиям безопасности, в том числе при помощи документов по стандартизации, выполненных в иностранных системах (Еврокодов).
"Законопроектом предусматриваются альтернативные способы и механизмы обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания, сооружения требованиям безопасности, расширяется доказательная база соответствия требованиям безопасности, уточняются случаи разработки специальных технических условий", - поясняют разработчики.
В техрегламенте предлагается закрепить норму о том, что специальные технические условия (СТУ) могут являться основанием для включения содержащихся в них требований в национальные стандарты и своды правил. Напомним, в июле текущего года Минстрой анонсировал упрощение процедуры перевода СТУ в статус СП.
Еще одна новелла связана с закреплением сертификации строительных материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации, за организацией, подведомственной Минстрою России.
Для вступления в силу новых требований предусмотрен полугодовой переходный период.
Общественное обсуждение законопроекта на портале проектов НПА продлится до 30 ноября 2021 года.

         5. Утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области строительства ГОСТ Р ИСО 13056-2021 "Трубопроводы из пластмасс. Напорные трубопроводы для горячей и холодной воды. Метод испытания на герметичность под вакуумом" утвержден приказом Росстандарта от 29 октября 2021 года N 1405-ст.


         Стандарт устанавливает метод испытания соединений трубопроводов из термопластов на герметичность в условиях вакуума. Стандарт применяют для трубопроводов на основе труб из термопластов, предназначенных для использования в напорных системах горячего и холодного водоснабжения.
ГОСТ Р ИСО 13056-2021 вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2021 года.

         6. Опубликован Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2021 N 635/пр "О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 741/пр".


         Приказом предусмотрено внесение изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 г. N 741/пр, в целях приведения их в соответствие с требованиями ГрадКодекса, в связи с Федеральным законом от 30.12.2020 г. N 494-ФЗ.

         7. Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования сообщает, что с 1 марта 2022 года вступит в силу профессиональный стандарт "Специалист в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".


         Разработанный Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) совместно с ВНИИ Труда и ФАУ "Главгосэкспертиза России" профессиональный стандарт утвержден приказом Минтруда России от 11.10.2021 N 698н. Документом установлены квалификационные требования к специалистам, выполняющим организацию и проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Также с 1 марта 2022 года вступят в силу профессиональные стандарты "Специалист по проектированию уникальных зданий и сооружений" (утвержден приказом Минтруда от 19.10.2021 N 730н) и "Специалист по проектированию автоматизированных систем управления технологическими процессами" (утвержден приказом Минтруда от 12.10.2021 N 723н).
Все три профстандарта в ноябре текущего года официально зарегистрированы Минюстом России.

         8. 19 ноября 2021 года официально опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.10.2021 N 747н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации строительства".


         Стандарт содержит перечни необходимых знаний и умений специалистов, выполняющих организацию производства работ и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства.
Профессиональный стандарт разработан Национальным объедением строителей (НОСТРОЙ) при участии ВНИИ труда, Института строительства и ЖКХ НИУ ВШЭ, НП Национальное объединение участников строительной индустрии и других организаций.
Профессиональный стандарт для специалистов, сведения о которых подлежат внесению в Национальный реестр специалистов (НРС) по организации строительства вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Напомним, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект N 1212919-7, предусматривающий введение обязательной независимой оценки квалификации внесенных в НРС специалистов с 1 сентября 2022 года.

         9. Приказом Росстандарта от 12 ноября 2021 года N 1493-ст. утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области строительства автомобильных дорог ГОСТ Р 59848-2021 "Автомобильные транспортные средства категорий М2, М3. Технические требования и методы испытаний".


         Стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (ТС) категорий М2, М3 и устанавливает: классификацию ТС; требования безопасности к ТС, их системам, составным частям, комплектующим изделиям и материалам и методы испытаний.
ГОСТ Р 59848-2021 вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.

         10. Приказом Росстандарта утверждена новая редакция Общероссийского классификатора стандартов ОК 001-2021 (ИСО МКС) (далее - ОКС). Классификатор стандартов был обновлен впервые за двадцатилетнюю историю, предыдущая редакция была принята в 2001 году.


        Целью создания новой версии ОКС является отражение современных областей деятельности, технического и научного прогресса, в отношении которых разрабатываются документы по стандартизации. При этом в основу новой редакции ОКС легла обновленная версия Международного классификатора стандартов (ИСО МКС) с учетом уточнений, отражающих специфику российской экономики.
ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по стандартам и другим нормативным и техническим документам.
При разработке новой версии сохранены объекты классификации, иерархическая трехступенчатая система классификации и структура кодового обозначения, которая была принята в действующем ОКС.
Структура новой версии классификатора состоит из 40 разделов.
Также в отношении 23 групп и 57 подгрупп приведены наименования в новой редакции, а также включены примечания к наименованиям и ссылки на коды других группировок. Кроме того, в обновленную редакцию ОКС включены новые группы, в частности - "25.030 Аддитивные технологии".
Для обеспечения дополнительных поисковых возможностей для пользователей ОКС разработан и включен в состав классификатора в виде отдельного справочного приложения алфавитно-предметный указатель.
Напомним, что ранее Росстандартом была также утверждена новая редакция Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕКПС), который был положен в основу классификатора стандартов на оборонную продукцию (КСОП).
Новая редакция Общероссийского классификатора стандартов ОК 001-2021 (ИСО МКС) вводится в действие с 1 января 2022 г.

         11. Госдума приняла в третьем чтении законопроект N 1099901-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


         Ранее портал ЕРЗ.РФ сообщал о поправках, принятых в ходе рассмотрения данного законопроекта в нижней палате российского парламента. Напомним, что предусмотренный законопроектом подход позволяет застройщику на основании одного заявления о вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, направляемого в уполномоченный орган или организацию, получить весь комплекс необходимых услуг, вплоть до внесения записи о праве на такой объект в ЕГРН.
Законодатели устанавливают перечень случаев, кода данный порядок применяться не будет:
• при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (МКД) или иного объекта недвижимости, строительство, реконструкция которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", МКД, построенного, реконструированного жилищно-строительным кооперативом;
• в случае если на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на построенные, реконструированные здание, сооружение или все помещения, машино-места в них.
Принятый законопроект дополняет Главу II 39-ФЗ от 25.02.1999 новой нормой. Она устанавливает, что в случае если здание или сооружение либо расположенные там
помещения, машино-места созданы в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, до получения разрешения на ввод такого здания, сооружения в эксплуатацию лицами, за счет чьих капитальных вложений они были построены, может быть подписан документ, подтверждающий исполнение данными лицами обязательств по строительству, который должен содержать сведения, предусматривающие возникновение прав на такие здание или сооружение либо на расположенные там помещения, машино-места.
Кроме того, в законопроекте появились нормы, которые вносят изменения в ст.84 Земельного кодекса РФ, меняющие порядок установления, изменения границ населенных пунктов.
В ГрК РФ законопроект вводит норму, позволяющую осуществлять замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений. Случаи, когда такое возможно, должно определить Правительство РФ.
Также законопроект вносит правки в закон 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", установив в нем порядок взаимодействия органов, уполномоченных на выдачу РВ, и органов регистрации прав.
В этот же закон вносится норма, устанавливающая запрет на создание и использование сайтов в сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В случае принятия законопроекта он вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 01.09.2022.

         12. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного строительного надзора", который, в духе положений ФЗ N 248-ФЗ "О государственном контроле", формирует в строительном надзоре систему контроля на основе показателей результативности и эффективности.


         Разработчики проекта предполагают, что индикативные показатели будут применяться для мониторинга надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, а также уровня вмешательства надзора в деятельность контролируемых лиц.
В число критериев входят количество плановых и внеплановых проверок, а также других надзорных мероприятий (выездные и документарные проверки, профилактические визиты, предостережения о нарушениях) за отчетный период, количество возбужденных по материалам проверок дел об административных нарушениях и суммы административных штрафов. Имеет значение и общее количество подконтрольных объектов. Всего проект приказа содержит перечень индикаторов из двадцати пунктов.

         13. Минстрой России разработал и опубликовал в целях общественного обсуждения поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие введение понятий "образцовая проектная документация" и "образцовое проектное решение".


         Образцовое проектное решение утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы образцового проектного решения. Образцовые проектные решения будет утверждать Минстрой России. Сведения об утверждении образцового проектного решения, а также утвержденное образцовое проектное решение включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию образцового проектного решения, порядок подготовки, утверждения, изменения и предоставления образцового проектного решения будут установлены Правительством РФ.
Разработчики сообщают, что введение в Градкодекс института типового проектирования и типовых проектов по сути является только первым этапом внедрения в практику повторного использования типовых проектов на государственных стройках. Цели введения дополнительно к "типовой" ещё и "образцовой" проектной документации в сопроводительных документах не раскрываются - обе могут быть безвозмездно использованы государственными заказчиками, сведения об обоих видах проектов, рекомендованных для повторного применения, будут публиковаться в ЕГРЗ.
"Представляется целесообразным развить институт образцового проектирования и утвержденные образцовые проектные решения сделать составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства", - говорится в сводном отчете к законопроекту.
Общественное обсуждение продлится до 30 ноября 2021 года.

         14. На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 1945 от 15.11.2021 "О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории".


         Документом с 01.03.2022 отменяется необходимость подготовки документации по планировке территории для газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1,2 мегапаскаля. Ранее портал ЕРЗ.РФ информировал о подготовке проекта данного постановления.
Для этого вносятся изменения в абз.3 п.1 "Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории", утвержденного постановлением Правительства РФ N 1816 от 12.11.2020.
Напомним, что постановлением Правительства РФ от 13.07.2021 N 1173 "Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство", утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, дополнен объектами, предназначенными для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно.
Дата вступления в силу - 01.03.2022

         15. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.05.2021 N 284/пр утвержден СП 501.1325800.2021 Здания из крупногабаритных модулей. Правила проектирования и строительства.


         Настоящий свод правил разработан с учетом требований [1]-[5] и содержит рекомендации по проектированию, расчету, изготовлению конструкций и возведению
зданий из крупногабаритных модулей повышенной заводской готовности, а также по их транспортированию.
Основной крупногабаритный модуль представляет собой прямоугольную замкнутую пространственную конструкцию, собираемую на заводе-изготовителе из плоских элементов. Предельные габаритные размеры модуля: продольный - 15,5 м; поперечный - 7,5 м; высота - 3,55 м.
Крупногабаритный модуль может быть использован для строительства жилых, общественных и административных зданий.
На строительную площадку могут поступать модули комплектной поставки - полностью оснащенные инженерными сетями, оборудованием, фасадными системами, дверьми, окнами и с завершенной внутренней отделкой.
Аналогично основным модулям проектируются модули повышенной заводской готовности: лестнично-лифтовые узлы, лоджии, эркеры, входная группа и т.д.
Технико-экономической предпосылкой строительства зданий из крупногабаритных модулей и получения экономического эффекта, по сравнению со строительством аналогичных зданий в крупнопанельном или монолитном исполнении, являются:
- производство квартир, жилых и нежилых помещений в заводских условиях на конвейере;
- повышенный контроль за качеством поставляемых материалов и комплектующих;
- высококачественное и высокоточное производство в оптимальных заводских условиях, минимизация неблагоприятных воздействий на строительной площадке;
- повышение производительности труда;
- рациональное объединение всех видов строительных работ под одним руководством, организованные команды специалистов на производстве и стандартизованные рабочие процессы;
- энергоэффективность заводского производства;
- гарантия качества работ завода-изготовителя;
- снижение расходов на транспортную составляющую;
- снижение объемов нагрузки на дорожную сеть;
- сокращение трудоемкости работ на строительной площадке за счет максимальной механизации и роботизации всех видов работ в заводских условиях (90% трудозатрат на производстве для возведения здания переносятся на завод-изготовитель);
- снижение загрязнения окружающей среды в районе строительства;
- снижение общей себестоимости работ;
- сокращение продолжительности возведения здания и, как следствие, ускорение сроков окупаемости проекта;
- улучшенные условия для строительства в регионах с преобладающими отрицательными температурами в течение года, где транспортирование готовых модулей выгоднее, чем доставка сырья и материалов на объект.
Настоящий свод правил нормирует требования на этапах: проектирование, изготовление изделий, сборка крупногабаритных модулей, транспортирование на объект строительства и возведение зданий.
Дата вступления в силу - 14.11.2021г.

 

Государственная Экспертиза
проектной документации

включая проверку достоверности определения сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Негосударственная Экспертиза
проектной документации

включая экспертно-консультационные услуги, проверку сметной стоимости

Вход в личный кабинет
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация или вы не хотите соглашаться с использованием cookies, пожалуйста, посетите страницу. "О cookies".